Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения
Авторы: Данилов Олег Евгеньевич, Поздеева Оксана Георгиевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 13.04.2015
Статья просмотрена: 1204 раза
Библиографическое описание:
Данилов, О. Е. Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения / О. Е. Данилов, О. Г. Поздеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7912/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается, какие возможности должны предоставлять обучающему инструментальные средства дистанционного обучения, как должен осуществляться дистанционный контроль знаний и какие недостатки могут быть у тестирующих программ. Кроме того, перечислены требования, предъявляемые к участникам процесса обучения, проходящего в дистанционной форме, и подходы к его организации.
Ключевые слова:электронные ресурсы образовательного назначения, дистанционное обучение, электронный учебно-методический комплекс.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) преподавателем в образовательном процессе может быть связано с разработкой им электронных образовательных ресурсов (ЭОР), включенных в состав учебно-методических комплексов преподаваемых дисциплин. Общение преподавателя с обучающимися в этом случае может быть реализовано в двух режимах: off-line и on-line. Общение в режиме off-lineпроисходит в виде опубликования участниками процесса обучения в Интернете развернутых и заранее отредактированных текстов в течение достаточно длительного времени. Отметим, что в таком понимании термин «off-line» употребляется довольно редко, так как обычно он обозначает такой режим общения, в котором вообще не задействованы интернет-коммуникации. Синхронное общение участников компьютерного обучения происходит в режиме on-line (в режиме реального времени). Предназначенные для дистанционного обучения инструментальные средства должны, как минимум, предоставлять:
- удаленное управление учебными дискуссиями;
- тематическую организацию дискуссий;
- возможность систематизировать публикуемые послания.
Кроме того, участниками процесса обучения посредством интернет-технологий могут быть использованы следующие возможности:
- поиск и хранение информации;
- управление базами данных;
- разработка совместных проектов;
- передача послания посредством электронной почты;
- пересылка файлов;
- ведение синхронных и асинхронных конференций;
- выбор единого документа в процессе группового обучения;
- управление процессом решения групповой задачи.
Дистанционный контроль знаний — важная и популярная тема для обсуждения в настоящее время. До сих пор нет однозначных ответов на многие вопросы технологии и методики не только дистанционного, но и традиционного тестирования, среди которых следующие:
- Должен ли процесс тестирование приносить удовольствие студенту?
- Должно ли моральное удовлетворение быть обязательным результатом тестирования?
- Должны ли быть результаты тестирования публичными?
- Должен ли процесс тестирования иметь соревновательный характер?
- Следует ли ограничивать время тестирования?
- Должен ли процесс тестирования быть обучающим?
- Нужны ли психологические разгрузки и отдых в процессе тестирования?
- Должен ли процесс тестирования опираться на личностно-ориентированную сюжетную линию?
- Следует ли разрешать тестируемому вносить исправления в уже выполненные тестовые задания?
- Следует ли выделять тестируемому лимит подсказок?
- Должен ли процесс тестирования позволять тестируемому самостоятельно выбирать порядок действий?
- Должны ли тестовые задания содержать элемент неожиданности?
- Что эффективнее для образовательного процесса в целом: тестирование как ролевая игра или тестирование как выбор ответов на вопросы?
Укажем недостатки, характерные для многих обучающих тренажеров и тестирующих программ [1], разбив их на группы:
- недостатки интерфейса обучающихся (отсутствие режимов самообучения; отсутствие соревновательного компонента; отсутствие психологических факторов для активизации внимания; однообразие представления информации; неоднозначность обозначений и т. д.);
- недостатки интерфейса составителей тестов (сложность освоения; большие временные затраты на ввод информации и конструирование заданий; сложности ввода графической информации; необходимость технического сопровождения; отсутствие анимационных средств; сложность редактирования тестовых заданий и т. д.);
- недостатки интерфейса экзаменаторов (сложность освоения; отсутствие оперативного контроля успехов обучающихся; отсутствие средств интегрального наблюдения за успехами группы; сложность сравнения результатов группы по разным темам дисциплины и т. д.);
- недостатки интерфейса организатора дистанционного обучения (сложность освоения; отсутствие средств систематизации и хранения результатов тестирований; отсутствие средств сопоставления успехов учебных групп по разным дисциплинам; невозможность оперативного контроля за успеваемостью всех обучающихся в учебном заведении и т. д.).
Состояние современной системы образования требует ее модернизации, ориентированной на более полное удовлетворение образовательных потребностей населения путем совершенствования информационной образовательной среды (ИОС) как системно-организованной совокупности средств передачи данных, информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения [2; 4]. Информационно-образовательная среда дистанционного обучения должна предоставлять возможность использования формализованных и открытых дистанционных технологий обучения, а также обеспечивать открытый доступ к распределенным учебно-методическим, интеллектуальным, информационным и материально-техническим ресурсам системы образования. Правильно организованная телекоммуникационная среда является необходимым, но не достаточным условием успешного протекания образовательного процесса в сети Интернет [3]. Существует ряд требований, предъявляемых к участникам процесса дистанционного обучения, без выполнения которых образовательный процесс не может быть реализован. Перечислим их:
- наличие у участников процесса обучения доступа к ресурсам сети Интернет;
- умение ими легко излагать свои мысли письменно;
- знание участниками персонального компьютера на пользовательском уровне;
- владение ими навыками работы с электронной почтой.
Отдельно к преподавателям предъявляется еще ряд специфических требований:
- способность к овладению сетевыми образовательными и коммуникационными технологиями, интегрированными средствами разработки сетевых курсов и сетевых коммуникаций, мультимедийными технологиями;
- обладание определенной психологической устойчивостью и способность работать с дистанционно удаленными обучающимися;
- способность работать в условиях распределенного времени;
- готовность к активному обмену информацией с обучающимися;
- способность к стимулированию и поощрению обучающихся при выполнении ими учебных заданий в сетевом режиме;
- готовность оперативно информировать обучающихся об их текущей академической успеваемости, результатах тестов и контрольных заданий;
- готовность достаточно часто изменять содержание сетевого курса.
Существует два подхода к организации дистанционного обучения [5, с. 30–31]. Первый предполагает создание такой модели обучения, в которой присутствует преподаватель, проявляющий индивидуальное отношение к каждому обучающемуся и создающий виртуальное пространство для совместной работы обучающихся. Другой подход заключается в том, что управление обучением осуществляется самими обучающимися. Преподаватель в такой системе является только разработчиком учебных материалов, а контроль знаний осуществляется автоматизированной системой. В нашей статье мы будем придерживаться первого подхода. В этом случае организационно-управленческое обеспечение учебного процесса предполагает планирование учебного процесса и индивидуальных графиков обучения, контроль за подготовкой и обновлением учебных материалов, контроль за ходом учебного процесса, администрирование доступа к учебным материалам, администрирование базы данных.
Как известно, в деятельности обучения можно выделить три структурных компоненты [8, с. 81]:
- проектирование;
- реализацию;
- контроль и оценку результатов.
Ясно, что это относится как к традиционной форме обучения, так и к инновационным формам, в том числе дистанционной форме обучения.
Исполнение деятельности обучения включает в себя [8, с. 88]:
- постановку учебной задачи;
- актуализацию и поддержку учебного материала;
- обеспечение ориентировочной основы учебной деятельности;
- организацию учебной деятельности посредством методов обучения, адекватных поставленной цели и содержанию обучения;
- дозированную помощь обучающимся с постепенным расширением их самостоятельности;
- психолого-педагогическое сопровождение процесса усвоения материала.
Все пункты этого списка можно отнести и к дистанционному обучению. Также важным является ответ на вопрос, как учить, в качестве ответа на который может выступать та или иная технология обучения. Признаками технологии обучения являются [8, с. 90]:
- наличие диагностически заданной цели;
- представление изучаемого материала в задачной форме;
- адекватное восприятие обучающимися схемы, плана, алгоритма предстоящих действий;
- наличие разноуровневых заданий с возможностью выбора доступного маршрута обучения, но с гарантией достижения стандарта;
- предоставление обучающимся ориентиров, по которым они могут оценить уровень своих достижений;
- дозированная и регламентированная помощь обучающего с учетом достижений и возможностей обучающихся;
- использование адекватных содержанию форм взаимодействия участников учебного процесса на основе проблемно-поисковых ситуаций, игр, проектов, современных информационных технологий;
- психологическое сопровождение усвоения в виде актуализации мотивационно-смысловой сферы обучающихся;
- эффективный контроль и самоконтроль достижений на протяжении всего процесса обучения.
В течение длительного времени наиболее распространенной в системе образования является классно-урочная система. Основными ее чертами являются [8, с. 123]:
- четкая пространственно-временная регламентация учебного процесса;
- сочетание поли- и монопредметности;
- возрастная идентичность;
- работа с постоянной группой обучающихся;
- связанность ступеней обучения с календарным течением жизни обучающихся.
Реализовать такую систему полностью с помощью современных технических средств дистанционном обучения пока не представляется возможным, хотя ее основные черты могут быть соблюдены, если в этом есть необходимость.
Типичные для урока ситуации, которые может создать преподаватель для обучающихся [8, с. 125]:
- выход из неопределенности и уяснение задачи;
- включение в коллективную работу;
- выполнение учебной роли;
- совместная работа с учителем или одноклассником;
- соревнование;
- игра;
- контекстная ситуация;
- контроль;
- проблемная ситуация;
- задачная ситуация.
Здесь преподавателю сложнее использовать методики, подходящие для традиционного обучения. Становится необходимым применение новых форм взаимодействия с обучающимися, которые позволят реализовать представленные выше ситуации. Тем не менее, это является возможным.
Считается, что методист решает следующие задачи, которые также необходимо будет решать создателю дистанционного курса обучения [8, с. 32–33]:
- осуществляет экспертизу того, насколько содержание учебного курса, отвечает достижениям области науки и культуры;
- находит наиболее эффективные методы доведения содержания данной науки с учетом различных факторов;
- ориентирует на специфику мышления, языка, методов и средств познания, характерных для этой учебной дисциплины.
Обычно сетевое обучение используют тогда, когда преподаватель и обучающиеся пространственно разделены и у обучающихся нет возможности посещать очные занятия. Также сетевую модель целесообразно использовать при изучении дисциплин, для овладения которыми не требуется устного общения. При формировании речевых умений более эффективна модель интеграции очного и дистанционного обучения. Если обучение строится на базовых традиционных учебниках, то нет необходимости создавать их сетевые версии. В этом случае используют модель интеграции сетевого обучения и кейс-технологий. Обучение ведется на основе учебного комплекса (кейса), созданного для этой дисциплины [7, с. 103].
В зависимости от используемых дистанционных технологий представление информации для обучающихся осуществляется в виде печатных (традиционных учебно-методических комплексов [2]) или электронных материалов (электронных учебно-методических комплексов, включающих в себя компьютерные образовательные среды, базы данных, электронные издания учебного назначения, аудио- и видеопродукцию).
Одной из основных составляющих дистанционного обучения являются базы данных учебно-методических и справочных материалов. При этом эффективность дистанционного обучения существенно зависит от того, в какой форме представлены учебные материалы:
- печатные материалы на базе традиционных учебников;
- компьютерные электронные учебники;
- учебные материалы на аудио- и видеокассетах (такие материалы можно уже считать устаревшими);
- радио- и телевизионные курсы (сложно реализуемые виды курсов);
- материалы лекционных курсов, лабораторных практикумов и других видов занятий на носителях электронной информации (материалы, объединенные одной тематикой, дидактической целью и т. п.);
- компьютерные обучающие приложения и другие файлы на носителях электронной информации (самостоятельные единицы учебной информации).
Эффективность дистанционного обучения зависит и от того, насколько оперативна связь обучающегося с преподавателем. В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия обучающихся, преподавателей и организаторов обучения:
- традиционную почту;
- факсимильную связь;
- компьютерные технологии;
- видеоконференции с использованием одной из форм телевещания;
- аудио- и видеоконференции на основе телефонных технологий;
- интранет-системы;
- глобальную сеть Интернет.
Наиболее универсальной и перспективной технологией дистанционного обучения, обеспечивающей доступ к хранилищам информации как обучающихся, так и преподавателей, на любом уровне является интернет-технология.
Учебные материалы, предполагающие дистанционное сопровождение и поддержку самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, характеризуются следующими свойствами [6, с. 70–71]:
- предназначены для обучающихся (дают полное представление о целях самостоятельной деятельности, концепции построения учебного материала);
- обладают достаточной полнотой изложения (содержат такой объем информации, который позволяет самостоятельно или с минимальной помощью преподавателя овладеть компетенциями, основанными на необходимых для этого знаниях, умениях и навыках);
- содержат систему опорных ориентиров (помогают оперативно составить общее представление об изучаемом материале, свободно ориентироваться в нем, быстро находить нужную информацию);
- содержат систему заданий для самоконтроля (имеются образцы или возможные варианты решений задач, критерии для определения правильности выполнения заданий, учебные тесты и т. п.);
- имеют систематизированную справочную информацию (ссылки на используемые источники, библиографические описания и т. д.);
- организованы так, что позволяют обучающимся осуществлять их отбор для достижения индивидуальных целей (предоставляют возможность разноуровневого конструирования учебной структуры).
Литература:
1. Данилов О. Е. Обучающая программа-тренажер по физике / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 15. — С. 256–258.
2. Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 552–555.
3. Данилов О. Е. Реализация дистанционного обучения в вузе с помощью сервисов Google / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 498–502.
4. Данилов О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — Ч. 3. — С. 448–451.
5. Журавлева О. Б. Управление интернет-обучением в высшей школе / О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, Е. Г. Соломина; Под ред. Б. И. Крука. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 224 с.
6. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова и др.; Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
7. Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильной школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, А. Е. Петров, М. А. Татаринов и др.; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с.
8. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
Ключевые слова
дистанционное обучение, электронные ресурсы образовательного назначения, электронный учебно-методический комплекс, электронный учебно-методический комплекс.Похожие статьи
Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России
В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический э...
Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования
В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...
Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения
Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Анализ требований к Автоматизированной Информационной Системе оценивания знаний обучающихся
В настоящее время одной из приоритетных задач Западно-Казахстанского аграр-но-технического университета в сфере информатизации является разработка АИС для оценивания знаний обучающихся, как одного из важных компонентов корпоративной АИС. В статье рас...
Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников
В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность уп...
Особенности работы педагога в дистанционном формате
Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Похожие статьи
Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России
В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический э...
Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования
В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...
Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения
Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Анализ требований к Автоматизированной Информационной Системе оценивания знаний обучающихся
В настоящее время одной из приоритетных задач Западно-Казахстанского аграр-но-технического университета в сфере информатизации является разработка АИС для оценивания знаний обучающихся, как одного из важных компонентов корпоративной АИС. В статье рас...
Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников
В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность уп...
Особенности работы педагога в дистанционном формате
Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...