Особенности реализации педагогических условий в процессе формирования предметных компетенций учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 22.02.2018

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Смородинова М. В. Особенности реализации педагогических условий в процессе формирования предметных компетенций учащихся [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13782/ (дата обращения: 20.10.2018).



В статье рассматриваются особенности реализации педагогических условий, способствующих формированию предметных компетенций учащихся. Под понятием «педагогические условия» понимается совокупность объективных возможностей, обстоятельств, которые сопровождают образовательный процесс, и которые определенным образом структурированы и направлены на достижение наилучших результатов в поставленной цели. Выделены три педагогических условия (создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся; отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся; исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся) способствующие формированию предметных компетенций учащихся. Таким образом, реализация выявленных педагогических условий на практике будет способствовать повышению уровня предметных компетенций.

Ключевые слова: педагогические условия, предметные компетенции, учащиеся.

The article considers the peculiarities of realization of special pedagogical conditions of the formation of the subject competence of the students. By the concept of «pedagogical conditions» it is meant the combination of the objective possibilities, the circumstances that accompany the educational process, and which in some way are structured and aimed at achievement of the best results in a goal. Four pedagogical conditions were identified (creating the substantial educational environment which leads to students creative search and personal development of students; selecting the educational contents according to the level of the students substantial competences; studying the changing in the substantial competences of students) contributing to the formation of the substantive competences of the students. Thus, the implementation of the identified pedagogical conditions in practice will contribute to the increase of the level of substantive competences.

Key words: teaching conditionals, substantive competences, personal development of students.

Предметные компетенции является ведущей при определении качества учебной деятельности учащегося, они проходят через все образовательные ступени и пронизывает все предметы. Формирование предметных компетенций выступает как основная цель подготовки ученика, постоянно самосовершенствующегося и саморазвивающегося.

Под предметными компетенциями понимают способность учащихся реализовывать сформированные знания в рамках изучаемого предмета, а также умение применять эти знания в условиях социально-образовательной практики.

Соответственно, для формирования предметных компетенций необходимы соответствующие условия, т. е. педагогические условия.

Для начала мы уточним понятие «педагогические условия». Анализируя научную литературу, встречаются различные точки зрения.

В философии «условия» трактуются как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, которая с необходимостью порождает что-либо…» [4, с.469].

В педагогическом словаре «условия» понимаются как «овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом» [3, с.154].

Педагогическая трактовка данного понятия представлена так же и в работах В. И. Андреева, который утверждает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов и приемов, а также организационных форм обучения» [1, с.124] для достижения определенных целей.

Другой автор, Н. М. Борытко, под педагогическим условием понимает «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата» [2, с.181].

Таким образом, проанализировав различные источники, можно говорить о том, что специфической особенностью понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса воспитания и обучения: цели, задачи, содержание, методы, формы, средства.

Под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность объективных возможностей, обстоятельств, которые сопровождают образовательный процесс и которые определенным образом структурированы и направлены на достижение наилучших результатов в поставленной цели.

На эффективность формирования предметных компетенций учащихся будут оказывать влияние следующие педагогические условия:

1) создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск иличностное развитие учащихся;

2) отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся;

3) исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

В качестве первого педагогического условия мы выделяем создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск иличностное развитие учащихся. Данное педагогическое условие заключаются в личностно-ориентированном взаимодействии между учащимися и учителем; в создании комфортных условий в процессе обучения и благоприятной психологической атмосферы в классе.

Соблюдение педагогом всех перечисленных выше условий приведет к положительным результатам учащихся в процессе обучения.

Вторым, не менее важным педагогическим условием является отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся.

Итак, предлагаемый учебный материал должен соответствовать возрастным, психологическим, интеллектуальным, языковым и речевым особенностям учащихся.

И последним, третьим педагогическим условием является исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

Следовательно, исследуя данную динамику и опираясь на результаты педагог, получает возможность управлять учебно-познавательным процессом учащихся более эффективно, определять и вносить конструктивные и верные коррективы в проводимую им работу.

Выделенные педагогические условия в своем взаимодействии образуют систему и решают общую задачу по формированию предметных компетенции учащихся.

Соответственно, для успешного осуществления процесса формирования предметных компетенций учащихся необходимо, прежде всего, сформировать у них навыки к самостоятельной поисковой деятельности в процессе обучения. Развитие предметных компетенций учащихся предполагает их поддержку в овладении способами самостоятельного приобретения знаний.

Таким образом, реализация выявленных педагогических условий будет способствовать «погружению» учащихся в изучаемый предмет, что обеспечит повышение уровня предметной компетенции.

Литература:

  1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  2. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 201 с.
  3. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
  4. Философский энциклопедический словарь // Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предметная компетенция учащихся, педагогическое условие, процесс обучения, предметная образовательная среда, динамик уровня, отбор содержания обучения, творческий поиск, повышение уровня, образовательный процесс, развитие учащихся.

Похожие статьи

Модель формирования предметных компетенций учащихся...

повышение уровня сформированности предметных компетенций учащихся; ‒ разработке процедуры работы по формированию предметных компетенций; ‒ использование комплекса форм и методов обучения, способствующих повышению интереса учащихся к обучению.

Внедрение педагогических условий формирования предметных...

Вторым педагогическим условием, способствующим эффективному формированию предметных компетенций, является отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся.

Анализ результатов исследования сформированности...

2) отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся; 3) исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

Технология формирования предметной компетенции учащихся...

Ключевые слова: технология, предметная компетенция, учащиеся, учитель.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: технология формирования предметной компетенции учащихся – это процесс целенаправленного, закономерного развития навыков и умений целеполагания.

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Оценка этапов определения уровня сформированности компетенций учащихся творческого объединения проводится на основе контрольных снятий показаний уровня развития компетенций не менее 2–3 раз в год.

Построение образовательной среды современной школы

- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и

- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Рассмотрим этот вопрос подробнее. Предметные результаты обучения.

Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как

Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [4].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модель формирования предметных компетенций учащихся...

повышение уровня сформированности предметных компетенций учащихся; ‒ разработке процедуры работы по формированию предметных компетенций; ‒ использование комплекса форм и методов обучения, способствующих повышению интереса учащихся к обучению.

Внедрение педагогических условий формирования предметных...

Вторым педагогическим условием, способствующим эффективному формированию предметных компетенций, является отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся.

Анализ результатов исследования сформированности...

2) отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся; 3) исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

Технология формирования предметной компетенции учащихся...

Ключевые слова: технология, предметная компетенция, учащиеся, учитель.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: технология формирования предметной компетенции учащихся – это процесс целенаправленного, закономерного развития навыков и умений целеполагания.

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Оценка этапов определения уровня сформированности компетенций учащихся творческого объединения проводится на основе контрольных снятий показаний уровня развития компетенций не менее 2–3 раз в год.

Построение образовательной среды современной школы

- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и

- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Рассмотрим этот вопрос подробнее. Предметные результаты обучения.

Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как

Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [4].

Задать вопрос