Вовлечение студентов в проектную деятельность как фактор оптимизации учебного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 21.11.2015

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Герлингер, Е. В. Вовлечение студентов в проектную деятельность как фактор оптимизации учебного процесса / Е. В. Герлингер. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9197/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

С 2011 года в Кемеровском горнотехническом техникуме успешно апробируется авторская программа учебной дисциплины «Информатика и профессиональная адаптация» (для специальностей 130404, 140448, 130405, 130406, 130407), включенная в вариативную часть учебного плана. Данная программа была направлена на устранение ряда противоречий: между спросом и предложениями рабочей силы; между профессионально важными качествами личности в условиях рыночной экономики и отсутствием их у студентов; между необходимостью освоения общих и профессиональных компетенций и сложившимися ранее нормами формирования ЗУН.

Используемые технологии обучения этой дисциплине, так же как и других, актуальны, но в настоящее время получение качественного образования невозможно без широкого использования обучения на основе дистанционных образовательных технологий, позволяющих весомо дополнить и расширить традиционные формы организации профессионального образования.

Учитывая вышесказанное, рассмотрена одна из сторон процесса информатизации общества и образования — создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий — электронного курса, что позволит повысить эффективность образовательного процесса и снизить затраты временных и материальных ресурсов. Что определяет необходимость частичного введения определенных форм дистанционного обучения в Кемеровском горнотехническом техникуме.

Дистанционное обучение на современном этапе — это универсальная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств. В условиях формирования системы непрерывного образования и повышения квалификации, дистанционное обучение становится оптимальной формой опережающего обучения и профессиональной переподготовки.

Качественная программа дистанционного образования не просто копирует программу лекций, предоставляя возможность прочитать их на экране компьютера. Вместо того, чтоб просто дублировать программу обучения, курс организован таким образом, чтобы целенаправленно вовлекать студента. При этом, многие обучающиеся начинают чувствовать, что они больше вовлечены в процесс обучения, чем когда — либо были вовлечены, обучаясь в кабинете.

Кроме этого, вовлечение студентов в совместную работу на каждом этапе образовательной деятельности, является признаком профессионала, потенциально способного к развитию, достигшего определенной профессиональной зрелости. Примером подобной совместной работы является создание студентами элективных курсов под руководством преподавателя.

Учитывая вышесказанное, перед студентами Кемеровского горнотехнического техникума специальности 230401 Информационные системы была поставлена цель: разработать и создать электронный курс для дистанционного сопровождения теоретических уроков по дисциплине «Информатика и профессиональная адаптация» (для специальностей 130404, 140448, 130405, 130406, 130407), включающего в себя теоретическую часть, практическую часть, лабораторную часть, дистанционный контроль знаний и систему внутренней навигации.

К задачам проекта были отнесены:

1                    Адаптация теоретического курса авторской программы учебной дисциплины «Информатика и профессиональная адаптация» к виду электронного ресурса.

2                    Создание электронного приложения, отличающегося высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

В процессе реализации проекта, для достижения поставленных целей и задач, были пройдены следующие этапы:

I ЭТАП организационный (предпроектный). Изучалось состояние проблемы исследования, осуществлялся выбор темы проекта, анализ технологий и возможных средств решения проблемы

В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный курс, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изданием. Эти преимущества обусловлены использованием мультимедиа, гипертекста и интерактивности.

Для того чтобы электронный курс стал более востребованным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для дистанционного, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой курс можно предложить любому студенту, и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по дистанционному обучению, а также в проведении тестов, практических и лабораторных работ.

II ЭТАП конструирование проекта. Аналитическим инструментом для определения стратегии планирования проекта явился SWOT-анализ, с помощью которого были определены общие направления развития учебного заведения в целом, и возможности перехода на дистанционное обучение в рамках одной дисциплины. Для чего возможности техникума были сопоставлены с содержанием дисциплины «Информатика и профессиональная адаптация», что дало возможность сформулировать цель проекта и основные задачи.

III ЭТАП– —построение программы выполнения проекта (технологическая подготовка). Прописана система мероприятий для решения поставленных задач.

После реализации вышеперечисленных этапов, был создан дистанционный курс, отвечающий указанным требованиям и своему предназначению. Имеет следующее окно авторизации (см. рис. 1).

авториз.png

Рис. 1. Форма авторизации пользователя

 

IV ЭТАП — рефлексия проекта.

Завершающим этапом проекта, как и любой деятельности, должен быть анализ проделанной работы. Шаг назад позволяет оценить как саму идею, так и результаты ее реализации. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

          Достигнута ли цель проекта?

          Удалось ли реализовать все задачи?

          К каким последствиям привела реализация проекта (экономическим, социальным, педагогическим, культурным)?

          Какова дальнейшая перспектива развития проекта?

          Удалось ли реализовать все задачи?

          К каким последствиям привела реализация проекта (экономическим, социальным, педагогическим, культурным)?

          Какова дальнейшая перспектива развития проекта?

Данный проект носит перспективный характер, поэтому его полную рефлексию можно будет провести после апробирования в 2015–2016 учебном году.

 

Литература:

 

  1.                Государственный образовательный стандарт по направлению 654600 «Информатика и вычислительная техника» специальности 230105, 080802 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».
  2.                Документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем.
  3.                Бородина А. И., Черепица Л. С., Галицина Р. В. Текстовый процессор Word. Практикум: — Москва, БГЭУ, 2012 г. — стр. 132.
  4.                Кассер Б. Использование Microsoft PowerPoint 2007.-Киев: Диалектика, 2011. — стр. 156.
  5.                Косцов А., Косцов В. Word. Практическое руководство:— Москва, Мартин, 2012 г. — стр. 67.
  6.                Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. Москва, 2011г. — стр. 58.
  7.                Новиков Ф., Сотскова М. MicrosoftOfficeWord 2007 (+ CDROM): — Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2011 г. — стр. 93.
  8.                Острейковский В. А. Информатика. Москва, 2010г. — стр. 65.
  9.                Симонович С. В. Информатика. Базовый курс. 2012г. стр. — 103.
  10.            Джосаттис Н. М. Стандартная библиотека C++. Справочное руководство. 2014 г. — стр. 34.
  11.            Культин Н. Б. C++ Builder. 2008 г. — стр. 45.
  12.            Гринько Н. К., Грунь В. Д., Лунев В. Г. Недра духовной культуры горного дела. — ООО «Типография «ИМИДЖ-ПРЕСС», 2011 г. — стр.65.
  13.            http:/ru.wikipedia.org — Википе́дия — свободная общедоступная универсальная интернет-энциклопедия
  14.            http:/computerchoppers.ru — Все о горном деле. Добывающая промышленность.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, профессиональная адаптация, электронный курс, Кемеровский горнотехнический техникум, III, авторская программа, дальнейшая перспектива развития проекта, задача, реализация проекта, ЭТАП.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Стимулирование познавательной и творческой активности студентов через организацию самостоятельной работы

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Научно-исследовательская деятельность как элемент мотивационного процесса, направленный на раскрытие интеллектуальных способностей у студентов

Диагностика учебных достижений студентов как показатель эффективности реализации образовательных программ

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Стимулирование познавательной и творческой активности студентов через организацию самостоятельной работы

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Научно-исследовательская деятельность как элемент мотивационного процесса, направленный на раскрытие интеллектуальных способностей у студентов

Диагностика учебных достижений студентов как показатель эффективности реализации образовательных программ

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника