Нравственная культура педагогов дошкольного отделения как основа духовных ориентиров детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 05.10.2018

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Илюхина, Т. Г. Нравственная культура педагогов дошкольного отделения как основа духовных ориентиров детей / Т. Г. Илюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 192-193. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52932/ (дата обращения: 19.11.2024).



На современном этапе система дошкольного образования динамично развивается и меняется. Несмотря на то, что основа для перемен не всегда подготовлена должным образом, мы можем говорить, что система дошкольного образования развивается как вариативная, открытая, активная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста.

В связи с этим, предъявляются новые требования к образовательной организации в целом, профессиональной компетенции педагогов дошкольного отделения. Такие требования обоснованы, так как относятся к базовым ценностям, которые, несмотря на динамичные изменения, инновации в системе образования не теряют своей актуальности и, даже со временем, становятся более востребованными. Высказывание В. А. Сухомлинского: «… моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения», как никогда отражают реалии современного общества.

Изменения в системе образования показывают, что введение Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании по- новому позволяют говорить о среде, в которой ребенок-дошкольник будет находиться, дополнительных образовательных услугах, личности педагога.

Профессионально — педагогическая культура педагогов дошкольного отделения теперь определяется не только уровнем его педагогической подготовки, знаниями и умениями, но также мотивацией к саморазвитию личностных качеств, стремлением к самосовершенствованию. Нравственная культура педагога дошкольного отделения становится определяющей в его работе. Очевидно, что недостаточно просто давать духовно-нравственные знания. Для того, что такие знания стали для ребенка нравственными убеждениями и духовными ориентирами, они должны быть применимы в жизненном опыте педагога, чтобы воспитанники видели их ежедневно в будничных делах.

В основе работы с детьми дошкольного возраста в нашей образовательной организации является личностно-ориентированный подход. Во главу угла мы ставим самоценность и самобытность ребенка, стараемся создать условия для проявления духовно-нравственных поступков ребенка, идти рядом, сотрудничать. Для нас важно воздерживаться от нравственных оценок, предоставить возможность ребенку самому найти путь к истине и пройти его самостоятельно.

Формирование духовных ориентиров ребенка многогранный и многофакторный процесс, который длится всю жизнь. Его основы закладываются в раннем детстве. Именно поэтому нравственному воспитанию в системе дошкольного отделения уделяется особое внимание.

В этом возрастном периоде дети наиболее восприимчивы к тому, что формирует отношение к себе и окружающим, развивает духовно-нравственное самосознание и сознание.

Считается, что педагогика — это не только наука, но еще и искусство, которое несет важную, особую миссию, связанную не только с процессами воспитания и обучения, но, в том числе формированием духовно-нравственных ориентиров. Поэтому и требования к педагогам дошкольного отделения особые. Проанализировав различные источники, мы можем говорить о том, что нравственная культура педагога должна является основой его личности. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является неоспоримой и одной из главнейших задач современного общества.

Упущения в духовно-нравственном воспитании детей наносят невосполнимый урон обществу. Нравственные ценности, к которым относят справедливость, честность, мужество, терпимость, порядочность, отзывчивость и другие, всегда ценятся высоко, а те, кто ими обладает, пользуется в обществе большим уважением. Нравственные качества человека находят отражение в его делах, поступках, нравах. Нравственность — это общественная величина, выполняющая функцию регулирования поведения человека в социуме. Именно поэтому так важно, чтобы педагог дошкольного образования обладал комплексом нравственных качеств, ведь воспитание детей, как мы отмечали выше, базируется не столько на словесной форме воздействия, сколько на личном примере.

Одним из главных нравственных качеств педагога дошкольного отделения принято выделять гуманизм, характеризующийся как бережное, человечное отношение педагога к людям в целом. Признание человека высшей ценностью. Дети, особенно дошкольного возраста, особенно тонко чувствуют личностные убеждения старших наставников. Никто не будет спорить с тем, что почти все дети улавливают настроение педагога. И зачастую от его настроя, зависит результат деятельности ребенка, всей группы.

Гуманное отношение выражается в интересе к личности ребенка, в оказании помощи, сочувствию, поддержке, признании достоинств ребенка, формированию его как личности. Такой педагог работает и общается с учетом особенностей и возможностей детей, создает необходимые условия для его развития и социализации. Таким образом, дети, видя и принимая проявления нравственной культуры педагога, принимают ее в качестве духовно-нравственного ориентира.

Безусловно, как и любой человек, педагог может не только радоваться, но и печалиться, обижаться. Но, даже гневаясь, не должен выходить из себя. Недопустимо ни при каких обстоятельствах переходить на оскорбительный и грубый тон.

А. К. Маркова выделяет, что психологические качества педагога служат важной характеристикой педагогической деятельности. [2, с. 192]. Однако, потребность педагога в анализе своей деятельности, понимание внутреннего мира ребенка по незначительным изменениям поведения, умение сориентироваться в разных ситуациях, стремление понять педагогическую ситуацию также немаловажны для формирования духовных ориентиров детей.

Таким образом, учитывая то, что формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью всестороннего развития личности и представляет собой социальный заказ, в современной образовательной системе в деятельности педагога дошкольного отделения формирование его нравственной культуры должно стать приоритетным направлением.

Мы считаем, что для того, чтобы педагоги дошкольного отделения достигли цели в вопросах формирования духовно-нравственного ориентиров детей, необходимо:

  1. Повышение нравственной культуры, самосовершенствование, самообразование, стремление к духовному росту педагогов дошкольного отделения. На наш взгляд, нравственность должна стать базовым ориентиром в современной системе образования. Только так возможно сформировать у подрастающего поколения духовные ценности, нравственные убеждения.
  2. Поддерживать педагогов дошкольного образования. По нашему мнению, важно, чтобы педагог работал и развивался в команде единомышленников, где мог бы проявлять инициативу, расти профессионально, принимать самостоятельные решения. Необходимо на местах создавать условия для самореализации, способствовать командообразованию в коллективе.
  3. Формировать мотивацию педагогов к личностному росту, работе над собой. Самообразование и самосовершенствование должны являться одними из главных целей в центре воспитательной задачи. Внутренняя составляющая педагога — тот фундамент, к которому следует прилагать все остальное.

По нашему мнению, только оптимальное и разумное сочетание комплексного подхода может гарантировать успех в решении таких неочевидных на первый взгляд, но очень важных задач современной системы образования.

Самое время вспомнить слова Я. А. Коменского: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

Литература:

  1. Илюхина Т. Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе. //Молодой ученый. Международный научный журнал. 2017, № 38 — с.105–107.
  2. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993, — с. 192.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное отделение, дошкольное образование, дошкольный возраст, нравственная культура педагога, педагог, ребенок, духовно-нравственный ориентир, нравственная культура, образовательная организация, современное общество.


Похожие статьи

Нравственное воспитание как основа становления личности

Роль семьи в формировании правовой культуры старшеклассников

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Детское волонтёрство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей

Похожие статьи

Нравственное воспитание как основа становления личности

Роль семьи в формировании правовой культуры старшеклассников

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Детское волонтёрство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей

Задать вопрос