Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования
Пономарева Галина Тарасовна, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой;
Тимохин Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент
В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элементы электронного учебника, определена философия его структуры и предложены подходы к адаптации электронного учебника для использования лицами с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: инклюзивная модель, электронныйучебник, образовательный процесс, методология, модернизация образования, конкурентоспособность.
The paper describes the basic principles on which it worth to develop, introduce into the educational process and the use of electronic textbooks for persons with disabilities as part of an inclusive model. Identifies the main elements of the electronic textbook, determined its structure and philosophy proposed approaches to adaptation of the electronic textbook for use by persons with disabilities.
Key word: inclusive model, electronic textbooks, educational process, methodology, modernization of education, competitiveness
Структураэлектронногоучебника. Общие рекомендации.
В целях обеспечения более эффективной реализации инклюзивной модели в МГГЭУ преподавателю рекомендуется разработать и использовать в образовательном процессе электронный учебник. Данный учебник может быть использован:
для повторения пройденного на аудиторных занятиях материала;
для организации самостоятельной работы студентов;
в качестве наглядного пособия на аудиторных занятиях в целях более эффективного использования рабочего времени.
Электронный учебник представляет собой комплекс учебно-методических материалов по дисциплине, адаптированных к особенностям реализации инклюзивной модели. Использование данного учебника позволяет давать знания студентам в тех случаях, когда использование традиционных образовательных методик для них невозможно. Например, для лиц с детским церебральным параличом (ДЦП), не способных оперативно записывать конспект лекции, может быть рекомендовано использование электронных текстов лекций. Кроме того, использование отдельных элементов структуры электронного учебника, например презентаций к лекциям, позволяет сэкономить время преподавателя.
Структура электронного учебника определена целями и задачами, стоящими перед инклюзивной моделью образования и включает следующие позиции:
1. Рабочая программа. Рабочая программа должна соответствовать по структуре и объему требованиям ООП, в рамках которой она подготовлена. В рабочей программе дисциплины, входящей в комплект электронного учебника, рекомендуется использовать систему гиперссылок, позволяющую студенту в максимально короткие сроки находить ответы на интересующие его вопросы, относящиеся к изучаемой дисциплине, и ссылки на первоисточники при изучении смежных вопросов. Для облегчения работы студентов с электронным изданием при подготовки к экзамену авторам рекомендуется разбить весь фонд учебного материала на модули с минимальным объемом, снабдив каждый модуль собственной гиперссылкой в рамках общей системы гиперссылок.
2. Руководство по изучению дисциплины. Должно обеспечивать понимание студентом порядка работы с электронным учебником и возможность самостоятельной работы для лиц с ограниченными возможностями, не способными посещать занятия на постоянной основе. Рекомендуется прописать последовательность работы с каждым из составных частей электронного издания, указав время, предусмотренное на изучение каждой темы. С учетом требований ФГОС по увеличению самостоятельной работы студентов, в этом разделе может быть прописаны алгоритмы комбинирования использования электронного учебника на аудиторных занятиях и при самостоятельной работе (дублирование, повторение, совмещение, взаимное дополнение и т. д.). Кроме того, в руководстве можно указать, какие модули являются обязательными к изучению (входят в материал, выносимый на итоговую аттестацию), какие являются дополнительными, а так же указать пересечение по одному или нескольким тематическим модулям отдельных разделов учебника. При необходимости в этом же разделе можно указать, какие знания являются базовыми для изучения данной дисциплины и дать ссылки на внешние источники, рекомендуемые для повторения (восполнения) необходимой информации.
3. Текст учебного пособия. Включает:
1.1. Электронные тексты лекций. Тексты лекций должны охватывать все дидактические единицы, предусмотренные рабочей программой. Предварительное ознакомление студентов с материалами лекций позволяет снизить долю рабочего времени на традиционное чтение лекций в пользу интерактивных форм. Рекомендуется разбивать текст на минимально возможные модули, ориентировочно 5–15 предложений, снабженные гиперссылкой на смежные участки в презентациях, контрольно-измерительных материалах и практических заданиях. В целях более наглядной визуализации лекционного материала рекомендуется использовать цветовую маркировку для выделения отдельных особенно важных с точки зрения освоения определений и формулировок. При этом допускается использование не более 3–5 разных цветов.
Структурно все модули лекционного материала должны быть организованы иерархически, при этом каждая лекция должна содержать 3–7 иерархических уровня, и в каждой лекции должно содержаться 3–6 вопросов (верхних иерархических уровней). Лекции должны быть написаны четким, ясным языком, проиллюстрированы примерами. Примеры рекомендуется выделять цветом.
Рекомендуется лекционный материал разбить на три части: первая (базовая) часть должна содержать информацию, излагаемую на аудиторном занятии преподавателем и подлежащую освоению и проверке преподавателем на итоговом контроле (зачете, экзамене). Это основной материал, который должен охватывать все дидактические элементы, прописанные в Стандарте.
Во вторую часть рекомендуется включить материал, содержащий краткое изложение информации, которую они должны освоить в ходе самостоятельной работы. Прежде всего, это обзор тенденций и фактов, а также числовых показателей, рассмотренных в первой части экономических категорий. Например, если темой лекции является валовый внутренний продукт, во второй части можно привести показатели ВВП в странах мира, показатели ВРП по регионам России и т. д.
Третью часть лекционного материала рекомендуется представить в виде дискуссионных проблем, исторических экскурсов и т. д., то есть поместит в ней всю информацию, не требующую обязательного изучения, но способствующую более глубокому пониманию основного материала. Кроме того, в ней можно привести дискуссионные положения по рассматриваемой тематике, а также аргументы критиков, рассматриваемых в первой части положений и концепций.
выносок, при этом поясняемый элемент на выноске выделять цветом. Каждый из слайдов должен быть пронумерован, содержать тему лекции и быть оформлен соответствующей гиперссылкой. Оформление слайдов не должно быть слишком броским. Каждый слайд должен быть максимально информативен, содержать минимум текста и покрывать достаточное количество лекционных модулей. В то же время, не следует перегружать слайд информацией, а так элементы, которые на нем представлены, должны быть доступными для зрительного восприятия и осмысления. При необходимости слайды могут сопровождаться текстовыми комментариями в виде ссылок.
В качестве составного элемента презентаций может быть рекомендовано рассмотрение простейших примеров, иллюстрирующих наглядные закономерности. Более сложные задачи и проблемы рекомендуется рассматривать в тестах и на практических занятиях, то есть в других разделах электронного учебника.
4. Тесты. Тесты по темам должны содержать от 10 до 25 на каждую тему. Допускается использование следующих видов тестовых вопросов: «один из многих», «многие из многих», «упорядочение», «соответствие». Каждый вопрос должен содержать не менее 4 вариантов ответов. Необходимо сформулировать критерии для выставления оценки по результатам тестовых работ по каждому виду промежуточного и/или итогового контроля и разработать шкалу выведения итоговой оценки, а так же порядок приема экзамена (зачета).
Тесты должны быть тематически структурированы и связаны через систему гиперссылок с текстовыми модулями и презентациями. Каждый из модулей должен сопровождаться 1–5 вопросами в зависимости от его объема.
5.1 Кейсы и задачи. Инклюзивная форма обучения предусматривает практическую ориентацию получаемых студентами компетенций. Использование ситуационных задач (кейсов) и расчет параметров изучаемых процессов позволяет не только подготовить конкурентоспособного на современном рынке труда специалиста, но и снять у лиц с ограниченными возможностями неуверенность в своих силах, преодолеть психологический барьер студента между теорией и практикой, подготовить их к самостоятельной деятельности.
5.2 Формы документов и иные раздаточные материалы. Часто специфической проблемой инвалидов является отсутствие жизненного опыта в областях, в которых он необходим с точки зрения работодателя. В первую очередь, это касается процесса делопроизводства и работы с документацией. Ознакомление студентов с формами документов позволяет повысить их компетентность по выбранному направлению подготовки и устранить возможные психологические барьеры.
5.3 Материалы для проведения «круглого стола». По каждой предусмотренной рабочей программой теме в учебник включается ряд актуальных вопросов, обсуждение которых интересно для студентов. «Круглый стол» рекомендуется проводить в форме полемики между командами студентов, в смешанных группах. Данный подход способствует решению ряда важнейших академических и педагогических задач, включающих обучение студентов работать в команде, проводить самостоятельный поиск, анализ и интерпретацию информации и т. д. Кроме того, использование «круглых столов» способствует социальной реабилитации студентов-инвалидов.
5.4 Возможны иные варианты организации практических работ, как-то: контрольные работы, доклады, рефераты, отчеты, задачи и иные виды работ по усмотрению преподавателя. Для каждого задания необходимо разработать критерии его оценки и порядок обсуждения со студентами результатов практической работы, предусмотреть возможность индивидуальной работы со студентами, возможности которых для работы в группе ограничены.
Ссылки на используемую литературу в электронном учебнике оформляются в соответствии с ГОСТами. Желательно ссылаться на литературу не более 3-х годичной давности и иметь не менее 5 источников того же года, что и од издания электронного учебника. Объем электронного учебника — не более 100 листов на 1 зачетную единицу (36 часов). Материалы должны быть актуальны и содержать свежую информацию, а также соответствовать ФГОСам.
Важным элементом электронного учебника является система гиперссылок. При этом следует использовать следующие виды гиперссылок.
а)гиперссылки на модули, расположенные в рамках одного текста. Материал по каждой теме, как было отмечены выше, должен быть разбит на модули, каждый из которых оформляется отдельной гиперссылкой. В начале текста каждого лекционного, семинарского занятия либо презентации следует поместить оглавление, включающее все гиперссылки на изучаемые на занятии модули.
б)гиперссылки на модули, расположенные в разных образовательных текстах и составных частях электронного учебника (лекции, практические и семинарские занятия, презентации, тесты), но относящихся к одной теме. Все указанные модули должны быть связаны жесткой системой гиперссылок «лекции презентации — практические занятия — тесты — дополнительная информация». При необходимости гиперссылки следует снабдить всплывающими подсказками, как- то «что это?», «посмотреть подробнее», «графическая интерпретация», «тренировочные задания». Кроме того, в конце каждой темы рекомендуется дать сводный перечень гиперссылок на смежные тексты в рамках изучаемой дисциплины.
в)гиперссылки на модули, расположенные в разных образовательных текстах и составных частях электронного учебника и относящиеся к различным темам. Разрабатывая данную систему гиперссылок, следует избежать чрезмерной перегруженности ими текста электронного учебника. Для небольших учебных пособий этот элемент можно исключить полностью, для более объемных — определить ключевые дидактические элементы и оформлять упоминание каждого из них гиперссылкой на текст, где этот элемент расположен. По усмотрению преподавателя можно так же разработать макрос, который при наведении на гиперссылку указывает все страницы, на которых упомянут данный дидактический элемент.
г)гиперссылки на внешние источники. Эффективность освоения студентами компетенций, в особенности их практической составляющей, зависит от того, насколько хорошо организована самостоятельная работа студентов. Как показывает педагогический опыт авторов, студенты охотно знакомятся с рекомендованными преподавателем источниками, если они получили исчерпывающие инструкции по работе с ними. Хотя преподаватель не может использовать фонд рабочего времени для подробного объяснения студентам порядка работы с источниками информации, он может сделать это в электронном учебнике в комментариях к внешним гиперссылкам. Внешние гиперссылки рекомендуется устанавливать:
на официальные документы;
на официальные сайты органов государственной власти;
на важнейшие публикации по тематике;
на сайты профильных журналов и иных научных изданий;
на электронные учебники преподавателей смежных дисциплин;
на иностранные профильные сайты;
на иные материалы по усмотрению преподавателя.
По итогам курса в конце электронного учебника необходимо предусмотреть задания для самопроверки, по которым студенты, ограниченные в передвижении и не имеющие возможность по причине проблем со здоровьем часто встречаться с преподавателем, смогли бы оценить свою готовность к зачету либо экзамену.
Литература:
- Г. Т. Пономарева Электронный учебник МГГЭУ «Системы качества на базе международных стандартов» — М.: МГГЭУ, 2014
- Пономарева Г. Т., Чердакова А. В. Организация самостоятельной работы студентов по изучению экономических дисциплин — М.: МГГЭИ, 2014–10–30
- Пономарева Г. Т. Методы активного обучения — М.: МГГЭИ, 2009
- Пономарева Г. Т. Социальная адаптация инвалидов на примере учебных групп МГСГИ. // Вестник МГСГИ. — № 1. — 2010
- Пономарева Г. Т. Технологии активного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья- Вестник МГСГИ. — № 2. — 2010
- Пономарева Г. Т. Организация и проведение занятия методом мозгового штурма // Вестник МГСГИ. — № 1. — 2012
- Дуброва Т. И. Инклюзивная практика в профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья -Ульяновск: УИПКПРО, 2012
- Давыдова JT. H. Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции — Астрахань: Астраханский ун-т, 2009
- Алексеенко В. А. Активное и интерактивное обучение — Москва: НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса», 2012