Управление созданием имиджа образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2016

Статья просмотрена: 4346 раз

Библиографическое описание:

Гучанова, А. С. Управление созданием имиджа образовательного учреждения / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 520-523. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35591/ (дата обращения: 22.12.2024).



Управление созданием имиджа образовательного учреждения

В современных социально-экономических условиях имидж образовательных организаций является одной из ключевых характеристик, определяющих их успешность на рынке образовательных услуг.

С начала 90-х гг., в рамках активно развивающегося компетентностного подхода в образовании, начинается разработка понятия «Управление созданием имиджа образовательного учреждения» в трудах руководителей, психологов, специалистов в области управления образования. Первыми, в конце прошлого столетия, появились публикации Е. В. Гришуниной (1995), Пискуновой Т. Н. (1998), Нестерчук О. Я., Петровой Е. А. и Пискунова М. С. и ряда других исследователей. В 2000-х гг. исследования созданием имиджа образовательного учреждения в отечественной педагогической науке заметно активизируются; в числе множества работ, посвященных данной проблематике, можно назвать работы таких авторов, как В. Г. Афанасьев, Ю. А. Васильев, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник и др.; теория моделирования А. У. Варданян, Уемов, В. А. Штофф и др.

В то же время проведенный анализ показал, что в настоящее время появляется всё больше работ, раскрывающих структуру, содержания и специфику формирования имиджа дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования. В значительной степени, именно этим фактом обусловлено отсутствие в настоящее время целенаправленной работы по формированию имиджа дошкольных образовательных организаций в регионах России. Имидж ДОО формируются либо стихийно, либо в традициях фундаментального образования (во втором случае они оторваны от современной практики модернизации дошкольного образования).

Понятие имидж ДОО конкретизируется через границы его приемленности и определяется:

‒ как комплексный ресурс, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере;

‒ как потенциал для выполнения профессиональных обязанностей;

‒ как качество личностей, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии и т. д.

Необходимость формирования имиджа образовательной организации определяется следующими причинами:

‒ конкуренция среди образовательных организаций одной территории в борьбе за набор воспитанников и сохранение контингента;

‒ позитивный имидж облегчает доступ образовательной организации к лучшим ресурсам: финансовым, информационным, человеческим и т. д.;

‒ образовательная организация со сформированным позитивным имиджем при прочих равных условиях становится более привлекательной для педагогических кадров, так как предстает способной в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;

‒ устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательной организацией определенной силы — в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Рассматривая элементарную структуру имиджа, Петрова Е. А. и Пискунова Т. Н. называют следующие ее составляющие:

  1. Описательную (информационную), которая представляет собой образ организации.
  2. Оценочную, которая отражает оценки и эмоции, вызванные информацией об организации. Эти эмоции и оценки могут быть различной интенсивности, могут приниматься или отвергаться. Оценка имиджа организации происходит на основе прошлого опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм, собственных принципов и т. д. [2]

Перелыгина Е. Б. выделяет 2 функции имиджа:

1) позиционирование образовательной организации;

2) побуждение к действию. Создание положительного имиджа организации предполагает согласование внешнего и внутреннего имиджа организации.

Задача управления имиджем образовательной организации решается способом моделирования имиджа. [4]

По мнению Пискуновой Т. Н., имидж учреждения образуется из семи представлений:

«1. Об образе руководителя (персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении));

  1. О качестве образования (показатель достижения запланированных результатов, соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, ТСО, форма обучения (развивающая));
  2. О стиле образовательной организации (контакты педагогов с внешними объектами, педагогические кадры (призвание, манеры), визуальная самобытность школы, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы, корпоративная культура);
  3. О внешней атрибутике;
  4. Об образе персонала (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик);
  5. О цене на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения);
  6. Об уровне психологического комфорта (представление об уровне комфортности школьной среды — компоненты: уважение учитель-ученик; бесконфликтное, духовно обогащающее общение подростков). [1]

Руководитель образовательной организации в процессе управления созданием имиджа организации должен учитывать следующее:

  1. Имидж должен быть признан одним из активов, в основе которого лежат эксклюзивные особенности организации, нуждающиеся в изучении, развитии и активном продвижении.
  2. Необходима единая стратегия продвижения организации, основанная на традициях и предполагающая нововведения.
  3. Необходимо создание специальной группы, занимающейся продвижением организации.
  4. В состав группы данной группы можно включить специалистов, владеющих информационными технологиями, творческие и социальных педагогов. [3]

Качество имиджа — это не только психологический аванс, но и вполне внятные материальные инвестиции, которые образовательная организация может получить в перспективе. Именно тот образ, который складывается в глазах общественности об образовательной организации, его руководителе и учителях, существенно влияет и на приток родителей, и на получение высоких наград, и на развитие социального партнерства.

Управление созданием имиджа образовательного учреждения является сложным процессом планирования, разработки и эффективного осуществления процесса конструирования или изменения образа объекта. Данная деятельность по созданию имиджа состоит в определении последовательности и целесообразности различных мероприятий, обеспечивающих в конечном итоге достижение целей. [5]

Инструментом управления имиджем организации является имиджформирующая информация, представляющая собой совокупность информационных сообщений вербального и невербального характера, несущих в себе сведения, мнения, суждения об объекте, на основе которых в сознании человека строится система образов. Объединяясь с личными представлениями и опытом воспринимающего о данном образе, формируется мнение, что является основой имиджа объекта для конкретного представителя аудитории.

