Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 26.11.2015

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Смородинова, М. В. Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9179/ (дата обращения: 02.05.2024).



 

Одним из наиболее важных элементов формирования предметных компетенций в образовательную практику являются педагогические условия.

Для более детального анализа «педагогических условий» необходимо рассмотреть различные точки зрения. В рамках философии под условиями понимается «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие процесса, состояния или вещи, которая с необходимостью порождает что-либо…» [4, с.469].

В педагогическом словаре условия трактуются как овладение личностью понятиями, действиями или формами поведения в рамках процесса обучения [3, с.154].

В. И. Андреев в своих работах предполагает, что педагогические условия являются результатом отбора, применения и конструирования методов, приёмов, элементов содержания, а также организационных форм обучения, направленных на достижение поставленных целей [1, с.124].

В свою очередь, по мнению Н. М. Борытко под педагогическим условием следует понимать конкретное внешнее обстоятельство, непосредственно влияющее на протекание педагогического процесса, возникающее в результате деятельности педагога и направленное на достижение желаемого результата [2, с.181].

Учитывая изложенное, в результате проведенного анализа источников можно утверждать, что понятие «педагогические условия» включается в себя отдельные составляющие элементы процессов обучения и воспитания, в том числе формы, средства, методы, цели, задачи, содержание.

Эффективность формирования предметных компетенций учащихся зависит от наличия и успешности реализации следующих педагогических условий:

1)                 создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся;

2)                 отбор содержания обучения в соответствии с уровнем сформированности предметных компетенций учащихся;

3)                 исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

В качестве первого педагогического условия мы выделяем создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся в состав которого входят следующие элементы:

          формирование благоприятной психологической атмосферы в классе;

          организация личностно-ориентированного взаимодействия между учениками и учителем;

          создание комфортных условий в рамках процесса обучения.

Реализация педагогом вышеуказанных пунктов положительным образом скажется на эффективности обучения учащихся.

В педагогическом словаре среда понимается как «специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу» [3, с.142].

Положительная среда способствует более активной деятельности со стороны ученика, большей инициативности, раскрепощенности, уверенности в себе и своих силах. Обеспечение положительной среды напрямую зависит от педагога, а точнее, связано со способностью делать учебный материал доступным для учащихся, творчеством в работе, способностью организовать коллектив учащихся, педагогическим тактом, наблюдательностью и др.

Вторым педагогическим условием, способствующим эффективному формированию предметных компетенций, является отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся. В рамках данного условия необходимо обеспечить соответствие между рассматриваемым учебным материалом и возрастными, психологическими, интеллектуальными, языковыми и речевыми особенностями учащихся.

И последнее, третье педагогическое условие — это исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся. Реализация на практике вышеназванных педагогических условий позволит учащимся более глубоко «погрузиться» в изучаемый предмет, что в свою очередь обеспечит формирование у них предметных компетенций. Динамику изменения указанного показателя можно спрогнозировать, опираясь на полученные результаты и использовать полученные знания в дальнейшем при планировании педагогической работы.

Вышеназванные педагогические условия формируют систему из взаимосвязанных элементов, направленную на достижение общего желаемого результата — формирование предметных компетенций у учащихся.

Вместе с тем, процесс формирования предметных компетенций учащихся будет наиболее успешным, в случае если у учащихся будут сформированы навыки самостоятельного поиска информации в рамках образовательного процесса. Таким образом, развитие предметных компетенций учащихся достигается, в том числе и за счёт помощи в процессе овладения способами самостоятельного приобретения знаний.

Данные педагогические условия были реализованы на формирующем этапе обучения, при этом по его итогам была проведена проверка эффективности их применения.

На формирующем этапе эксперимента в соответствии с выделенными педагогическими условиями последовательно осуществлялся процесс формирования предметных компетенций учащихся.

В рамках первого мотивационного этапа эксперимента по формированию предметных компетенций основное внимание уделялось выявлению мотивации учащихся. В условиях учебной деятельности в качестве мотива учащихся может выступать интерес к освоению данной проблемы, проявлению своих способностей в рамках данного предмета, а также потребность в саморазвитии, стремление к получению новой информации.

Учителем практиковалось создание на уроках ситуаций, в которых учащиеся сами обнаруживали проблему, формулировали её, доказывали и подтверждали собственную позицию, участвовали в дискуссиях. На уроках применялись следующие приёмы: анализ, интерпретация, обобщение, обсуждение, беседы, дискуссии, доказательство или опровержение той или иной точки зрения. Формирование структуры урока подобным образом положительно сказывается на процессе усвоения знаний учащимися, стимулирует их умственное развитие в рамках изучаемого предмета. В результате использования выявленных педагогических условий мы ожидали увидеть более успешное формирование предметных компетенций, что непосредственно отражается в повышении уровня её сформированности.

На втором, когнитивном этапе эксперимента учащиеся включились в совместную деятельность с педагогом. Результатами такой деятельности стали презентации, проекты по выбранным темам. На указанном этапе основным направлением стало дальнейшее развитие предметных компетенций через включение системно-деятельностного подхода. Семинары, дискуссии, беседы, способствуют формированию предметных компетенций учащихся в области предмета литературы. Учащиеся развивали навыки анализа, интерпретации в ходе изучения литературного произведения, выражая свои мысли как в устной, так и письменной формах.

Третий этап — деятельностный. Данный этап включает погружение учащихся в самостоятельную деятельность, где ведущая роль принадлежит им самим. Учащимся понравилась самостоятельная деятельность, они открыли в себе новые способности и возможности, проявили способность к самостоятельному овладению знаниями учащиеся высокого уровня.

Четвертый, завершающий этап — оценочно-результативный. На этом этапе учащиеся самостоятельно и вместе с учителем оценивали результаты собственной учебной деятельности.

Формирование предметных компетенций учащихся происходило в процессе самостоятельной подготовки; организованной учебной деятельности; целенаправленного включения в работу и творческое взаимодействие учащихся. Процесс формирования предметных компетенций был организован таким образом, что педагог и учащиеся в совместной деятельности находились в постоянном поиске, т. е. ученик под руководством педагога открывал новое, проявлял инициативу на уроке, анализировал, сравнивал.

 

Литература:

 

  1.      Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  2.      Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография [Текст] / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — 201 с.
  3.      Коджаспиров, А.Ю., Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
  4.      Философский энциклопедический словарь [Текст] // Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М.: ИНФРА–М, 2003. — 576 с.

Основные термины (генерируются автоматически): предметная компетенция учащихся, педагогическое условие, учащийся, компетенция, процесс формирования, положительная среда, предметная образовательная среда, самостоятельная деятельность, совместная деятельность, творческий поиск.

Похожие статьи

Модель формирования предметных компетенций учащихся...

предметная компетенция учащихся, основное общее образование, учебный процесс, компетенция, учащийся, учебная деятельность, модель формирования, элемент модели, модель, целостное представление.

Особенности реализации педагогических условий в процессе...

предметная компетенция учащихся, педагогическое условие, процесс обучения, предметная образовательная среда, динамик уровня, отбор содержания обучения, творческий поиск, повышение уровня...

Технология формирования предметной компетенции учащихся...

В учебном процессе технология формирования предметной компетенции предполагает совместную деятельность учителя и учащегося по достижению определенных воспитательных и образовательных целей.

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших...

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников. Автор: Сидорова Елена Александровна.

На каждом этапе урока стремлюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению, применяя различные...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий

Формирование исследовательской компетентности...

...исследовательская компетентность, образовательный процесс, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность учащихся, процесс обучения, условие формирования, исследовательское поведение, общеобразовательная школа...

Педагогические условия создания образовательной среды...

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности.

Реализовать эти требования способна предметно-пространственная развивающая среда (ППРС), способствующая формированию...

Образовательная среда как фактор формирования...

Образовательная среда не является материальным условием деятельности, как обычная среда. В контексте педагогического процесса формирования профессиональной компетентности образовательная среда выступает как: а)...

Групповые технологии как средство формирования ключевых...

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей

Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая.

Похожие статьи

Модель формирования предметных компетенций учащихся...

предметная компетенция учащихся, основное общее образование, учебный процесс, компетенция, учащийся, учебная деятельность, модель формирования, элемент модели, модель, целостное представление.

Особенности реализации педагогических условий в процессе...

предметная компетенция учащихся, педагогическое условие, процесс обучения, предметная образовательная среда, динамик уровня, отбор содержания обучения, творческий поиск, повышение уровня...

Технология формирования предметной компетенции учащихся...

В учебном процессе технология формирования предметной компетенции предполагает совместную деятельность учителя и учащегося по достижению определенных воспитательных и образовательных целей.

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших...

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников. Автор: Сидорова Елена Александровна.

На каждом этапе урока стремлюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению, применяя различные...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий

Формирование исследовательской компетентности...

...исследовательская компетентность, образовательный процесс, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность учащихся, процесс обучения, условие формирования, исследовательское поведение, общеобразовательная школа...

Педагогические условия создания образовательной среды...

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности.

Реализовать эти требования способна предметно-пространственная развивающая среда (ППРС), способствующая формированию...

Образовательная среда как фактор формирования...

Образовательная среда не является материальным условием деятельности, как обычная среда. В контексте педагогического процесса формирования профессиональной компетентности образовательная среда выступает как: а)...

Групповые технологии как средство формирования ключевых...

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей

Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая.