Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать? | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 05.03.2018

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Крапивенцев А. А. Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать? [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 3-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13898/ (дата обращения: 24.06.2018).



Сегодня в российском обществе продолжается дискуссия на тему: закрывать или сохранять малокомплектные сельские школы. С одной стороны, школа в селе требует такого же экономического обеспечения, как и городская школа (техника, мебель, спортивный инвентарь и т. д.) и при этом здесь обучается небольшое количество детей. Данный факт может стать аргументом «за» закрытие малокомплектных школ.

Однако следует помнить о территориальных особенностях Российского государства, где населенные пункты часто расположены далеко друг от друга и закрытие одной школы может привести к тому, что некоторые дети не смогут получить полноценное образование. Данный довод подтвердил и Президент РФ В. В. Путин во время «Прямой линии».

Житель села Галкинское Свердловской области Василий Мельниченко во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» задал вопрос о сокращении сельских школ в стране. Он пожаловался президенту на то, что в 2016 в российских селах закроются 426 школ, 215 детских садов и более 300 больниц. Мельниченко отметил, что государственная политика должна быть направлена на улучшение жизни людей, а не наоборот.

В ответ Путин заявил, что бездумное сокращение социальной инфраструктуры недопустимо. «Возможно, какая-то оптимизация и нужна», — сказал Президент. — Но полностью согласен с вами в том, что нужно учитывать особенности нашей страны. А особенности заключаются в том, что на ряде наших обширных территорий населенные пункты расположены друг от друга на достаточно большом расстоянии. И при такой ситуации нам нужно сохранять даже избыточную, если кому-то так думается, социальную сеть».

Более подробно проблему закрытия школ в селах Путин не прокомментировал.

Действительно, вопрос развития или закрытия малокомплектных сельских школ является актуальным на сегодняшний день. Если посмотреть статистические данные, можно отметить, что число школ в сельской местности с 2008 года сократилось более чем на 12 тыс. В 2013 году в сельской местности действовали 32 тыс. учреждений общего среднего образования, из которых 27 тыс. были самостоятельными, а 4,7 тыс. — филиалами. Сельские малокомплектные школы находились в сфере действия проекта модернизации образования на 2011–2015 годы, но мероприятия ограничивались мониторингом и паспортизацией школ, повышением квалификации педагогических кадров и консультационным сопровождением. Заметен рост компьютеризации сельских школ. В 2013 году 91 процент школ и школ-интернатов имели кабинеты информатики и вычислительной техники, 93 процента — доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), 92 процента — собственные адреса электронной почты, 87 процентов — собственный сайт.

На сегодняшний день продолжается сокращение численности сельских школ и, на наш взгляд, это связано с несколькими проблемами. Прежде всего, это связано с продолжающейся урбанизацией: молодые люди не стремятся к развитию села, а уезжают в город. Это приводит к тому, что на селе не остается детей, следовательно, школу можно «законсервировать» и в дальнейшем закрыть. Так, например, в одной из начальных школ Ясногорского района Тульской области на момент 2017 года обучается 2 человека: во втором и в четвертом классе, дети дошкольного возраста в селе не проживают, соответственно, через полтора года в школе не останется учеников. Одна из школ Белевского района находилась в состоянии «консервации» в течение 10 лет и в связи с отсутствием учеников была закрыта.

Еще одной проблемой является несоответствие здания школы современным требованиям. Многие сельские школы были построены в конце XIX — начале ХХ вв. На сегодняшний день здания требуют капитального ремонта, но для местного бюджета более рентабельно будет организовать подвоз детей в близлежащие городские школы, чем вкладывать большое количество финансовых средств в ремонт.

Эти 2 аргумента, на наш взгляд, являются наиболее важными в вопросе закрытия малокомплектной сельской школы. Однако справедливо будет заметить, что школы, в которых обучаются дети разного возраста и открыты все классы (хотя бы на уровне основной школы), и в селе живут молодые семьи с детьми дошкольного возраста, являются важным культурным и социальным центром. В школе может быть организован досуг для детей и взрослых (дополнительные занятия, кружки и т. д.), в школе могу быть организованы общие собрания и праздники (особенно при отсутствии сельского клуба).

Российской Федерации утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р) (далее — Стратегия), где в том числе рассмотрен вопрос развития сельских школ.

Согласно Стратегии, для обеспечения квалифицированными молодыми кадрами предприятий агропромышленного комплекса и других сфер сельской экономики, что в свою очередь должно повлиять на улучшение демографической ситуации, необходимо разработать для общеобразовательных организаций, находящихся в сельской местности, программы дополнительного образования, направленные на профессиональное ориентирование школьников на получение востребованных (приоритетных) для сельской территории профессий и специальностей, закрепление молодежи в сельской местности и повышение престижности аграрных профессий [1].

Кроме того, в целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования в сельской местности, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования следует:

‒ принять меры, направленные на повышение качества образовательных услуг согласно современным требованиям и обеспечение условий для занятий детей физической культурой и спортом и обучения профессиям, необходимым в сельской местности;

‒ восстановить и развить сети дошкольных образовательных организаций и малокомплектных общеобразовательных организаций на основе создания образовательных организаций типа «детский сад — школа», образовательных организаций семейного типа, групп кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации для подготовки детей к школе, разновозрастных групп и других гибких форм дошкольного образования;

‒ оказывать поддержку малокомплектным детским садам и школам в сельской местности;

‒ повысить техническую оснащенность сельских школ, завершить их компьютеризацию и подключение к сети «Интернет» для организации дистанционного обучения и других современных технологий образования и воспитания, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса;

‒ восстановить и развить в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве, а также организации собственного дела в других значимых на селе сферах деятельности [1].

Из данной Стратегии становится понятно, что основные задачи государства для развития сельских школ на сегодня, это: материально-техническое обеспечение школы в соответствии с современными требованиями, организация и развитие дошкольного образования на селе, развитие функции профессиональной ориентации в школах.

Таким образом, политика государства направлена на поддержание и развитие сельской местности и, в частности, сельских школ. Однако существует несколько проблем, которые могут препятствовать развитию малокомплектных сельских школ, а также могут возникнуть обстоятельства, когда закрытия школы избежать невозможно.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»
Основные термины (генерируются автоматически): школа, сельская местность, том, сель, Российская Федерация, ребенок, развитие, профессиональная ориентация, дошкольный возраст, дошкольное образование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос