Формирование бренда образовательной организации как условие повышения ее конкурентоспособности в системе образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.10.2020

Статья просмотрена: 4345 раз

Библиографическое описание:

Мигалко, Ю. К. Формирование бренда образовательной организации как условие повышения ее конкурентоспособности в системе образования / Ю. К. Мигалко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74471/ (дата обращения: 23.11.2024).



Ключевые слова: бренд, имидж, торговая марка, фирменный стиль, образовательная организация, конкурентоспособность, маркетинг.

В современном мире для успеха торговой марки, недостаточно обеспечение большого оборота продукции и высокого качества. Сегодня рынок регулируется конечными потребителями: они формируют спрос на товары, и что немаловажно существует достаточно большая вероятность спрогнозировать желания потребителей и использовать данную информацию в своих коммерческих целях [4, c. 52–53].

Для эффективного ведения бизнеса главным является возможность предложить продукт, который будет отличен от конкурентов.

Ожесточенная конкуренция выдвигает соответствующий ей критерий в оценке успешности — конкурентоспособность, то есть возможность сохранять высокую экономическую эффективность деятельности в условиях конкурентной борьбы. В связи с тем, что данный показатель наиболее полно определяет эффективность функционирования хозяйствующего субъекта, задача повышения конкурентоспособности в настоящее время стоит наиболее остро.

Конкурентоспособность — комплексный показатель, который формируется под влиянием множества факторов, оказывающих влияние на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на данный показатель, все же основным и определяющим из них остается способность производить предприятием конкурентоспособную продукцию и услуги, а также создавать условия для их продвижения на рынок. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности в настоящее время стоит наиболее остро [8, c. 137]. Практика показывает, что решение задачи повышения конкурентоспособности вызывает значительные затруднения, а для многих предприятий в условиях современной экономической конъюнктуры это стало проблемой вследствие отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев.

В этой связи крайне важно тщательно и досконально продумать бренд предлагаемого потребителю продукта, который даст возможность превзойти конкурентов, приумножить объемы реализованной продукции и в перспективе позволит повысить цену товара без сокращения объёмов реализуемого товара. Чтобы сформулировать тезисы о том, с помощью каких инструментов создаётся успешный бренд, необходимо рассмотреть понятия и принципы, лежащие в основе продвижения бренда, опираясь на научно-практическую и профессиональную литературу.

Филипп Котлер в своих трудах дает более простое и понятное определение понятия бренда — это «термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг продавцов и их дифференциации от товаров или услуг конкурентов» [7, c. 127]. В рамках данной статьи важно понимать различие между терминами «бренд» и «торговая марка». Бренд подразумевает под собой преимущества продукта, которые возбуждают эмоции потребителя, формируют в его сознании положительный образ товара. Бренд привязан к какому-то конкретному продукту, когда товарный знак исключительно гарантирует правовую защиту, как в целом торговой марки, так и в частности её имени.

Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что бренд — это комплекс, который формирует у потребителя положительное отношение к товару. Другими словами, это имидж торгового знака, который формируется как конечный результат маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение товара на рынке, совокупность положительных образов, стоящих за символом [2, c. 29].

Принцип брендинга: если продукт не удовлетворяет нуждам потребителя, то даже самый обдуманный бренд будет обречён на провал. Для того чтобы не случилось подобного рода ситуации, необходимо знать и понимать важнейшие особенности структуры (так называемой архитектуры) бренда, а именно следующие его составляющие:

 непосредственно сам товар;

 название товара;

 логотип товара;

 упаковка со всеми её нюансами и особенностями;

 легенда бренда;

 идеология бренда;

 имидж бренда;

 художественно-эстетическая составляющая бренда;

 способ распространения информации о бренде и его продвижение (PR и реклама);

 психологические впечатления потребителей;

 слоган [1, c. 99].

Таким образом, можно утверждать, что основные составляющие бренда — это его форма и содержание. Форма включает в себя логотип, символ — всё то, что именуют геометрией стиля, содержание заключает в себе название, рекламный слоган, фирменный девиз.

Необходимость формирования бренда образовательной организации определяет следующие факторы:

 дифференциация и вариативность системы дошкольного образования;

 сложная демографическая ситуация в системе дошкольного образования;

 потребность управленческой и образовательной практики в формировании представлений о детском саде;

 многочисленные запросы социальной практики;

 наличие опыта работы образовательных организаций в данной области.

Конкурентоспособная образовательная организация — это организация, которая обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.

Когда образовательная организация предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то она начинает работать над созданием собственного имиджа.

Рассмотрим каждый из компонентов бренда образовательного учреждения:

  1. Качество образовательных услуг — под ним подразумевается вклад образовательной организации в развитие учебной подготовки обучающихся, их психических функций, воспитанности, креативности, формирование здорового образа жизни. Также это четкое видение целей образования и воспитания, сформулированных в виде миссии образовательной организации; связи образовательной организации с разными социальными институтами.
  2. Позитивный образ руководителя образовательной организации — это профессиональные характеристики руководителя (знание и понимание стратегии развития образования, различных технологий обучения и воспитания, экономических и организационно-правовых основ функционирования учреждения образования), а также его личные черты (характер, обаяние), социальные характеристики (биография, статус, образ жизни, ценности, ролевое поведение).
  3. Образ персонала означает квалификацию работников образовательной организации, их личностные качества, внешность, педагогическую, социальную и управленческую компетентность работников.
  4. Стиль образовательной организации состоит в эффективной организационной культуре образовательной организации; наличии и эффективном функционировании детских объединений, визуальной самобытности учреждения, его традициях, а также стиле взаимодействия участников образовательного процесса.
  5. Уровень психологического комфорта означает наличие уважения в системе взаимоотношений учитель–ученик; комфортное, бесконфликтное общение, доброжелательность и оптимизм в коллективе, своевременную психологическую помощь всем участникам образовательного процесса в учреждении.
  6. Внешняя атрибутика означает наличие фирменного стиля организации (символики), формы, собственной газеты, собственного красочного веб-сайта в сети Интернет [5, c. 35].

Следует отметить, что процесс поиска и формирования своего стиля, имиджа и работа над репутацией образовательной организации может занять немало времени и сил, но это оправданное вложение, которое сделает организацию более конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.

Рассмотрим практический пример.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 г. Сургута (далее МБОУ СОШ № 45 г. Сургута) является некоммерческим образовательным учреждением.

На сегодняшний день примерно 30–35 % детей, проживающих в микрорайоне, не обучаются в школе. Для того чтобы это произошло, администрация школы проводит целенаправленную работу по повышению имиджа учреждения с целью повысить его привлекательность для потребителей образовательных услуг.

Таким образом, преимуществом учреждения стало хорошее материально-техническое оснащение, качественный образовательно-воспитательный процесс, квалифицированный кадровый состав и преимущественно бесплатное обучение, которое неизменно привлекает потребителей. Рассмотрим таблицу 1, где представлен SWOT–анализ МБОУ СОШ № 45 г. Сургута.

Таблица 1

SWOT -анализ МБОУ СОШ № 45 г. Сургута

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Хорошее материально–техническое оснащение Школы;

2. Большое внимание уделяется сохранению физического и психического здоровья учеников;

3. Обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием;

4. Школа является муниципальным учреждением, и поэтому преимущественно бесплатным, вследствие чего имеет преимущество в сравнении с частными Школами города;

5. Достаточный кадровый состав, опытные педагоги с высоким потенциалом;

6. Квалифицированный управленческий персонал.

1. Консервативный подход к образованию в учреждении;

2. Отсутствие обучения престижным предметам (китайский язык);

3. Повышенная загруженность управленческого персонала организации;

4. Слабая информатизация всех процессов в образовательной организации.

5. Слабое взаимодействие с родителями.

Возможности

Угрозы

1. Улучшение бюджетного финансирования;

2. Помощь активного родительского комитета в развитии Школы.

1. Снижение спроса на услуги Школы в пользу более современных и инновационных муниципальных и в особенности частных Школ, расположенных в городе;

2. Ужесточение требований со стороны Администрации.

Однако слабыми сторонами деятельности Школы являются консервативность образовательной программы, слабая информатизация всех процессов в организации и загруженность управленческого персонала, а также слабое взаимодействие с родителями и недостаточно позитивная репутация, непродуманный бренд и имидж образовательного учреждения.

Руководством школы была разработана программа, цель которой — повышение конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг через формирование ее эффективного бренда.

Задачами программы стали:

  1. Организация конкурсов для увеличения социальной активности МБОУ СОШ № 45 г. Сургута и формирования положительного бренда и репутации.

Социальная активность учреждения выражается в участии в муниципальных, районных, городских и всероссийских конкурсах. Их перечень приведен в таблице 2.

Таблица 2

Конкурсы для увеличения социальной активности МБОУ СОШ № 45 г. Сургута и формирования положительного бренда и репутации

Название конкурса

Международный творческий конкурс «Живая Планета»

Муниципальный конкурс «СуперПАПА»

Международный дистанционный экологический марафон «Наши пернатые друзья»

Районный конкурс «Рождественская звезда»

Районный конкурс «Папа, мама, я — спортивная семья»

Районный конкурс «Пасхальный свет и радость»

Всероссийский конкурс «Мы в ответе за планету»

Всероссийский конкурс детского рисунка в рамках Международной научно–практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

Всероссийский конкурс «Филимоновское чудо»

Международный фестиваль «Шедеврик»

Муниципальный конкурс экологических проектов

Муниципальный уровень конкурса «Лучшая Школа»

Муниципальный смотр–конкурс зимних участков

Международный конкурс творческих работ «Новогодняя мастерская»

Всероссийский конкурс педагогов

  1. Создание образа бренда и оптимизирование информационной среды о деятельности школы.

Для этой цели был создан стиль образовательной организации, который в целом соответствует направленности учреждения и базируется на творческом подходе к оформлению помещений Школы, также был создан и оформлен веб–сайта в сети Интернет (см. рисунок 1).

Стиль МБОУ СОШ № 45 г. Сургута отличается наличием множества ярких элементов декора, различных цветов с преобладанием теплой гаммы, что настраивает на позитивное, доброжелательное восприятие организации.

Общий вид официального сайта в сети Интернет

Рис. 1. Общий вид официального сайта в сети Интернет

  1. Планирование новых мероприятий по взаимодействию с родителями.

Рассмотрим основные задачи по взаимодействию школы с семьями учеников.

Таблица 3

Задачи по взаимодействию с семьями и соответствующие им формы работы с родителями

Задачи по взаимодей ­ ствию с семьей

Форма работы с родителями

Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

Индивидуальные формы работы: беседы.

Наглядно–информационные формы работы (наглядная информация, наглядные консультации).

Информационно–аналитическая (опросы, анкетирование).

Привлечение родителей к активному участию в жизни класса.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

— семейные досуги (викторины, проведение тематических выставок «Мама, папа, я — образцовая семья»).

— праздники («День семьи», «День матери»)

— привлечение родителей к образовательной деятельности — открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество.

Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания в форме деловой игры.

