Автор: Шишкина Анастасия Сергеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Шишкина А. С. Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 560-562.



Актуальность изучения особенностей речевого развития детей предшкольного возраста обусловлена значимостью уровня развития речи ребенка в успешности начального этапа школьного обучения. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения русскому языку, литературному чтению, естествознанию, музыки и математики.

Требования образовательного Стандарта к результатам освоения программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие, по-прежнему, остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития детей — это формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Рассмотрим задачи речевого развития согласно требованиям ФГОС ДО [7]:

‒ овладение речью как средством общения и культуры;

‒ обогащение активного словаря ребенка;

‒ развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

‒ развитие речевого творчества;

‒ знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

‒ формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

‒ развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слух.

Условия реализации программ ДО должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в таких образовательных областях, как социально-коммуникативной, познавательной, речевой.

Рассматривая ФГОС НОО как нормативный документ, в котором определены условия для реализации задач по развитию речевой деятельности, мы можем говорить о тех результатах, которые должны быть получены на «выходе» ребенка из образовательного учреждения.

Примером этого могут служить предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету русский язык [6]:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Анализ образовательных стандартов разных уровней обучения показывает наличие преемственности между ними, которая заключается в:

‒ схожести целей, задач обучения;

‒ единой методологической основы;

‒ единообразии понимания структуры и содержания основной образовательной программы, условий и результатов.

Исходя из того, что одной из главных задач образовательных стандартов, в целом, является речевое развитие детей разберем подробнее, что из себя представляет речь и речевое развитие.

Для того чтобы понять, каковы психолого-лингвистические основы речевой деятельности, необходимо обратиться к самому понятию «деятельность».

Деятельность — это специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя. «Результат,- писал А. Н. Леонтьев,- к достижению которого стремится в своей деятельности субъект, может иметь как непосредственно практический характер, так и характер идеальный, теоретический. Очевидно, что в первом случае главное значение в деятельности будут иметь внешние — двигательные процессы, во втором — процессы внутренние, мыслительные». [4, 156]

«Мыслит не мышление, мыслит человек», — писал в одной из своих работ великий психолог Л. С. Выготский. [1, 245]

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для понимания сущности речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.

Проблемой развития речи в психологии занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. Все психические процессы у ребенка — память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.)

Рассмотрим речевые особенности детей 6–7 лет, которые выделяет М. Б. Елисеева. [3]

1) Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

2) Ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

3) У ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный — весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака,; лошадь, конь, скакун и т. д.), слова — действия, слова — признаки.

4) Ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, «Папа прочёл газету после того, как позавтракал». (Что он сделал вначале?) «Охотник бежит за собакой». (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы — сливовое, шапка из соломы — соломенная, у лисы — лисята, у льва — львята и т. д.

5) Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими, уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Таким образом, трудно переоценить значение комплексного обучения видам речевой деятельности в начальной школе для всей судьбы ребенка. Не только формальная грамотность школьника является основной задачей начальной школы: здесь должны быть заложены основы его функциональной грамотности, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно — это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно-ценностное развитие.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —— М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
  3. Елисеева М. Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста. // Логопед в детском саду. М., 2006. — № 1. — 10с.
  4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. -- М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011.
  6. Федеральный государственный образовательный начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373)
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): речевой деятельности, начального общего образования, дошкольного образования, Ребёнок должен, речевого развития детей, школьному обучению, детей предшкольного возраста, устной речи, развития речи, Российской Федерации, приказом Министерства образования, Утверждён приказом Министерства, развития речи ребенка, образования ребенок должен, науки Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный, речевой деятельности детей, развитие детей, Речевое развитие, формирования устной речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос