Тьютор-аниматор. Плюсы и минусы обучения в современной школе
Автор: Яскова Татьяна Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 13.01.2016
Статья просмотрена: 692 раза
Библиографическое описание:
Яскова, Т. А. Тьютор-аниматор. Плюсы и минусы обучения в современной школе / Т. А. Яскова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9483/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье рассматривается роль учителя в современной системе образования и треугольник взаимоотношений «учитель-ученик-родитель», а также условия реализации и корректирующие мероприятия программы эффективного обучения.
Пусть у наших детей будет всё то, чего мы были лишены. А лишены ли были? Этим вопросом задаются многие, кто хоть немного связан с педагогикой сегодня. Не хочет или не может современный ребёнок учиться? И почему? На этот и другие вопросы пытаются найти ответ педагоги, психологи и воспитатели. Совершенно очевидно, что если будет ответ, то будет и методика обучения и воспитания самодостаточного человека и гражданина. А пока, идя тернистым путём проб и ошибок, мы пытаемся внедрять в образовательную и воспитательную среду достижения научно-технического прогресса, отводя им едва ли не основную роль; воюем с родителями вместо того, чтобы заручиться их поддержкой; занимаемся всем тем, что влияет на стимулирующую часть нашей зарплаты в рамках эффективного контракта и что отнимает треть рабочего времени, выделенного на обучение детей; присуждаем призы за поделки, сделанные руками родителей, творческие работы и рефераты, написанные репетиторами…
Итак, учитель уже стал тьютором, всё остальное делает техника или родители, которые считают, что проще и быстрее сделать самим, чем научить ребёнка. Но вот незадача. Пройдя курс обучения в начальной школе, отмечено, что большинству детей становится неинтересно учиться, они всё больше и больше задаются вопросом «а зачем мне это надо?», мотивируя тем, что «это» им не пригодится в жизни. Откуда можно знать, что пригодится, а что нет. Решая одну проблему (как хорошо научить и воспитать детей) мы столкнулись с другой проблемой, как сделать это интересно. И вот оно, чудо, учитель стал аниматором. Организуя всевозможные экскурсии, уроки-путешествия и пр. мы надеемся на то, что, столкнувшись с трудностями, ребёнок начнет проявлять интерес к учёбе, любопытство так свойственно детям. Вместо этого он впадает в панику, теряет мотивацию к обучению, потому что до этого всё и всегда делали за него его родители, репетиторы, Интернет. Ситуация кризиса нарастает как снежный ком. В итоге, к девятому классу мы имеем либо отличников с завышенной самооценкой (ведь одну «тройку» или «четвёрку» ставить не рекомендуется), либо уже уставших от школы двоечников и троечников, потерявших себя еще в начальной ступени обучения, потому что с ними как раз почти никто и не работает, нет такой возможности. Хорошисты же самое незащищённое звено. Ученики этой категории легко могут пополнить либо первую, либо вторую группу.
Работа учителя трудна, неоднородна, требует креативного мышления, которое необходимо уложить в рамки образовательных стандартов. Надо отдать должное современным учебно-методическим комплексам, различным педагогическим форумам, сетям работников образования, формам дистанционного обучения и возможностям самообразования педагогов и воспитателей. Однако школа становится всё более похожей не на учебное заведение, а на разновидность досуговой организации с задатками обучения и воспитания.
Кроме всего прочего, родители, которые испокон веков считались одним из звеньев образовательно-воспитательного процесса, превратились в лучшем случае на «смотрящих со стороны», отдающих своих чад на временное содержание в школу, пока они на работе, а в худшем «представителями потребителей образовательной услуги», оценивающими качество со своей личной точки зрения. Отсюда или полное отстранение родителей из образовательно-воспитательной системы, или постоянные жалобы в контролирующие и вышестоящие организации. Учитель вынужден лавировать между этими рифами, дабы сохранить своё лицо, а иногда и нервную систему.
Так какова же роль учителя сегодня? Кто и кого воспитывает: учитель детей или родитель учителей. С этой проблемой всё чаще и чаще сталкиваются современные педагоги. Учитель сегодня — это в первую очередь человек с большой буквы, уверенный, знающий, любящий детей, грамотный и опытный специалист, пример для подражания во всём. Социальная среда, взаимоотношения людей, новая политика в области образования и воспитания угнетают всё больше и больше образовательную систему. К сожалению, не всех работников образовательных организаций можно назвать учителями. Однако у всех есть шанс ими стать.
На данный момент для совершенствования образовательной системы необходим ряд корректирующих мероприятий, таких как:
Обучение в малых группах учителем-наставником;
Ведение каждой группы психологом;
Особая роль трудовому обучению (без вмешательства родителей) и экологическому воспитанию;
Особая роль программе ГТО (без фанатизма ориентации на чемпионов);
Особая роль этике и эстетике, культуре и искусству через образовательный процесс, досуговую деятельность;
Постоянный мониторинг развития ребенка, для определения более точного его предназначения;
Рекомендательный характер выбора будущей профессии;
Выделенное направление деятельности — работа с родителями.
Ну и, пожалуй, самое важное. Весь комплекс этих мероприятий должен осуществлять профессионал, человек, который любит свою работу и детей, который не случайно пришёл в школу, потому что там «работать некому», а который видит своё будущее через призму школы.
Литература:
- Булатова, О. С. Педагогический артистизм: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. — М.: Изд.центр ≪Академия≫, 2001. — 2001. — 240 с.
- Зотова, Н. К. Обучение проектированию образовательных систем. Учебное пособие. Интернет
- Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. Зачем детям учиться.
Похожие статьи
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в условиях дистанционного формата
В данной статье рассматриваются основные функции социального педагога в школе, а также изменение функционала в формате дистанционного образования. В статье поднимается вопрос взаимодействия социального педагога с классным руководителем на фоне глобал...
Урок как основная форма организации обучения в современной школе
Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.
Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)
В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...
Личностно-ориентированное обучение на основе современных педагогических технологий
Данная статья освещает вопрос личностно-ориентированного обучения на основе педагогических технологий, его актуальность, цели и задачи. Также раскрывает самые используемые технологии и показывает, что даёт ученику современный урок.
Роль геймификации в процессе обучения истории
В данной статье рассматривается метод внедрения компьютерных игр в учебный процесс — образовательная геймификация как средство повышения мотивации у учеников к учебному предмету «История». Выявлены преимущества и недостатки данного метода в процессе ...
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Контроль и самореализация учащихся средствами дистанционной олимпиады
В статье рассматриваются теоретические основы формирования интереса и возможностей дистанционной олимпиады у будущих учителей.
Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности
Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...
Сущность и основные признаки дуальной модели обучения
В статье обосновываются преимущества и недостатки дуальной системы обучения для производства и образовательных организаций.
Похожие статьи
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в условиях дистанционного формата
В данной статье рассматриваются основные функции социального педагога в школе, а также изменение функционала в формате дистанционного образования. В статье поднимается вопрос взаимодействия социального педагога с классным руководителем на фоне глобал...
Урок как основная форма организации обучения в современной школе
Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.
Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)
В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...
Личностно-ориентированное обучение на основе современных педагогических технологий
Данная статья освещает вопрос личностно-ориентированного обучения на основе педагогических технологий, его актуальность, цели и задачи. Также раскрывает самые используемые технологии и показывает, что даёт ученику современный урок.
Роль геймификации в процессе обучения истории
В данной статье рассматривается метод внедрения компьютерных игр в учебный процесс — образовательная геймификация как средство повышения мотивации у учеников к учебному предмету «История». Выявлены преимущества и недостатки данного метода в процессе ...
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Контроль и самореализация учащихся средствами дистанционной олимпиады
В статье рассматриваются теоретические основы формирования интереса и возможностей дистанционной олимпиады у будущих учителей.
Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности
Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...
Сущность и основные признаки дуальной модели обучения
В статье обосновываются преимущества и недостатки дуальной системы обучения для производства и образовательных организаций.