Имидж и имидж-риски современной образовательной организации
Автор: Саубанова Рушания Ильгисовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 14.10.2015
Статья просмотрена: 2275 раз
Библиографическое описание:
Саубанова, Р. И. Имидж и имидж-риски современной образовательной организации / Р. И. Саубанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8951/ (дата обращения: 17.12.2024).
Среди прогнозируемых для дошкольного образования рисков с 2014 г. отмеченных в Стратегии развития дошкольного общего и дополнительного образования на 2013–2020 гг. является риск развития конкуренции за потребителя с негосударственными детскими садами, вследствие спада рождаемости. В этих условиях крайне важно создание положительного имиджа дошкольного учреждения, который в условиях жесткого отбора позволит детскому саду удержаться на плаву.
Термин «имидж», введённый в специальную русскоязычную литературу О. А. Феофановым в 1970-е гг., получил широкое распространение в 1990-е гг., причём в отношении не только человека, но и организации, предмета, региона, системы и т. д. [48, с. 23]
Понятие «имидж» имеет много различных определений. Определение, предложенное И. Алёшиной: имидж — это образ организации в представлении групп общественности [1, с. 9]. Имидж может быть различным для различных групп, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Для партнёров — стабильность и надёжность. Имидж, с точки зрения З. Фрейда, — это, скорее всего, идеальный образ человека или предмета.
В современной литературе наиболее часто встречается определение Т. Н. Пискуновой, которая рассматривает имидж общеобразовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения» [37].
По мнению М. А. Беляевой, Н. В. Шрамко, риск — это потенциальная возможность развития отрицательных последствий, переживания ощутимых биологических или социальных потерь для отдельного человека, его окружения или общества в целом в связи с наступлением того или иного события (состояния), которое служит причиной — исходным запускающим механизмом последующего неблагополучия [45].
Имидж-риски — риски, связанные с формирование общественного мнения о данном учреждении образования, культуры или социальной защиты населения. Имидж формируется с точки зрения как внутреннего сообщества (администрация, педагоги и учащиеся, непедагогические работники), так и внешнего — признание официальных ведомств и неформальных структур. Например, большое количество родителей, желающих обучать детей в, так называемых «элитных» школах, говорит о сформировавшемся бренде [45].
Большинство передовых образовательных учреждений (ОУ) внедряет свою систему оценки и управления рисками, при этом они сталкиваются со значительными трудностями. Основными проблемами являются:
отсутствие стандартизированных методик и недостатки используемых;
отсутствие сравнительной базы экономических показателей;
отсутствие специалистов и структур по управлению рисками.
В процессе своей образовательной деятельности организации сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на деятельность образовательного учреждения, при этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных. Поэтому важно не только идентифицировать риски образовательной деятельности, но и систематизировать их, осуществлять их анализ, взаимозависимость между собой и степень влияния на достижение главной цели ОУ — оказание качественных образовательных услуг.
В соответствии с приведенной классификацией рисков ОУ Т. П. Костюкова, И. А. Лысенко, выделены основные внутренние и внешние риски (табл. 1).
Таблица 1
Риски образовательного учреждения [32]
Внешние риски |
Внутренние риски |
Переход на новую систему финансирования |
Обеспечение должного уровня качества образовательных услуг |
Уменьшение бюджетной составляющей финансирования |
Несоответствие предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка |
Экономический кризис |
Недостаток квалифицированных специалистов; |
Конкуренция |
Высокая цена образовательных услуг |
Оптимизация, сокращения педагогических работников в силу недостаточного финансирования |
Неэффективность работы PR-служб |
Изменение конъюнктуры рынка труда |
Имидж образовательного учреждения на рынке |
Недофинансирование или задержка финансирования из Федерального бюджета |
Повышение статуса ОУ за счет развития сети филиалов |
Сокращение объемов финансируемых хоздоговорных и госбюджетных НИР |
Снижение качества образования в ОУ за счет развития сети филиалов |
Переход учреждений бюджетной сферы на новую систему оплаты труда |
Структура управления образовательным учреждением |
Изменение психологического климата в обществе |
Недостаточное развитие материальной базы |
Изменение законодательства РФ в области образования (переход на уровневую систему образования) |
Неэффективная кадровая политика (повышение квалификации преподавателей, программы обмена преподавателями, привлечение сторонних специалистов и др.) |
Зависимость от мировых тенденций |
Низкий уровень заработной платы и социального пакета сотрудников |
Конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей. Положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, и следовательно, авторитета и влияния.
Журавлев Д. В., анализируя научные основы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения, называет четыре имидж-формирующих фактора рынка:
1) удовлетворенность потребителей (детей) и покупателей (родители);
2) соответствие ожиданиям общественности;
3) реальные конкурентные преимущества;
4) идеальный образ будущего развития ДОУ, то есть мечта, дающая
способность делать что-то более великое [26].
На наш взгляд, необходимость формирования имиджа возникла в связи с тем, что:
во-первых, усиливается конкуренция среди ДОУ;
во-вторых, имея сформированный позитивный имидж, ДОУ при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как представляет способным в большей степени обеспечить стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
в-третьих, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения ДОУ определенной силы в том смысле, что создает залог доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе инновационным процессам.
в-четвертых, сильный позитивный имидж облегчает доступ ДОУ к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т. д.
