Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать? | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 05.03.2018

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Крапивенцев А. А. Малокомплектная сельская школа: развивать или закрывать? [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 3-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13898/ (дата обращения: 13.11.2018).



Сегодня в российском обществе продолжается дискуссия на тему: закрывать или сохранять малокомплектные сельские школы. С одной стороны, школа в селе требует такого же экономического обеспечения, как и городская школа (техника, мебель, спортивный инвентарь и т. д.) и при этом здесь обучается небольшое количество детей. Данный факт может стать аргументом «за» закрытие малокомплектных школ.

Однако следует помнить о территориальных особенностях Российского государства, где населенные пункты часто расположены далеко друг от друга и закрытие одной школы может привести к тому, что некоторые дети не смогут получить полноценное образование. Данный довод подтвердил и Президент РФ В. В. Путин во время «Прямой линии».

Житель села Галкинское Свердловской области Василий Мельниченко во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» задал вопрос о сокращении сельских школ в стране. Он пожаловался президенту на то, что в 2016 в российских селах закроются 426 школ, 215 детских садов и более 300 больниц. Мельниченко отметил, что государственная политика должна быть направлена на улучшение жизни людей, а не наоборот.

В ответ Путин заявил, что бездумное сокращение социальной инфраструктуры недопустимо. «Возможно, какая-то оптимизация и нужна», — сказал Президент. — Но полностью согласен с вами в том, что нужно учитывать особенности нашей страны. А особенности заключаются в том, что на ряде наших обширных территорий населенные пункты расположены друг от друга на достаточно большом расстоянии. И при такой ситуации нам нужно сохранять даже избыточную, если кому-то так думается, социальную сеть».

Более подробно проблему закрытия школ в селах Путин не прокомментировал.

Действительно, вопрос развития или закрытия малокомплектных сельских школ является актуальным на сегодняшний день. Если посмотреть статистические данные, можно отметить, что число школ в сельской местности с 2008 года сократилось более чем на 12 тыс. В 2013 году в сельской местности действовали 32 тыс. учреждений общего среднего образования, из которых 27 тыс. были самостоятельными, а 4,7 тыс. — филиалами. Сельские малокомплектные школы находились в сфере действия проекта модернизации образования на 2011–2015 годы, но мероприятия ограничивались мониторингом и паспортизацией школ, повышением квалификации педагогических кадров и консультационным сопровождением. Заметен рост компьютеризации сельских школ. В 2013 году 91 процент школ и школ-интернатов имели кабинеты информатики и вычислительной техники, 93 процента — доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), 92 процента — собственные адреса электронной почты, 87 процентов — собственный сайт.

На сегодняшний день продолжается сокращение численности сельских школ и, на наш взгляд, это связано с несколькими проблемами. Прежде всего, это связано с продолжающейся урбанизацией: молодые люди не стремятся к развитию села, а уезжают в город. Это приводит к тому, что на селе не остается детей, следовательно, школу можно «законсервировать» и в дальнейшем закрыть. Так, например, в одной из начальных школ Ясногорского района Тульской области на момент 2017 года обучается 2 человека: во втором и в четвертом классе, дети дошкольного возраста в селе не проживают, соответственно, через полтора года в школе не останется учеников. Одна из школ Белевского района находилась в состоянии «консервации» в течение 10 лет и в связи с отсутствием учеников была закрыта.

Еще одной проблемой является несоответствие здания школы современным требованиям. Многие сельские школы были построены в конце XIX — начале ХХ вв. На сегодняшний день здания требуют капитального ремонта, но для местного бюджета более рентабельно будет организовать подвоз детей в близлежащие городские школы, чем вкладывать большое количество финансовых средств в ремонт.

Эти 2 аргумента, на наш взгляд, являются наиболее важными в вопросе закрытия малокомплектной сельской школы. Однако справедливо будет заметить, что школы, в которых обучаются дети разного возраста и открыты все классы (хотя бы на уровне основной школы), и в селе живут молодые семьи с детьми дошкольного возраста, являются важным культурным и социальным центром. В школе может быть организован досуг для детей и взрослых (дополнительные занятия, кружки и т. д.), в школе могу быть организованы общие собрания и праздники (особенно при отсутствии сельского клуба).

Российской Федерации утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р) (далее — Стратегия), где в том числе рассмотрен вопрос развития сельских школ.

Согласно Стратегии, для обеспечения квалифицированными молодыми кадрами предприятий агропромышленного комплекса и других сфер сельской экономики, что в свою очередь должно повлиять на улучшение демографической ситуации, необходимо разработать для общеобразовательных организаций, находящихся в сельской местности, программы дополнительного образования, направленные на профессиональное ориентирование школьников на получение востребованных (приоритетных) для сельской территории профессий и специальностей, закрепление молодежи в сельской местности и повышение престижности аграрных профессий [1].

Кроме того, в целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования в сельской местности, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования следует:

‒ принять меры, направленные на повышение качества образовательных услуг согласно современным требованиям и обеспечение условий для занятий детей физической культурой и спортом и обучения профессиям, необходимым в сельской местности;

‒ восстановить и развить сети дошкольных образовательных организаций и малокомплектных общеобразовательных организаций на основе создания образовательных организаций типа «детский сад — школа», образовательных организаций семейного типа, групп кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации для подготовки детей к школе, разновозрастных групп и других гибких форм дошкольного образования;

‒ оказывать поддержку малокомплектным детским садам и школам в сельской местности;

‒ повысить техническую оснащенность сельских школ, завершить их компьютеризацию и подключение к сети «Интернет» для организации дистанционного обучения и других современных технологий образования и воспитания, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса;

‒ восстановить и развить в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве, а также организации собственного дела в других значимых на селе сферах деятельности [1].

Из данной Стратегии становится понятно, что основные задачи государства для развития сельских школ на сегодня, это: материально-техническое обеспечение школы в соответствии с современными требованиями, организация и развитие дошкольного образования на селе, развитие функции профессиональной ориентации в школах.

Таким образом, политика государства направлена на поддержание и развитие сельской местности и, в частности, сельских школ. Однако существует несколько проблем, которые могут препятствовать развитию малокомплектных сельских школ, а также могут возникнуть обстоятельства, когда закрытия школы избежать невозможно.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»
Основные термины (генерируются автоматически): школа, сельская местность, том, сель, Российская Федерация, ребенок, развитие, профессиональная ориентация, дошкольный возраст, дошкольное образование.

Похожие статьи

Проблемы школьного образования в городах Центрального...

школа, сельская местность, том, сель, Российская Федерация, ребенок, развитие, профессиональная ориентация, дошкольный возраст, дошкольное образование.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

Дошкольное детство — ответственный период жизни человека, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому образованию обладает большими возможностями и перспективой...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика. Опубликовано в. VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015).

Таким образом, реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников, с...

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его физическими аспектами, но и воспитанием социально-нравственных устоев в процессе формирования специфических ценностных ориентаций.

Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные...

Вызывает тревогу продолжающееся свертывание в сельской местности сети дошкольных учреждений, учреждений культуры, отмечается неудовлетворенность населения

Кроме того, совместно с социальными работниками на селе выявляются и обсуждаются местные проблемы.

Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей

Ведь если финансирование зависит только от численности детей, сельская школа себя окупить не сможет.

Растет число национальных школ на селе.

Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической...

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., N 1155 «Об

– не ориентируется на плоскости. Высокий уровень— 6–8 баллов. Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства.

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст...

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Формирование педагогической профессии «педагог...»

дополнительное образование, дополнительное образование детей, учреждение, ребенок, Россия, внешкольное образование, дошкольный возраст, дополнительное образование дошкольников, век...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы школьного образования в городах Центрального...

школа, сельская местность, том, сель, Российская Федерация, ребенок, развитие, профессиональная ориентация, дошкольный возраст, дошкольное образование.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

Дошкольное детство — ответственный период жизни человека, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому образованию обладает большими возможностями и перспективой...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика. Опубликовано в. VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015).

Таким образом, реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников, с...

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его физическими аспектами, но и воспитанием социально-нравственных устоев в процессе формирования специфических ценностных ориентаций.

Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные...

Вызывает тревогу продолжающееся свертывание в сельской местности сети дошкольных учреждений, учреждений культуры, отмечается неудовлетворенность населения

Кроме того, совместно с социальными работниками на селе выявляются и обсуждаются местные проблемы.

Сельская малокомплектная школа: современное состояние...

Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей

Ведь если финансирование зависит только от численности детей, сельская школа себя окупить не сможет.

Растет число национальных школ на селе.

Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической...

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., N 1155 «Об

– не ориентируется на плоскости. Высокий уровень— 6–8 баллов. Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства.

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст...

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Формирование педагогической профессии «педагог...»

дополнительное образование, дополнительное образование детей, учреждение, ребенок, Россия, внешкольное образование, дошкольный возраст, дополнительное образование дошкольников, век...

Задать вопрос