Обучать — значит вдвойне учиться.
Ж. Жубер
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
В настоящее время существуют разные подходы к определению профессиональной компетентности. По мнению В. Н. Введенского, целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широким его содержанием, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как «профессиональная готовность», «квалификация», «профессионализм», «педагогическое мастерство», «профессиональная культура», «компетенция» [2]. Гершунский Б. С. определяет профессиональную компетентность какфункциональную грамотность, которая востребуется и актуализируется на собственно профессиональном уровне [3]. В своей работе А. В. Хуторской рассматривает компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеристики профессионализма», мы находим в трудах А. И. Мищенко, В. А. Сластёнина [4].
Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования меняет требования и к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений. Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об источниках и механизмах развития детей дошкольного возраста, новые представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума. Развивающаяся стратегия инновационной деятельности в дошкольном образовании требует не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.
Так воспитателям дошкольных организаций на этапе реализации ФГОС дошкольного образования необходимо творчески осмыслить содержание образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. Это напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.
Таким образом, готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.
Акмеологическая компетентность лежит в основе профессионального стандарта педагога. В своих исследованиях Бородулина Е. М., Портнова А. Г., Каган Е. С. рассматривают акмеологическую компетентность личности педагога как «интегративную характеристику личности, которая обладает комплексом профессионально значимых для педагога качеств, имеет высокий уровень теоретической и научно-практической подготовленности к творческой педагогической деятельности, способной эффективно взаимодействовать с воспитанниками в педагогическом процессе на основе использования современных технологий» и связывают её с акмеологической компетенцией.
Педагог, владеющий акмеологической компетентностью должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются:
− аналитические способности;
− умение определять цели и задачи своей деятельности;
− планировать методическую работу;
− умение формулировать прогнозируемые результаты;
− корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга. Проектировочные умения необходимы педагогу-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования.
С точки зрения структурного анализа, Бородулина Е. М., Портнова А. Г., Каган Е. С., выделяют основные компоненты акмеологической компетентности в профессионально-педагогической деятельности: мотивационный, инструментально-операциональный, перцептивно-регулятивный, рефлексивно-оценочный (Таблица 1).
Таблица 1
Структурные компоненты акмеологической компетентности
Функции компонентов |
Наполненность компонента |
Мотивационный компонент |
|
Энергетическая функция. Отношение педагога к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность) |
Личностный смысл получения знаний; развитость целеполагания, структура профессиональной мотивации; степень готовности реализовать полученные знания и умения в педагогической деятельности |
Инструментально-операциональный компонент |
|
Информационная функция. Интеллектуальные качества личности, синтез знаний, умений, навыков, психофизические свойства |
Уровень развитости планирования, уровень знаний, мышления (категориальность, беглость, оригинальность, оперативность), произвольность когнитивных процессов, адаптивные свойства личности |
Перцептивно-регулятивный компонент |
|
Хронологическая функция. Удовлетворенность организационно-педагогическими условиями работы, ее содержанием, соответствием содержания и организации работы в целом профессиональным потребностям и интересам педагога |
Развитость эмоционального интеллекта, развитость эмпатии, коммуникативных способностей, позитивность мышления |
Рефлексивно-оценочный компонент |
|
Пространственная функция. Уровень развития профессиональных компетенций педагога, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе профессиональной деятельности; уровень самосознания, самореализации и самосовершенствования |
Самоанализ, самооценка, оценка объема умений, полнота их профессионального свойства и интегративность, динамика развития компетенций; актуализация знаний при решении познавательных и практических задач; применение знаний в новых ситуациях |
Для определения уровня сформированности акмеологической компетентности педагога дошкольного образования, на базе МБДОУ города Иркутска детского сада № 161, была произведена процедура самооценки методом анкетирования по десятибалльной системе оценки.
Также были определены уровни акмеологической компетентности: творческий уровень (8–10 баллов), продвинутый уровень (6–7 баллов), обязательный уровень (1–5 баллов). Характеристики данных уровней представлены в таблице 2.
Таблица 2
Компоненты сформированности акмеологической компетентности
Уровни АК |
Компоненты сформированности акмеологической компетентности |
|||
Мотивационный |
Инструментально-операциональный |
Перцептивно-регулятивный |
Рефлексивно-оценочный |
|
Творческий (8–10 баллов) |
Педагог активно повышает свой уровень профессиональной подготовки, проявляет самостоятельность, инициативность в изучении психолого-педагогических инновационных технологий (в том числе инклюзивных), заинтересован использовать в своей практической деятельности новые формы и методы образовательной деятельности. |
Педагог планирует и организует образовательную деятельность на основе деятельностного и компетентностного подхода, умеет анализировать, применять наиболее эффективные методы, формы организации педагогического процесса, использует в своей практической деятельности инновационные психолого-педагогические технологии. |
Педагог понимает роль и значение самообразования в своей профессиональной деятельности. |
Педагог умеет критически оценивать уровень своей профессиональной компетентности, следит за динамикой своего профессионального развития (актуализация знаний при решении познавательных и практических задач), совершенствует свой профессиональный уровень. |
Продвинутый уровень (6–7 баллов) |
Педагог не регулярно повышает свой профессиональный уровень, заинтересован в изучении педагогических инновационных технологий (в том числе инклюзивных), но не всегда стремится использовать их в практической деятельности. |
Педагог старается планировать свою образовательную деятельность на основе деятельностного и компетентностного подхода, но не всегда умеет рационально использует эффективные методы, формы организации педагогического процесса. |
Педагог понимает роль и значение самообразования в своей профессиональной деятельности, но не всегда стремится к самосовершенствованию своего профессионального уровня. |
Педагог следит за динамикой развития своего профессионального роста, но не обладает достаточным уровнем критической оценки уровня своей профессиональной компетентности. |
Обязательный уровень (1–5 баллов). |
Педагог не стремится повысить свой профессиональный уровень, самостоятельно не стремится изучать педагогических инновационных технологий (в том числе инклюзивных), не знает технологию применения их в практической деятельности. |
Педагог планирует свою образовательную деятельность на основе традиционных подходов (накопление ЗУНов), не умеет использовать эффективные формы и методы организации педагогического процесса. |
Педагог слабо понимает роль и значение самообразования в профессиональной деятельности. |
Педагог не владеет методом критической оценки уровня профессиональной компетентности, не умеет следить за динамикой своего профессионального развития. |
По результатам проведения процедуры самооценки уровня сформированности акмеологической компетентности педагога дошкольного образования был сформирован количественный и качественный анализ.
В данном исследовании принимали участие 10 педагогов МБДОУ города Иркутска детского сада № 161. Условно педагоги были разделены на 4 группы по педагогическому стажу в должности воспитатель дошкольного учреждения:
- 1 группа (от 1 до 5 лет) — 5 человек;
- 2 группа (от 5 до 10 лет) — 2 человека;
- 3 группа (от 10 до 20 лет) — 2 человека;
- 4 группа (от 20 лет и выше) — 1 человек.
Из пяти человек 1 группы: 1 педагог (10 %) имеют обязательный уровень и 4 человека (40 %) — продвинутый.
Из двух человек 2 группы: 2 человека (20 %) с продвинутым уровнем.
Из двух человек 3 группы 1 педагог (10 %) имеет обязательный уровень, 1 — творческий уровень.
Из одного человек 4 группы: 1 педагог (10 %) — с продвинутым уровнем.
Примечание: % от общего числа педагогов, участвовавших в анкетировании (см. рис. 1)
Рис. 1. Уровни сформированности АК в соответствии с педагогическим стажем работы в ДОУ
Исходя из анализа, мы видим, что большинство педагогов, оценивая себя, находятся на продвинутом уровне, однако у двух педагогов — обязательный уровень сформированности АК, несмотря на то, что стаж работы у них отличается. И только 1 из 10 педагогов имеет творческий уровень.
На наш взгляд, задача администрации ОУ состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные и рациональные способы мотивации педагогов для повышения своего уровня профессиональной подготовки. Для этого необходимо спланировать систему работы в соответствии с личностными интересами самих педагогов, что позволило бы активизировать творческий потенциал педагога, его личностные ресурсы для самообразования, желания узнать новое и поделиться своим практическим опытом с другими участниками образовательных отношений.
Для внедрения системы работы по повышению квалификации должны быть учтены следующие требования:
− обеспечение индивидуально — дифференцированного подхода, с учетом возможностей педагогов и их профессиональных интересов;
− помощь в оценивании своей результативности повышения квалификации и своевременное внесение корректив в этот процесс;
− обеспечение системного, комплексного и деятельностного подходов.
Одним из важных аспектов системы повышения квалификации педагогов является привлечение воспитателей к участию в профессиональных конкурсах. Участие в конкурсах позволяет педагогам проявить свои профессиональные качества, проанализировать свой профессиональный уровень, поделиться своим практическим опытом и познакомиться с использованием инновационных технологий в работе других воспитателей.
Кроме этого создание портфолио педагога позволит воспитателю проследить динамику роста своего профессионального развития, что поможет педагогу критически относиться к своему уровню самоподготовки, заинтересует его в прохождении курсов повышения квалификации.
Для того, чтобы уровень акмеологической компетентности повысился необходимо педагогам, находящимся на обязательном уровне, помочь в составлении перспективного плана в соответствии с темой самообразования, направить воспитателей на курсы повышения квалификации.
Одним из эффективных методов работы с педагогическими кадрами по самосовершенствованию будет создание «Методических копилок», где могут храниться разнообразные материалы, используемые педагогом (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр.). Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.
Обучение педагога и оказание ему методической помощи — один из важных способов мотивации к саморазвитию. Однако необходимо использовать и другие пути стимулирования. Наиболее эффективными и продуктивными мы считаем следующие:
− участие педагога в мастер-классах на уровне округа, города, области;
− содействие в разработке авторских программ;
− участие в научно-практических конференциях и семинарах работников образования;
− содействие в обобщении опыта, в подготовке собственных публикаций;
− рекомендации для прохождения аттестации на более высокую квалификационную категорию.
Каждый педагог занимает определенную позицию среди коллег своего образовательного учреждения. Позиционировать себя в дошкольном учреждении педагогу помогут следующие разделы: «Данные о педагоге» — визитная карточка, «Рейтинг педагога» — среди воспитателей дошкольной организации.
Таким образом, система методических мероприятий, повышающих профессиональную компетентность педагогов позволяет сформировать активную позицию специалиста — носителя мыслительной деятельности, расширить его профессиональные интересы, способствовать развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации, самостоятельности и взаимодоверия.
В заключении хочется отметить, что акмеологическая компетентность — это результат индивидуального саморазвития, самосовершенствования педагога, его творческий путь.
Литература:
- Бородулина Е. М., Портнова А. Г., Каган Е. С. Акмеологическая компетентность личности в профессиональной деятельности педагогов. Психологические исследования, 2012, 5(25), 9. http://psystudy.ru
- ВведенскийВ. Н. Моделирование профессиональнойкомпетентностипедагога / В. Н. Введенский// Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 51–55.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. — М., 1997.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.