В статье раскрыты особенности процесса адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе. Выделены этапы процесса адаптации младших школьников, а также факторы, осложняющие этот процесс. Особое внимание уделено проблемам адаптации первоклассников к образовательному процессу.
Ключевые слова: адаптация, образовательных процесс, первоклассник, социальная роль
The article reveals the features of the process of adaptation of first-graders to the conditions of education in primary school. Stages of process of adaptation of younger schoolboys, and also the factors complicating this process are allocated. Special attention is paid to the problems of adaptation of first-graders to the educational process.
Keywords: adaptation, educational process, first grader, social role
Адаптация в первом классе — это особенный и трудный период в жизни ребенка, в ходе которого происходит ознакомление и вживание в новую социальную роль — ученика, осваивается новая деятельность — учебная, меняется социальное окружение. Появление одноклассников и педагогов как части большой социальной группы меняет кардинально жизнь ребенка.
Сложностью и значимостью периода, который связан с адаптацией первоклассников к образовательному процессу, интересовалось множество исследователей как в отечественной психологической и педагогической литературе, так и в зарубежной. Данной проблеме посвящены исследования Н. И. Гуткиной, Л. А. Венгера, И. В. Дубровиной, Р. В. Овчаровой, В. С. Мухиной и других. Проблемами социально-психологической адаптации занимались А. А. Налчаджанян, Ф. Б. Березин, Н. С. Трофимов и другие.
Данные различных исследований (Э. М. Александровская, Г. Ф. Кумарина и др.) свидетельствуют о наличии серьезных трудностей в адаптации к школе у 20–60 % первоклассников. Для массовой школы, в которой проходит обучение множество детей, является реальностью факт наличия учеников, которые в самом начале обучения не могут справиться со школьной образовательной программой. Данные ученики испытывают сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками, с соблюдением дисциплины, что усугубляется как правило проблемами со здоровьем и поведением [1].
Начинающие свое школьное обучение первоклассники сложно привыкают к новым условиям. И если данные сложности перестают носить временный характер, то могут сделать ребенка труднообучаемым и трудновоспитуемым [3, с. 14].
Организм первоклассника адаптируется к новым условиям и требованиям в несколько этапов. Физиологи выделили три таких этапа:
- Первые 2–3 недели обучения в организме ребенка происходит физиологическая буря, когда все системы работают на пределе. Новые условия и сильно перенапряжения становятся причиной высокой заболеваемости первоклассников в данный период адаптации.
- Второй этап адаптации характеризуется процессами неустойчивого приспособления. Организм ребенка находит адекватные нагрузкам реакции, степень напряжения идет на спад.
- Относительно устойчивое приспособление сопровождается значительно уменьшающимся напряжением организма при реакции на новые нагрузки [2, с. 302].
Адаптация ребенка к школе может занять от двух недель до полугода, ее длительность зависит от множества факторов. К факторам, которые осложняют адаптацию относятся депривация, низкий уровень предварительной подготовки к школе; двигательные нарушения; нарушения в формировании познавательных процессов; соматическая слабость; эмоциональные расстройства; низкий уровень социализации.
Совокупность данных факторов позволяет выделить следующие проблемы адаптации первоклассников к образовательному процессу:
- Сложность формирования «социальной позиции школьник». Несформированность данной социальной роли проявляется в том, что младший школьник отдает предпочтение игровой деятельности, а отношения строит по дошкольному типу, не желая выходить за рамки комфортной среды. Отрицание новой социальной позиции также выражается в отказе и нежелании посещать школу, присутствует негативная установка по отношению к учебе. Ход нормального развития младшего школьника может в процессе адаптации осложняться непринятием новой роли и социального статуса ученика, незрелостью мотивации к обучению в школе, двойственным, а в некоторых случаях негативным отношением первоклассника к школе [4].
- Частой проблемой адаптации является наличие отрицательного отношения к школе. Подверженные такому отношению дети испытывают трудности в работе с учебным материалом, построением взаимоотношений с одноклассниками и педагогами. Школа при подобном отрицательном отношении часто выступает как враждебная среда, которой ребенку невыносимо находиться. Данные затруднения часто трансформируются в агрессию, младший школьник начинает нарушать дисциплину, отказывается выполнять задания.
- Низкий уровень адаптации характеризуется также отрицательными отзывами первоклассника об учителях и школьной жизни, ребенок нарушает дисциплину, плохо усваивает учебный материал, домашние задание выполняет нерегулярно. Младший школьник начинает часто жаловаться на здоровье, а его настроение подвержено частой смене [8, с. 302]. При выполнении общественных заданий обучающийся проявляет пассивность, выполняя их только под контролем. Отношения с учителями и одноклассниками выстраиваются с трудом.
- Высокий уровень тревожности снижает сопротивляемость стрессу, младший школьник боится строить отношения с учителями, боится не оправдать ожидания. Ситуации проверки знаний вызывают страх. Высокий уровень тревожности может проявиться у школьника неблагополучного, испытывающего объективные проблемы в важнейших сферах жизни. Также высокий уровень тревожности может проявиться и у вполне благополучных детей на фоне нарушений самооценки, личностных конфликтов и других субъективных факторов.
Можно сделать вывод о том, что для ребенка социальные отношения, меняющиеся при поступлении в школу, являются источником серьезных трудностей. У младшего школьника может быть спровоцировано появление школьной дезадаптации из-за смены привычного ритма жизни, обстановки и условий жизни. Усугубляют ситуацию также возрастающие умственные и физические нагрузки, необходимость проявлять большую самостоятельность, что ведет к тревожности и перенапряжению. Поэтому педагогами, родителями и психологами должны создаваться условия для успешной адаптации первоклассников к образовательному процессу, которая заложит основы полноценного развития ребенка.
Литература:
- Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.]; под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. -285 с.
- Сидорина Е. В., Иванова И. А., Емельянова А. М., К проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–3. С. 302–305.
- Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н., Адаптация первоклассников к школе // Начальная школа. 2018. № 7. С. 14–17.
- Эриксон Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон. — СПб.: Ленато, 2015. — 592 с.