Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Школьная дезадаптация

Научный руководитель
Психология
24.11.2020
6025
Поделиться
Библиографическое описание
Райлян, Т. А. Школьная дезадаптация / Т. А. Райлян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75561/.


В статье раскрывается понятие дезадаптации, описываются причины и признаки дезадаптации и методы решения проблемы школьной дезадаптации.

Ключевые слова: дезадаптация, психологические особенности, причины школьной дезадаптации.

Начало школы — новый период в жизни ребенка, когда его обязанности растут, происходят изменения в привычном образе жизни и социальной среде. Но период адаптации в школе не всегда проходит плавно. Некоторые дети, оказавшиеся в новых условиях школьной среды, не могут полностью адаптироваться к ним, что проявляется когнитивными, поведенческими, эмоциональными и психосоматическими нарушениями. Для таких детей характерна усталость, большая тревожность, заболеваемость, негативное отношение к учебе, конфликты со сверстниками. Их развитие неблагоприятно из-за переживания и перенапряжения. Это объясняет актуальность моей статьи.

Проблема дезадаптации школьников отражена в таких нормативных документах, как: «Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990 г., «Декларация прав ребенка»; «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка», Конституция РФ; Федеральный закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012.

Проблему школьной дезадаптации ее решения исследовали Е. М. Александровская, А. М. Дорожевич, Е. В. Новикова. В своих работах Н. Г. Лусканова и И. А. Коробейникова отмечают, что дезадаптация — это набор признаков, указывающий на то, что социопсихологический и психологический статус ребенка не соответствует требованиям школьной ситуации, обучение в которой по ряду причин становится затруднительным, в крайних случаях невозможным. Каган В. Е. рассматривает «дезадаптацию» как нарушение объективного статуса в семье и школе, что осложняет образовательный и образовательный процесс. [2]

Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т. д. Под понятием «школьная дезадаптация» понимают нарушение адаптации у школьника к условиям учебного заведения. При этом нарушении происходит снижение способностей к обучению, осложняются взаимоотношения с педагогом и со сверстниками.

Среди множества причин школьной дезадаптации психологи выделили основные ее причины. Первая причина — сильное подавление родителей и учителей — гиперопека, проявляется в чувстве стыда, боязни провала, страха ошибки. Следующая причина проявляется в соматическом расстройстве: заболевания внутренних органов, слабый иммунитет, физическая усталость. Третья причина — неготовность ребенка к школе, это проявляется в слабой моторике у ребенка, в отсутствии определенных знаний и навыков. Четвертая причина — задержка психического развития, незрелость ЦПС, несформированность высших психических функций. Исходя из этих причин, дети теряют интерес к учебе, они становятся тревожными, долго выполняют домашнее задание и быстро утомляются.

Для решения проблемы школьной дезадаптации ребенка к социально-педагогической деятельности следует привлекать психологов, педагогов и родителей [4]. Психолог на основании диагностики должен выявить у ребенка конкретную проблему и дать индивидуальные рекомендации педагогам и родителям по повышению адаптации. Психолог в течении первого полугодий проводит групповые и индивидуальные коррекционные занятия по адаптации к школе.

Учитель на основании рекомендации психолога выстаивает индивидуально-ориентированную работу с классом и с отдельными учениками. Необходимо создать доверительную и искреннюю эмоциональную среду в классе. Учителю нужно быть спокойным, сдержанным, подчеркивать успехи и достоинство учеников. Учитель может попытаться помочь ребенку наладить свои отношения со сверстниками.

Родители, в свою очередь, обязаны соблюдать контроль за усвоением ребенком учебного материала. Также родителям нужно больше времени уделять своему ребенку. Необходимо устранить недостаточную готовность ребенка к школе. Родители не должны переоценивать свои ожидания от ребенка, это рождает страх перед школой и родителями за их неудачу, неполноценность. Родителям и учителям не нужно сравнивать результаты ребенка с достижениями других, более успешных учеников. Сравнивать ребенка можно только с самим собой и хвалить за улучшение только собственных результатов.

Таким образом, под школьной дезадаптацией понимают расстройство способности приспосабливаться к внешней среде, это один из признаков проблем с общей психологической адаптацией. Проявляется в проблемах у ребенка с дисциплиной, усвоением знаний, взаимоотношениями со сверстниками. Существует множество причин и вариантов возникновения дезадаптации. Но в основе неправильной адаптации лежит неспособность ребенка принять новую роль и новую ситуацию в развитии. Следует помнить, что учителя и родители играют большую роль в обеспечении комфорта обучения ребенка. И только дружеское конструктивное взаимодействие учителя и родителя, а также личные качества учителя, тесный эмоциональный контакт детей с близкими взрослыми — залог создания и развития общего позитивного эмоционального фона отношений в новой социальной сфере — школе.

Литература:

  1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. Стр 33
  2. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 89–95.
  3. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций: тексты / Роджерс К. — М.: Наука, 1984. — С. 235–237.
  4. Зеленина, Е. Л. Школьная дезадаптация. Причины, проблемы, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Л. Зеленина. -Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2012. — 136 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дезадаптация
психологические особенности
причины школьной дезадаптации
Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 130-131):
Часть 2 (стр. 79-159)
Расположение в файле:
стр. 79стр. 130-131стр. 159

Молодой учёный