Подготовка будущих учителей начальных классов к работе в сельской начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Трегубова Н. Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе в сельской начальной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9131/ (дата обращения: 20.10.2018).



 

В российской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые используют идеи разновозрастного обучения в своей работе — это малокомплектные сельские школы. Несмотря на известные недостатки, наличие таких школ в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором.

Малокомплектность подразумевает объединение по вертикали учащихся двух, трёх, четырёх классов в один класс — комплект. Это одно из основных обстоятельств, определяющее специфику построения содержания и форм организации учебно — воспитательного процесса. Без сомнения он отличается от организации учебного процесса в обычном классе. Малокомплектные школы порождают большие педагогические проблемы. Одна из самых главных трудностей, с которой встречаются педагоги — это отсутствие чётких методических рекомендаций по построению и проведению урока в данных условиях на современном этапе развития образования. Поэтому приходиться искать, пробовать, отбирать методы и приёмы самостоятельно. Система обучения в малокомплектной школе рассматривает обучение не как самоцель, а как средство развития личности ребёнка. Технология обучения в малочисленных малокомплектных классах строится на основе создания условий разновозрастного взаимодействия.

Сельская начальная школа нуждается в особенном внимании со стороны государства, общества, поскольку она является культурологической основой жизни сельского социума. Качество образования в школах сельской местности в значительной степени зависит от подготовки педагогических кадров в условиях высшей школы. Специфические условия деятельности сельской малокомплектной и малочисленной начальной школы необходимо учитывать в процессе подготовки будущих учителей начальных классов в ВУЗе.

Эффективность системы формирования готовности будущих учителей к работе в сельской начальной школе в значительной степени зависит от тех педагогических условий, в которых эта подготовка осуществляется. Важным условием подготовки студентов должно быть: позитивная мотивация к работе в сельской начальной школе, интеграция психолого-педагогической и методической подготовки, использование личного опыта студентов, непрерывность связи теоретической и практической подготовки. [1] Необходимо познакомить будущих учителей, в первую очередь с историей существования малокомплектных и малочисленных школ. На основе изменения роли государства и общественности в создании, поддержке и обеспечении деятельности данного вида школ в селе исследователи выделяют пять этапов: 19 — начало 20 века, 1917–1930 годы, 1930–1958 годы, 1958–2001, 2001 до настоящего времени [2].

Процесс обучения и воспитания в сельских малокомплектных и малочисленных школах имеет ряд существенных отличий от других школ. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Однако малокомплектная школа имеет свои специфические трудности,обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство вызывают такие факторы, как: низкая информационная насыщенность школ на селе; отсутствие специальной литературы; недостаточность научно — методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой; низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи; отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров.

Малая наполняемость классов имеет и ряд преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности. В условиях малой школы учителю легче осуществлять:индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений; личностно — ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга; практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.)

В сложных своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной школы существенно возрастает роль организации учебно — воспитательного процесса. Основной структурной компонент начальной малокомплектной школы — класс — комплект. При работе школы по программе I — IV комплектование классов происходит по договоренности между учителями: в один комплект сводятся смежные (I и II; III и IV) классы или разновозрастные (I и III; II и IV).

Основной формой обучения и воспитания в малокомплектной школе является урок. Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу. Она может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала: при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков; при контроле и при повторении усвоенного.

Структура уроков в начальной малокомплектной школе не отличается разнообразием. Строятся они в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом.

Формы организации различные. Ведущих форм усвоения новых знаний, умений в начальной малокомплектной школе две: работа под руководством учителя, самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80–90 % всего времени. Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются: некоторые подготовительные упражнения; объяснение нового материала на основе предшествующей самостоятельной работы; беседы-изложения нового материала; объяснения, рассказы, инструктажи; первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала; диагностика уровня обученности; контроль и коррекция усвоенных знаний, умений; показ рациональных приемов применения знаний; тематическое обобщение материала.

В малокомплектной начальной школе остро стоит и вопрос: как составить план урока? Особенность его в том, что в одном и том же плане урока параллельно определяется содержание учебных занятий в двух или нескольких классах и общая их организация. План должен быть максимально кратким, но в то же время содержать материал, необходимый для проведения урока. В нем четко формируется тема урока, цели и названия этапов, вопросы и т. д.

Расписание уроков может быть разнопредметным и однопредметным. При разнопредметном подходе чтение сочетается с родным языком, математикой и т. д. Однако однопредметные уроки имеют ряд достоинств: учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой; уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся; учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности. Часть уроков в классах — комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу — слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание.

Учитель малокомплектной школы каждый день должен искать наиболее продуктивные методы работы, совершенствовать их, а пути совершенствования мы видим в процессе конвергенции традиционных и инновационных методов. Конвергенция предполагает процесс сближения разнородных методов, который выражается в появлении у сходящихся сторон одинаковых признаков. О конвергенции педагогических методов говорят современные ученые, утверждая, что это тенденция эволюционирования педагогики в XXI веке. [3] Традиционные методы обучения, которые используются педагогами в начальных классах, в частности — это словесные, наглядные и практические, а инновационные, к которым могут относиться: групповые дискуссии, дидактические игры, деловые и ролевые игры, драматизация, метод проектов, использование видеоурока, урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-праздник, урок-интервью, методы, возникающие с учетом развития информационно-коммуникационных технологий, например, интерактивные формы предполагают педагогические методы просмотра и прослушивания. Инновационными по отношению к традиционной системе средств обучения становятся все средства, функционирующие на базе электронных (компьютерных) технологий.

Условия учебно-воспитательной работы малокомплектных школнестандартны и порой неповторимы, чрезвычайно сложны и для учителя и для его учеников. Поэтому сельская малокомплектная школа была и остается, образно говоря, горячей точкой нашей системы образования, проблемой, которая в силу ряда причин всегда будет требовать особого внимания.

 

Литература:

 

  1. Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Концепт. — 2014. — № 10
  2. Войтеховская М. П., Сазонова Н. И. Историко-педагогический анализ развития сельских малокомплектных школ России XIX, начала XXI века//Вестник Томского государственного педагогического университета//№ 12, 2009.
  3. Первова Г. М. Конвергенция методов как тенденция современного развития педагогики // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 6. С. 73–77.
Основные термины (генерируются автоматически): малокомплектная школа, III, начальная малокомплектная школа, учитель, сельская начальная школа, школа, класс, проведение урока, воспитательный процесс, план урока.

Похожие статьи

Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

сельская школа, школа, сельская малокомплектная школа, класс, малокомплектная школа, сельская местность, сельскохозяйственное производство, Россия, малая наполняемость, начальная школа.

Индивидуализация в малокомплектной школе на уроках...

сельская школа, школа, сельская малокомплектная школа, класс, малокомплектная школа, сельская местность, сельскохозяйственное производство, Россия, малая наполняемость, начальная школа. Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках...

Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

Библиографическое описание: Крапивенцев А. А. Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

Сегодня в российском обществе продолжается дискуссия на тему: закрывать или сохранять малокомплектные сельские школы.

Педагогические условия здоровьесбережения младших...

сельская школа, школа, сельская малокомплектная школа, класс, малокомплектная школа, сельская местность, сельскохозяйственное производство, Россия, малая наполняемость, начальная

Похожие статьи. Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

Проблемы образования в сельской малокомплектной школе

О достоинствах и недостатках модернизации современного российского образования не говорил только ленивый, тем не менее хочется высказаться с точки зрения обычного сельского учителя малокомплектной школы, которых в стране — тысячи...

Трудности реализации новых педагогических технологий в школе...

Во-первых, перед педагогами малокомплектных сельских школ стоит проблема плохого материально-технического оснащения учебных заведений, в которых зачастую вместо современных компьютеров и ноутбуков установлена списанная техника...

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. 5-й этап —разработка плана урока. Подготовка учителя куроку.

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Инновационные методы преподавания в начальной школе. инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности...

Малокомплектные сельские школы являются неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации.

В законе «Об образовании в РФ» не дается определение понятию «малокомплектная сельская школа», данное понятие конкретизируется в Законе Тульской...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

сельская школа, школа, сельская малокомплектная школа, класс, малокомплектная школа, сельская местность, сельскохозяйственное производство, Россия, малая наполняемость, начальная школа.

Индивидуализация в малокомплектной школе на уроках...

сельская школа, школа, сельская малокомплектная школа, класс, малокомплектная школа, сельская местность, сельскохозяйственное производство, Россия, малая наполняемость, начальная школа. Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках...

Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

Библиографическое описание: Крапивенцев А. А. Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать?

Сегодня в российском обществе продолжается дискуссия на тему: закрывать или сохранять малокомплектные сельские школы.

Педагогические условия здоровьесбережения младших...

сельская школа, школа, сельская малокомплектная школа, класс, малокомплектная школа, сельская местность, сельскохозяйственное производство, Россия, малая наполняемость, начальная

Похожие статьи. Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

Проблемы образования в сельской малокомплектной школе

О достоинствах и недостатках модернизации современного российского образования не говорил только ленивый, тем не менее хочется высказаться с точки зрения обычного сельского учителя малокомплектной школы, которых в стране — тысячи...

Трудности реализации новых педагогических технологий в школе...

Во-первых, перед педагогами малокомплектных сельских школ стоит проблема плохого материально-технического оснащения учебных заведений, в которых зачастую вместо современных компьютеров и ноутбуков установлена списанная техника...

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. 5-й этап —разработка плана урока. Подготовка учителя куроку.

План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Инновационные методы преподавания в начальной школе. инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности...

Малокомплектные сельские школы являются неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации.

В законе «Об образовании в РФ» не дается определение понятию «малокомплектная сельская школа», данное понятие конкретизируется в Законе Тульской...

Задать вопрос