Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волобуева, Ю. В. Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО / Ю. В. Волобуева, Е. В. Глушецкая. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9134/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В настоящее время остро стоит вопрос профессионального самовоспитания специалистов. Современные требования, предъявляемые к профессиональной компетентности педагога, его практической подготовленности, предполагают не только владение системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и богатый внутренний потенциал, обладание достаточно высоким уровнем как общей, так и профессионально-нравственной культурой, наличие профессионально-нравственных потребностей и умение их реализовать.

В соответствии с ФГОС ДО новые характеристики воспитательного процесса обусловливают и новые требования к педагогу, к его профессиональной подготовке, поэтому в профессиограмме ведущее место занимает нравственная позиция педагога − система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Без этого невозможен эффективный творческий труд педагога.

В современных условиях педагог должен становиться подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей педагогическими средствами, содержанием педагогической деятельности, основанной на нравственных ценностях.

Современный воспитатель работает в ситуации постоянного выбора: как профессионально-нравственного, предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического, обусловленного свободным владением всем спектром методических средств, приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения.

Развитие профессионально-нравственных потребностей воспитателя является одной из центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на ее эффективность.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является нравственная позиция воспитателя. Именно в ней воспитатель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Нравственная позиция педагога — это отношение к детям, коллегам, мотивы выбора педагогической профессии и мотивы педагогической деятельности, выбор целей и средств педагогической деятельности.

Нравственные потребности — это определенное состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется гуманистическая направленность мышления и чувств человека. Нравственные потребности, обладая побудительной силой, вызывают определенную степень нравственной активности, влияют на становление нравственного самосознания и готовности к педагогической деятельности.

Нравственные потребности определяются в направленности воспитателя на другого человека, на его принятие, на умение учитывать его особенности, интересы, способствовать его развитию. Нравственные потребности проявляются в потребности в аффилиации, потребности в социофилии (альтруизме), потребность в покровительстве [9].

Потребность в аффилиации (контактом, общением) подразумевается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание потребности в аффилиации заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми), и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.

Для педагога важна потребность в социофилии (альтруизме). Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением понимаются любые направленные на благополучие других людей действия: выказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного ребенка или любого другого человека, который слаб, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен; который потерпел поражение или испытывает душевное смятение. Потребность в альтруизме выражается в желании педагога кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять. Наличие такой потребности у педагога должно свидетельствовать о гуманистической направленности его действий и определять гуманистический стиль педагогической деятельности.

Потребность в покровительстве отражает желание наставлять, напутствовать, рекомендовать, советовать, делать что-либо совместно.

Развитие нравственных потребностей воспитателя является одной из центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на исполнение профессиональных функций педагога.

Успешное исполнение профессиональных функций предполагает большие требования к компетентности и квалифицированности специалистов. Компетентность — обладание знаниями, опытом и умением, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий. Специалист — профессионал должен руководствоваться принципами инновационности (творческий поиск, способность к риску, стремление к рационализаторству и введению нового и т. п.) и прагматизма (работа на результат, рациональное использование рабочего времени и т. п.).

Сущность профессионализма не является лишь суммой профессиональных знаний и навыков. Подлинный профессионализм включает в себя нравственную доминанту: понимание специалистом своего профессионального долга, моральной ответственности, серьезное отношение к вопросам профессиональной чести.

Профессиональная деятельность педагога дошкольной организации крайне многообразна, она регламентирована кодексами, правилами, нормами. Но при всем их разнообразии существуют общие нравственные принципы, которые составляют наряду с компетентностью, квалифицированностью и деловой активностью сущность профессионализма.

По мнению В. В. Марковой развитая система профессионально-нравственных потребностей во многом определяет уровень сформированности профессионально-нравственной позиции педагога дошкольной образовательной организации [4].

Профессионально-нравственная позиция педагога — это система его нравственных ценностно-смысловых отношений к окружающей действительности, к людям, к детям, к себе и своей педагогической деятельности, которая определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком и место в пространствах современного воспитания [5].

С целью исследования профессионально-нравственных потребностей педагогов дошкольной организации, с педагогам МБДОО «Детский сад «Колокольчик» п.Чернянка Белгородской области» была проведена методика ранжирования профессионально-нравственных потребностей (по В. В. Марковой).

В исследовании приняли участие 10 педагогов детского сада. Педагогам необходимо было указать слева от каждой потребности то место, которое они ей отводят в системе их личных потребностей, а справа — насколько (в %) она сформирована у них.

Результаты ранжирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Развитие профессионально-нравственных потребностей воспитателей МБДОУ «Детский сад с. Смородино»

Место

Потребность

Количество выборов(в процентах)

1

потребность в профессионально-нравственном идеале

90 %

2

потребность в альтруизме

85 %

3

потребность в профессионально-нравственном поведении

80 %

4

потребность в профессионально-нравственных знаниях

80 %

5

потребность в профессиональном росте

75 %

6

потребность в самоутверждении и самовыражении

70

7

потребность профессионально-нравственной деятельности

65 %

8

потребность в профессионально-нравственной самоактуализации

60 %

9

потребность в профессионально-нравственной свободе

60 %

10

потребность в профессионально-нравственном росте, самосовершенствовании

50 %

11

потребность в профессионально-нравственной рефлексии

50 %

12

потребность в профессионально-нравственном самоутверждении

45 %

13

потребность в профессионально-нравственном самоопределении

45 %

14

потребность в профессионально-нравственных достижениях

45 %

15

потребность в профессионально-нравственном самовыражении

40 %

16

потребность в профессионально-нравственной самореализации

30 %

17

потребность в профессионально-нравственной деятельности

30 %

 

Из таблицы видно, что воспитатели на первое место ставят потребность в профессионально-нравственном идеале (90 % педагогов), потребность в альтруизме (85 % педагогов), потребность в профессионально-нравственном поведении (80 % педагогов) и потребность в профессионально-нравственных знаниях (80 % педагогов).

На втором месте — потребность в профессиональном росте — (75 % педагогов), самоутверждении и выражении (70 % педагогов), профессионально-нравственной деятельности (65 % педагогов), самоопределении и самоактуализации (60 % педагогов).

На третьем месте — потребность в профессионально-нравственном росте, самосовершенствовании (50 % педагогов), потребность в профессионально-нравственной рефлексии (50 % педагогов), потребность в профессионально-нравственном самоутверждении (45 % педагогов), потребность в профессионально-нравственных достижениях (45 % педагогов).

И на последнем месте — потребность в профессионально-нравственном самовыражении (40 % педагогов), потребность в профессионально-нравственной самореализации (30 % педагогов), потребность в профессионально-нравственной деятельности (30 % педагогов).

Таким образом, из анализа результатов можно сделать вывод, что профессионально-нравственные потребности педагогов в профессионально-нравственном идеале, в профессионально-нравственном поведении, в профессионально-нравственных знаниях более значимы для них, чем профессионально-нравственные потребности: в профессионально-нравственном самовыражении, профессионально-нравственной самореализации и профессионально-нравственной деятельности.

На основании данного исследования в МБДОО «Колокольчик» п. Чернянка Белгородской области в процессе методической работы со специалистами ДОУ ведущая роль отводится формированию у них профессионально-нравственных потребностей. Именно эта потребность является начальным побуждением к профессиональной деятельности, движущей силой, которая стимулирует развитие личности педагога, становление его как профессионала. Формирование профессионально-нравственных потребностей, возможно, прежде всего, в том случае, если сосредоточены усилия на создание условий педагогам дошкольного образования для развития данной потребности.

Таким образом, в первую очередь необходимо вывести на высокий уровень методологическую подготовку педагога, побуждать его к постоянному развитию своей нравственной культуры, развитию способности к широкому и глубокому социально-педагогическому мышлению и творчеству, создавать условия для развития профессионально-нравственных потребностей.

В процессе методической работы с педагогами ДОО уделять внимание формированию у них профессионально-нравственных потребностей: в профессионально-нравственном самовыражении, профессионально-нравственной самореализации и профессионально-нравственной деятельности. Именно эти потребности является начальным побуждением к профессиональной деятельности, движущей силой, которая стимулирует развитие личности педагога, становление его как профессионала, побуждает его соответствовать требованиям, предъявляемым к нему со стороны общества, отраженных в ФГОС ДО.

 

Литература:

 

  1.                Большой толковый социологический словарь. Т. 2: Пер. с англ. — М., 1999, с. 105–107.
  2.                Борытко Н. М. Позиция педагога в воспитательном взаимодействии // Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры: Материалы обл. науч.-практич. конф. педагогов дополн. образования детей, Волгоград, 29 мая 2001 г. / Под. ред. Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкого. Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2012. − С. 3–13.
  3.                Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994. — С. 69.
  4.                Маркова В. В. Формирование потребности в профессионально-нравственном самосовершенствовании педагога// Педагогическое образование и наука. — 2004. — № 5., с. 53–59.
  5.                Маркова В. В. Формирование нравственной позиции будущего педагога // Психолого-педагогические особенности формирования личностных качеств учителя в образовательном пространстве вуза: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Л. С. Подымова. − Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2005. — С. 176–179.
  6.                Маркова В. В., Мулабаева Г. Н. Формирование нравственной позиции у воспитателей дошкольного образовательного учреждения в процессе их профессиональной деятельности // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ. / Отв. ред. В. В. Гончарова. Белгород, Изд-во БелГУ, 2007. — 48 с. — С. 21–25.
  7.                Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. — 2007. № 4. — С. 28–38.
  8.                Научное исследование как процесс становления профессиональной позиции будущего педагога // Вестник. Студенческое научное общество. № 12 / Сост. е. А. Шульгин, Н. М. Борытко. − Волгоград, 2011. − С. 3–4.
  9.                Полякова Г. Б. Нравственная культура в аксиологическом пространстве современной школы: Дис.... канд. пед. наук.– СПб., 2013. — 250 с.
  10.            Таранкова Н. Воспитатель: его нравственные качества. // Дошкольное воспитание. — 2001.– № 11. — С. 2–3.
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, педагогическая деятельность, педагог, профессионально-нравственная деятельность, профессионально-нравственная самореализация, профессионально-нравственное самовыражение, Детский сад, профессионально-нравственное поведение, профессионально-нравственный идеал, Белгородская область.

Похожие статьи

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Похожие статьи

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов