В статье раскрыта суть процесса адаптации первоклассника к учебной деятельности.
В качестве методологической основы выступили труды Р. В. Овчаровой, Е. И. Рогова, И. В. Дубровиной, М. М. Безруких, И. Ю. Кулагиной и др. В работе описана психологическая сущность процесса адаптации и дезадаптации первоклассников к учебной деятельности.
Изучение школьной дезадаптации в настоящее время не утратило своей актуальности, так как начало обучения в школе — это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни людей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека — это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Начало обучения в школе — это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни людей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане
За последние годы увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся. Все это нашло отражение в стандарте второго поколения, где говорится о том, что необходим учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, велика роль и значение видов деятельности и форм общения.
ФГОС также ориентирует учителей на внедрение разнообразных индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого ребенка, что не мало важно для ребенка только что пришедшего в школу и еще не полностью адаптировавшегося в совершенно новых для него условиях [3].
Большое значение в вопросе адаптации имеет такой фактор, как особенности жизни ребенка в семье. Заметным явлением является то, что дети, посещавшие детские сады адаптируются быстрее.
Один из критериев адаптации является состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием нагрузки.
Вопросами адаптации и дезадаптации интересовались во все времена. В своих исследованиях мы опирались на труды Р. В. Овчаровой, Е. И. Рогова, И. В. Дубровиной, М. М. Безруких, И. Ю. Кулагиной и др.
По мнению психолога Т.Шибутани «Адаптация относится к хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами». Такое понимание адаптации содержит идею активности личности, представление о творческом целеустремленном и преобразующем характере, ее социальной активности [6].
А. В. Петровский выводит такое понятие адаптации: адаптация социальная — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды [5].
Р. С. Немов считает, что адаптация социальная — это приспособление человека к социальным условиям существования [4].
У предложенных авторов нет больших различий в определении адаптации. Все они считают главным — приспособление к социальной среде.
Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально — психологическом, так и в физическом плане. Приспособление (адаптация) ребенка в школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Большинство детей в основном готовы к школе. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена» которую «платит» организм ребенка за достигнутые успеха, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе, и наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособляться. И учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.
В случаях, когда ребенок не готов к обучению в школе, не принимает правил и требований, предъявляемые ему школой можно говорить о дезадаптации обучающего к учебной деятельности.
Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей.
Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требует от него новых форм поведения. Приспосабливаясь к новым условиям, организм мобилизует для этого систему адаптационных реакций.
Термин «школьная дезадаптация» сегодня достаточно широко употребляется в психолого- педагогической науке и практике. Приставка «дез» в одном из своих значений подразумевает отсутствие, отмену, устранение чего-либо, а в другом движение вниз, понижение. Термином «школьная дезадаптация» или «школьная неприспособленность» фактически определяют любые затруднения, отклонения, возникшие у ребенка в его школьной жизни. Часто термин «школьная 259 дезадаптация» употребляется в значении «социально-психологическая».
Заинтересовавшись темой адаптации первоклассника мы провели исследования на базе 1 класса по методикам «Дерево», «Человек под дождем». Методики проводились дважды в декабре и в феврале. По результатам исследований мы получили данные о том, что из 20 обучающихся класса в декабре было 5 детей с признаками дезадаптации, а в феврале всего 2 обучающихся оказались с признаками дезадаптации.
На основе полученных результатов мы пришли к выводу, если своевременно проводить консультации с родителями, то они смогут дома в семье помочь первокласснику пройти этот непростой период.
Учителя часто сталкиваясь с проблемным ребенком думают, что смогут справиться с этой ситуацией сами, но на практике часто получается наоборот, поэтому если учителя будут своевременно обращаться за помощью психолога, то процесс адаптации будет плавным и велика вероятность, что ребенок адаптируется быстрее.
Основываясь на трудах ученных и сделанных выводах, мы подготовили рекомендации по успешной адаптации обучающихся к учебной деятельности: 1) систематически проводить беседы родителей с психологом; 2) приглашать на внеклассные занятия психолога; 3) проводить индивидуальные беседы родителей, обучающихся с психологом; 4) учителям систематически проводить занятия направленные на знакомство с требованиями и правилами школы; 5) включать в уроки элементы игр, направленные на сплочение коллектива; 6) организовывать приятную психологическую атмосферу в классе.
Литература:
- Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
- Веретенникова Л. К. Формирование образовательных стратегий студентов университетов// Преподаватель 21 век. 2014.№ 3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. Вестник образования.-2010. — № 2.
- Немов, Р. С. Психологический словарь.
- Петровский,А. В. Психологический словарь/А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. -М.: Издательство политической литературы, 1990.
- Шибутани, Т. Психологический словарь/Т. Шибутани. -М.: Сфера, 2001.