Таким образом, для эффективной реализации позиционирования бренда необходим комплекс мероприятий, который помимо рекламных кампаний должен в себя включить связи с общественностью [6, c. 58]. С одной стороны, необходимо подключение к процессу продвижения и позиционирования всевозможных PR-инструментов для формирования благоприятного коммуникационного климата в социуме и поддающегося управлению общественной позицией. Необходимо понимать и выполнять этапы создания стратегии построения и позиционирования бренда, которые в свою очередь основаны на основных формах и методах продвижения бренда: исследование рынка, определение потенциальной целевой аудитории; разработка концепции позиционирования бренда, выбор необходимых инструментов маркетинга, которые будут использованы; формирование бюджета; анализ степени эффективности всех шагов; контроль. Таким образом, на основе информации, представленной в статье, можно утверждать, что современный бренд образовательной организации является условием повышения ее конкурентоспособности.

Литература:

  1. Абаев А. Л., Алексунин В. А. Международный маркетинг. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры — Издательство Юрайт, 2017. С — 362.
  2. Алексеев М. В., Жгулев Е. В. Сущность и содержание понятия бренд в современных условиях // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 3–2 (68). — С. 29–31.
  3. Карпова С. В. Брендинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. В. Карпова, И. К. Захаренко. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 439 с.
  4. Коноваленко В., Коноваленко М., Швед Н. Реклама и связи с общественностью. — М.: Юрайт, 2014. — С. 56.
  5. Миканба В. Т., Тодикова В. Б. К вопросу о сопоставительном анализе понятий «имидж» и «бренд» // Наука и Мир. — 2016. Т. 3. — № 12 (40). — С. 35–36.
  6. Минейчева В. А. Становление понятия бренд в эпоху постмодерна // Проблемы науки. 2017. — № 6 (19). — С. 58–60.
  7. Филип Котлер/ Основы маркетинга. Краткий курс. — М.: Вильямс, 2015. — 496 с.
  8. Шевченко Е. С. Брендинг: основы формирования и управления образом предприятия: учеб. пособие / Е. В. Шевченко. — 2-е изд. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2017. — с. 153.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, сургут, SWOT, бренд, всероссийский конкурс, дошкольное образование, муниципальный конкурс, образовательное учреждение, образовательный процесс, положительный бренд.


Похожие статьи

Механизм формирования позитивного имиджа средней образовательной школы

Методика проведения рекламной стратегии для улучшения имиджа образовательной организации

Статья посвящена методическим аспектам разработки рекламной стратегии как способа развития имиджа организации на рынке образовательных услуг.

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

В данной статье выделены главные критерии при создании имиджа организации и ее неповторимой корпоративной идентичности.

HR-бренд работодателя: определение понятия

Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Алгоритм исследования конкурентной среды на рынке образовательных услуг

В статье обосновывается необходимость применения маркетинговых инструментов для эффективной деятельности образовательной организации высшего профессионального образования. Исследования конкурентной среды позволяет вовремя корректировать стратегии раз...

Управление конкурентоспособностью гостиницы на основе формирования ее имиджа

В статье рассматривается процесс управления качеством обслуживания как основа конкурентоспособности гостиницы и связанные с ней имидж предприятия.

Мотивация сотрудников в контексте корпоративной культуры организации

Похожие статьи

Механизм формирования позитивного имиджа средней образовательной школы

Методика проведения рекламной стратегии для улучшения имиджа образовательной организации

Статья посвящена методическим аспектам разработки рекламной стратегии как способа развития имиджа организации на рынке образовательных услуг.

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

В данной статье выделены главные критерии при создании имиджа организации и ее неповторимой корпоративной идентичности.

HR-бренд работодателя: определение понятия

Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Алгоритм исследования конкурентной среды на рынке образовательных услуг

В статье обосновывается необходимость применения маркетинговых инструментов для эффективной деятельности образовательной организации высшего профессионального образования. Исследования конкурентной среды позволяет вовремя корректировать стратегии раз...

Управление конкурентоспособностью гостиницы на основе формирования ее имиджа

В статье рассматривается процесс управления качеством обслуживания как основа конкурентоспособности гостиницы и связанные с ней имидж предприятия.

Мотивация сотрудников в контексте корпоративной культуры организации

Задать вопрос