Информационные технологии в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин
Автор: Дмух Нина Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 27.01.2015
Статья просмотрена: 619 раз
Библиографическое описание:
Дмух, Н. Н. Информационные технологии в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин / Н. Н. Дмух. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 213-216. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7195/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данная статья посвящена особенностям использования современных информационных технологий в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин.
Ключевые слова:общие и профессиональные компетенции, компетентностный подход, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), практико-ориентированное обучение, электронное тестирование с использованием программного продукта MyTest, комплекты оценочных средств (КОС).
Одной из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса — это применение современных информационных технологий. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий.
Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 15/02/08 Технология машиностроения определил область профессиональной деятельности выпускников: разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения; организация работы структурного подразделения.
Техник по технологии машиностроения должен обладать общими и профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности. В частности, для реализации профессионального модуля ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин в междисциплинарном курсе МДК.01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин, техник должен обладать компетенциями, способствующими освоить данный модуль.
Современная деятельность техника тесно связана с разработкой технологических процессов, их внедрением в производство и управлением.
Огромное значение в компетентностном подходе к обучению приобретают инновационные формы организации труда преподавателя. По сравнению с традиционными формами организации учебного процесса большая педагогическая и психологическая эффективность обучения достигается при следующих целесообразных приемах, методах и формах обучения:
- применение различных форм и способов проблемного обучения для формирования у студентов творческого мышления;
- комплексное применение технических средств обучения, информационных технологий, связанное с конкретными целями учебного занятия;
- введение в различные формы учебных занятий системы взаимоконтроля и самоконтроля;
- вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, путем применения полученных знаний на практике;
- обеспечение сформированности соответствующих уровней общих и профессиональных компетенций, способствующих адаптации в современном обществе;
- организация совместной работы в сотрудничестве при решении конкретных производственных задач, ситуаций;
- формирование у обучаемого устойчивого познавательного интереса к специальности;
- расширение диапазона возможностей обучаемого для восприятия, усвоения учебного материала за счет использования приобретенных знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам
В основе инновационной образовательной деятельности в компетентностном подходе лежат современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). В качестве основных технологий, которые используются в образовательном процессе, можно выделить интернет-технологии, методические материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), которые дают наглядное представление о технологических процессах.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:
- развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
- реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества.
Для изучения междисциплинарного курса «Технологические процессы изготовления деталей машин» разработан методический комплекс, объединяющий: рабочие программы; методические материалы для выполнения практических заданий, курсового проектирования, самостоятельной работы студентов; комплекты оценочных средств.
Проектирование и реализация образовательного процесса на основе комплексного осуществления учебно-методического обеспечения обеспечит высокую результативность обучения. Чем качественнее сформировано УМО, тем продуктивнее достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист. [1]
Целью комплексного обеспечения практико-ориентированного обучения студентов в рамках образовательного учреждения, является процесс осознания студентами важности профессиональных качеств техника, знаний, умений и практических навыков, а также целенаправленное развитие их в учебно-воспитательном процессе и в дальнейшей профессиональной деятельности.
В процессе творческой работы над практическими заданиями или курсовым проектом студенты используют методические рекомендации к курсовому проекту и практическим занятиям, образцы заводских технологических процессов, чертежи деталей, выполненных студентами в электронном виде, а также материалы видеосюжетов, каталоги современного оборудования.
Теоретическая часть междисциплинарном курса МДК.01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин разрабатывается в электронном виде. Лекционная форма занятий может сводиться к развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов в виде схем, презентаций с использованием программы презентации Power Point, материалов Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Применение и использование учебных презентаций, видео материалов и электронных учебно-методических средств в преподавании технических дисциплин определяется возможностями, позволяющими:
- представлять учебный материал, с высокой степенью наглядности;
- повысить мотивацию обучаемых при применении учебных презентаций, что способствует усилению эмоционального фона образования;
- расширить потенциал по индивидуализации образования;
- обеспечить широкую зону контактов с обучаемыми;
- предоставить широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов.
Учебные видео-презентации позволяют представлять усваиваемый материал максимально детально и подробно, дробя его на порции, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, а так же совмещать указанное дробление со структурированием. Помимо этого электронные видео-презентации позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам — анимации отдельных элементов, использование видеосюжетов.
Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью электронного тестирования с использованием программного продукта My Test. Грамотно составленные тесты с использованием вопросов различных категорий (множественный выбор, короткий ответ, числовой, верно/неверно, на соответствие, вычисляемый, описание) позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости.
Задачу оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств (ФОС), под которыми понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений, навыков и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). [3]
Следует остановиться на разработке комплектов оценочных средств (КОС) для оценки результатов освоения ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.
Для составления методических комплектов оценочных средств (КОС) сгруппированы профессиональные и общие компетенции, которые должны быть освоены в результате изучения МДК01.01. Разработаны показатели оценки результата и их критерии, а также, формы и методы контроля и оценки.
Следующим этапом разработки является проработка и группирование умений и знаний, необходимых для освоения соответствующих компетенций и составляются задания для экзаменов в соответствии с учебным планом по специальности.
На основании показателей оценки результата и их критериев разработаны контрольно-оценочные материалы по МДК01.01. Студенту требуется разработать операционный технологический процесс механической обработки детали на одну из операций в соответствии с заданным чертежом, выполненным в КОМПАС-ГРАФИК, и полученным заданием. Используя полученный чертеж, студент выполняет карту эскизов (КЭ) в электронном виде в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД, а затем составляет маршрут обработки детали и оформляет технологическую документацию.
Меняя приемы и методы ведения занятий можно сделать обучающегося активным участником учебного процесса. Совместная работа делает занятия интерактивными. Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие обучающегося не только с педагогом но и друг с другом, что обеспечивает повышение активности обучаемых в процессе усвоения предметного содержания.
Практическая направленность задания позволяет оценить освоение умений и усвоение знаний студента, способствуют формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих его конкурентоспособность на региональном рынке труда.
Контрольно-оценочные материалы для проведения экзамена (квалификационного) являются логическим продолжением освоенных двух междисциплинарных курсов: МДК 01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин и МДК 01. 02 Системы автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении.
Критериями оценки являются:
- сформированность усвоенных компетенций ПК1.1.- ПК1.5.;
- готовность обучающегося к выполнению профессиональной деятельности по разработке технологических процессов.
Применение современных информационных технологий при изучении междисциплинарного курса позволяет:
- рационально организовать познавательную и практическую деятельность студентов для овладения ими профессиональных и общих компетенций;
- повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности и к самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач;
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.
- переосмыслить место и роль преподавателя от роли транслятора знаний к роли тьютора;
- упорядочить и систематизировать обучающие учебные материалы;
- индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и предыдущего обучения;
- оперативно учитывать изменения в технологии и организации труда на региональных рынках труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.
Рассмотренная педагогическая технология позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов.
Литература:
1. Горькаева Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже. Молодой ученый. — 2014. — № 18. — с. 538–539
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. — Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — с. 34–42.
3. Никулина Т. Л. Проблема мониторинга уровня сформированности общих компетенций у обучающихся. Молодой ученый. — 2014. –№ 18. – с. 538–539.
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Форма доступа: http://fcior.edu.ru/search.page.
5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52656, ГОСТ Р 526567. Введ. 2008–07–01. М.:Стандартинформ, 2007. 21 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения. № 582 от 12.11.2009.
Ключевые слова
компетентностный подход, общие и профессиональные компетенции, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), практико-ориентированное обучение, электронное тестирование с использованием программного продукта My Test, комплекты оценочных средств (КОС)., комплекты оценочных средств (КОС)Похожие статьи
Применение имитационных моделей в учебном процессе при изучении основ электроники
В статье рассматриваются методы подготовки бакалавров по направлению 27.03.05 Инноватика с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрено применение имитационной электронной модели при изучении дисциплины «Эле...
Управление движением: моделирование, формирование компетенций ОПК-2, ОПК-3
Рассматривается формирование общепрофессиональных компетенций бакалавров, обучающихся по направлению 230301 «Технология транспортных процессов». Приводится ряд практических примеров.
Некоторые применения кейс-технологии в преподавании технической механики
В статье описывается применение кейс-технологии в преподавании технических дисциплин. Представлена разработка практического занятия с использованием метода конкретных ситуаций по теме «Расчет на прочность при осевом растяжении-сжатии».
Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности
В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...
Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)
В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального образования на примере специальности 15.02.05. Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. Рассмотрены к...
Применение интегративного обучения при преподавании дисциплины «Информатика и информационные технологии»
Статья посвящена вопросам использования интегративного обучения при преподавании предмета информатика и информационные технологии.
Инновационные технологии обучения гуманитарных и социальных дисциплин в Ургенческом филиале ТУИТ
В данной статье речь идет об использовании инновационных технологий в обучении гуманитарных и социальных дисциплин, анализируются главные направления образовательного и воспитательного процесса, а также рассматриваются игровые технологии.
Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)
В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...
Особенности преподавания дисциплины «Государственная служба и управление в Республике Казахстан» для студентов-юристов
В данной статье рассматриваются особенности проведения лекционных и семинарских (практических) занятий по дисциплине «Государственная служба и управление в Республике Казахстан», способствующих формированию профессиональных компетенций студентов-юрис...
Об интеграции естественно-научных, общетехнических, и технических дисциплин при обучении студентов современным методам обработки конструкционных материалов
Статья посвящена проблеме реализации интеграции естественно-научных, общетехнических и технологических дисциплин, что способствует обучению студентов технологического образования научно-исследовательской деятельности.
Похожие статьи
Применение имитационных моделей в учебном процессе при изучении основ электроники
В статье рассматриваются методы подготовки бакалавров по направлению 27.03.05 Инноватика с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрено применение имитационной электронной модели при изучении дисциплины «Эле...
Управление движением: моделирование, формирование компетенций ОПК-2, ОПК-3
Рассматривается формирование общепрофессиональных компетенций бакалавров, обучающихся по направлению 230301 «Технология транспортных процессов». Приводится ряд практических примеров.
Некоторые применения кейс-технологии в преподавании технической механики
В статье описывается применение кейс-технологии в преподавании технических дисциплин. Представлена разработка практического занятия с использованием метода конкретных ситуаций по теме «Расчет на прочность при осевом растяжении-сжатии».
Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности
В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...
Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)
В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального образования на примере специальности 15.02.05. Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. Рассмотрены к...
Применение интегративного обучения при преподавании дисциплины «Информатика и информационные технологии»
Статья посвящена вопросам использования интегративного обучения при преподавании предмета информатика и информационные технологии.
Инновационные технологии обучения гуманитарных и социальных дисциплин в Ургенческом филиале ТУИТ
В данной статье речь идет об использовании инновационных технологий в обучении гуманитарных и социальных дисциплин, анализируются главные направления образовательного и воспитательного процесса, а также рассматриваются игровые технологии.
Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)
В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...
Особенности преподавания дисциплины «Государственная служба и управление в Республике Казахстан» для студентов-юристов
В данной статье рассматриваются особенности проведения лекционных и семинарских (практических) занятий по дисциплине «Государственная служба и управление в Республике Казахстан», способствующих формированию профессиональных компетенций студентов-юрис...
Об интеграции естественно-научных, общетехнических, и технических дисциплин при обучении студентов современным методам обработки конструкционных материалов
Статья посвящена проблеме реализации интеграции естественно-научных, общетехнических и технологических дисциплин, что способствует обучению студентов технологического образования научно-исследовательской деятельности.