Только долговременное продвижение имиджа позволяет говорить о созданном эффективном ресурсе управления. Приоритетом должны быть социальные элементы, которые позволяют создать целостную систему и духовные элементы и, воздействуя на персонал, отвечают за его мотивацию и стимулирование. В конечном итоге ресурс имиджа используется для того, чтобы создать автономный источник управляющего воздействия на коллектив, на основании которого будет происходить трансформация организации в направлении, определенном установками, составляющими основу имиджа. Достижение связи между уровнем производительности труда и степенью самореализации человека в своей профессии, а также удовлетворением его личных потребностей, связанных с данной организацией, невозможно без развития внутреннего имиджа.

Очевидно, что каждому этапу должна соответствовать своя имиджевая политика как внешняя, так и внутренняя

Внутренний имидж — это взгляд на ДОО глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям воспитанников, их энтузиазме, преданности детскому саду и основан на своеобразии внутреннего пространства.

Внешний имидж ДОО — название, оформление помещений и территории, имидж персонала и т. д. — символы, которые в сознании окружающих будут ассоциироваться с данным детским садом и вызывать определенное настроение. Первое впечатление о ДОО связано именно с этим аспектом имиджа. [3]

Прежде чем приступить к работе по формированию имиджа, необходимо его спроектировать, то есть создать желаемый образ. Собственно проект — это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Проектирование имиджа образовательной организации — это вид профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения и педагогического коллектива, в котором определяется его будущий образ образовательного учреждения, влияющий на формирование положительного отношения к нему родителей, воспитанников, общественности, социальных партнеров, средств массовой информации, позволяющий привлекать дополнительные инвестиции и конкурировать с другими образовательными учреждениями, с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного промежутка времени.Продуктом проектирования является имидж образовательного учреждения.

Проектирование имиджа образовательной организации требует от руководителя не только педагогической компетенции, но также компетенций в области психологии, менеджмента, маркетинга, логистики, так как проект на мысленном уровне отражает мнение потребителей образовательных услуг и социальных партнеров об образовательной организации. [2]

Управление процессом поддержки, корректировки и обновления имиджа образовательной организации подразумевает:

 стимулирование инновационной деятельности. Руководитель образовательной организации активно задействует педагогический коллектив в различных курсах повышениях квалификации, переподготовке, конкурсах, проектах и др.;

 создание новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль, так и абсолютно новаторских (здесь возможны два пути: подача нового как хорошо забытого старого, связь с традициями и т. д., либо реклама именно инноваций — это то, что еще никто не делал, не предлагал, мы — первые);

 постоянное взаимодействие руководителя образовательной организации с потребителями образовательных услуг.

Управление внешним имиджем образовательного учреждения нацелено на следующее:

 информирование о различных инновационных проектах;

 широкая пропаганда достижений, демонстрация наград и т. д.

Для того чтобы образовательная организация имела свой неповторимый уже сложившийся или складывающийся образ, руководитель должен обратить внимание на:

 четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего, сформулированное в миссии образовательной организации;

 уникальную, неповторимую, особую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;

 разнообразные и качественные образовательные услуги;

 оригинальную систему воспитательной работы, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности, формирование здорового образа жизни;

 яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;

 систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах.

Сформированный руководителем позитивный имидж образовательной организации позволит повысить привлекательность дошкольного учреждения, в первую очередь, для потребителей образовательных услуг и педагогического коллектива; облегчить процесс введения новых образовательных услуг; повысить уровень организационной культуры; способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе. [3]

Между уровнем развитости, степенью достижения желаемого имиджа организации и более эффективным внедрением управленческих решений, их реализацией и осуществлением контроля прослеживается прямая зависимость. Способность имиджа организации к постоянному накоплению и обладание свойством динамичности создают возможность для оперативного варьирования в процессе управленческой деятельности при использовании результатов, данных имиджем

Таким образом, выработанный благоприятный имидж образовательной организации может стать своеобразным мерилом степени развития всей организации, оценки перспективности ее начинаний, зрелости и профессионализма руководителя и всего педагогического коллектива в целом. [5]

Литература:

  1. Пискунова Т. Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения// [Электронный ресурс]. http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/uslovija-i-faktory-formirovanija-pozitivnogo-imidzha-obweobrazovatelnogo-uchrezhdenija.
  2. Петрова Е. А. Психология имиджа: Наука или искусство? М., 2003.
  3. Лазаренко И. Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. 2000, № 9.
  4. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: АспектПресс, 2002. Стр. 11–23.
  5. Сидорова А. С. Имидж как условие управления качеством поликультурного воспитания в дошкольном учреждении.// Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции/Под. ред Е. В.Клюевой, Т. В. Наумовой: Арзамас, Арзамасский филиал,2016-с.518–522
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательное учреждение, педагогический коллектив, имидж, управление созданием, услуга, внешний имидж, внутренний имидж, детский сад, конечный итог.


Похожие статьи

Формирование и развитие имиджа организации

Управление формированием уклада школьной жизни в образовательном учреждении

Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения

Организация деятельности отдела рекламы

Автоматизированная система мотивации деятельности структурных подразделений вуза

Управление развитием общеобразовательного учреждения через совершенствование инновационной практики педагогического коллектива

Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации

Формирование и развитие корпоративной культуры организации

Похожие статьи

Формирование и развитие имиджа организации

Управление формированием уклада школьной жизни в образовательном учреждении

Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения

Организация деятельности отдела рекламы

Автоматизированная система мотивации деятельности структурных подразделений вуза

Управление развитием общеобразовательного учреждения через совершенствование инновационной практики педагогического коллектива

Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации

Формирование и развитие корпоративной культуры организации

Задать вопрос