На формирование имиджа влияют следующие факторы:
стаж и опыт работы в сфере образования;
известность в профессиональных кругах и среди общественности;
репутация руководителя дошкольного образовательного учреждения, профессионализм руководства;
профессиональное развитие образовательного учреждения;
уровень достижений детей;
отношение сотрудников учреждений дошкольного образовательного к воспитанникам;
уровень профессионализма, известности воспитателей, их требовательность;
мнение детей и их родителей об организации образовательного процесса, уровне обучения, развития и воспитания;
территориальное местонахождение, внешнее и внутреннее оформление дошкольного образовательного учреждения;
открытость учреждения дошкольного образовательного учреждения [13].
Проблема внешнего представления детского сада существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется более отчетливо. Связано это с процессами становления и развития различных типов и видов дошкольных образовательных учреждений — государственных, муниципальных, частных, казенных, автономных, имеющих различные направления деятельности, стремящихся к максимальному раскрытию личности ребенка, но реализующих свои цели различными методами и средствами в неодинаковых условиях. То есть, система современного дошкольного образования отличается вариативностью.
Второй особенностью дошкольного образования является то, что дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Практика показывает, что в условиях рыночной экономики, жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения, т. е. учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.
В условиях модернизации российского образования муниципальная система образования города также подвержена изменениям, новшествам. В рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение доступности услуг дошкольного образования» на 2011–2015 годы» создается сеть новых дошкольных образовательных учреждений, укрупняются и расширяются уже действующие дошкольные учреждения. Важным для них является установление взаимопонимания с общественностью, создание ситуации успеха в образовательном сообществе. Когда дошкольное образовательное учреждение новое, информации о нем во внешней среде мало, необходимо позиционировать себя в общем образовательном пространстве района, города, стать привлекательным, прежде всего для детей и их родителей, а также для других социальных и ресурсных партеров. Это возможно при целенаправленном формировании имиджа детского сада [14, с. 3].
Формирование имиджа дошкольного образовательного учреждения относится к области управления. Чтобы в сознании потребителей имидж оставался положительным, необходим постоянный контроль и его коррекция [19, с. 123].
В настоящее время появилась конкуренция (т. к. имеются и негосударственные дошкольные учреждения), повысились требования, которые предъявляют родители. В результате детские сады вынуждены искать пути информирования родителей о том, какую помощь в воспитании и образовании ребенка они могут предоставить. Им приходится учиться заинтересовывать родителей своих потенциальных воспитанников, изучать их потребности и запросы. Иными словами, перед детским садом стоят задачи проведения маркетинга и рекламы оказываемых услуг.
Проанализировав наборы пересекающихся рисков — низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе; вероятность сокращения высококвалифицированных специалистов, возможен отток кадров из-за низкой оплаты труда, что не может не сказаться на качестве образовательной услуги; эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов; малое количество курсов повышения квалификации; нестабильная экономическая ситуация в стране, сопряжённая с негативными тенденциями в функционировании институтов семьи; приток в педагогический коллектив воспитателей без специального (профильного) образования; снижение потребности в новых формах дошкольного образования и в дополнительных платных образовательных услугах из-за снижения обеспеченности и платежеспособности населения; снижение объемов бюджетного финансирования — можно сделать вывод, что для всех заинтересованных сторон наибольшее число пересечений приходится на риски, так или иначе зависящие от качества подготовки специалистов и качества предоставляемых образовательных услуг. Это говорит о том, что данный компонент качества наиболее важен, и поэтому в первую очередь необходимо уметь определять величину рисков, связанных с этой составляющей.
Таким образом, под имиджем образовательного учреждения понимается сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду. Под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.
Имидж-риски — риски, связанные с формирования общественного мнения о данном учреждении образования, культуры или социальной защиты населения. Наиболее актуальны внутренние риски, связанные с обеспечением должного уровня качества образовательных услуг; несоответствием предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка; недостатком квалифицированных педагогических кадров; а также такие внешние риски, как переход на новую систему финансирования, уменьшение бюджетной составляющей финансирования, растущая конкуренция.
Литература:
- Алешина И. В. Корпоративный имидж: стратегический аспект. // Маркетинг, 2009. — 232 с. Алешина И. В. Корпоративный имидж: стратегический аспект. // Маркетинг, 2009. — 232 с.
- Давыдова А. В. Роль управленческой культуры в формировании системы эффективного управления образовательной средой / А. В. Давыдова // Философия образования. — 2011. — № 6 (39). — С. 74–81.
- Даниленко Л. В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Л. В. Даниленко. — Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/danilenko/mana_image.html. (дата обращения 15.11.2014).
- Золотовская Л. А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект//PR в образовании.-2005.-№ 3.-С.
- Климова Е. П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. Сост. е. П. Климова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 77 с.
- Костюкова Т. П., Лысенко И. А. Образовательное учреждение как объект управления в условиях риска // Управление в социальных и экономических системах Уфа: УГАТУ, 2011.Т. 15, No 5(45). С. 208–215.
- Образование в цифрах. 2013: краткий статистический сборник. — М.: ГУ ВШЭ, 2013. — 80 с.
- Риск менеджмент в учреждениях социальной сферы, культуры и образования. Учебно-методическое пособие / под ред. М. А. Беляевой, Н. В. Шрамко / Урал. гос. пед. университет. — Екатеринбург, 2014. — Выпуск 1. — 170 с
- Феофанов О. А. Реклама. Новые технологии в России. СПб.: Питер, 2010. — 234 с.