Теоретические основы формирования коммуникативных умений старшеклассников при обучении иностранному языку
Автор: Саргсян Асмик Людвиговна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 06.11.2015
Статья просмотрена: 896 раз
Библиографическое описание:
Саргсян, А. Л. Теоретические основы формирования коммуникативных умений старшеклассников при обучении иностранному языку / А. Л. Саргсян. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8933/ (дата обращения: 16.12.2024).
При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые взаимосвязаны между собой.
Некоторые авторы отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь».
Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация».
Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характер. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас.
С. Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [1].
А. А. Бодалев понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т. п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
С позиции деятельностного подхода общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [1].
Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Приемы общения, применяемые на практике, и техника имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.
Дети более импульсивны и непосредственны в общении. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.
Младший школьный возраст, который рассматривается в данном исследовании, связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы. Впервые в онтогенезе происходит овладение письменной речью, которая является неким аналогом устной, и ее совершенствование за счет увеличения длины предложений, увеличения количества второстепенных членов предложения. К концу младшего школьного возраста с развитием логической и коммуникативной функций речи, с выработкой произвольности и рефлексии формируется умение логично и связно строить высказывание [1].
Программа по иностранному языку для общеобразовательных школ ставит перед преподавателями важную задачу — сформировать у учеников умение свободного общения на иностранном языке.
Главным недостатком работы над экспрессивной речью на уроках иностранного языка является ограниченный вид речевых действий (пересказ, ответы на вопросы, описание), которыми ученики овладевают в процессе обучения. Ученики практически не умеют вступать и вести спор, доказывать свою точку зрения, убеждать на иностранном языке. Отсюда можно сделать вывод, что побуждение и стимулирование учеников к разнообразным речевым действиям, выражающим мысли, чувства и волю говорящего и является целью эффективного обучения экспрессивной иноязычной речи [2].
Одним из эффективных способов создания мотивации речевого акта у учеников является метод дискуссии. Дискуссия является такой организационной формой, которая ведет к органическому слиянию обучения разговорным темам и развитию неподготовленной речи.
Позиция преподавателя в дискуссии чрезвычайно сложна: он должен поддерживать ход выступлений, помогать отстаивать свою точку зрения и учить прислушиваться к мнению других. Для учителей неопытных и не знакомых с учениками в полной мере такая задача может казаться невыполнимой. Кроме того, существует не так много разработанных методик обучения ведению дискуссии на иностранном языке, поэтому проблему использования дискуссии на старшем этапе обучения можно считать требующей дальнейшего изучения.
Коммуникативная компетенцияпри обучении иностранному языку — это совокупность знаний о системе языка и его единицах, их построении и функционировании в речи, о способах формулирования мыслей на изучаемом языке и понимания суждений других, о национально-культурных особенностях носителей изучаемого языка, о специфике различных типов дискурсов [2].
Важная составляющая коммуникативной компетенции — коммуникативные навыки, среди которых разграничивают речемыслительные действия, обеспечивающие восприятие, понимание, интерпретацию и преобразование предъявленной информации, и речемыслительные действия, обеспечивающие продуцирование информации. Направление речемыслительных действий, осуществляемых в рецептивных видах речевой деятельности, от информации к ее адресату, в продуктивных видах — от автора к информации [2].
Основополагающим фактором формированиякоммуникативностиявляется развитие личности учащегося как субъекта деятельности и обучения его на протяжении всей жизни. Как и другие социальные институты,общеобразовательнаясредняя школа сегодня выбирает новые, адекватные современным тенденциям направления обучения [3].
Социальные, биологические и психологические составляющие личности развиваются в процессе общения. Поэтому можно утверждать, что формирование коммуникативных умений учащихся — процесс сложный и многогранный.
Общение — одна из сфер человеческого бытия, непременное условие существования общества. В общении проявляется человеческая сущность. Потребность в общении возникает в силу общественной необходимости. Человек всегда желает, чтобы его правильно поняли. В деятельности педагога, социального работника, в малом небольшом, бизнесе.эффективное налаживание общения с подчиненными, коллегами, контакт с окружающими людьми — залог успеха всей деятельности. Отсутствие такой культуры зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуаций: люди не придают значения формам и способам общения. При анализе общения выделяются его разные аспекты «коммуникация» (обмен информацией между людьми), «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком), «интеракция» (взаимодействие). Практически общение выступает как совокупность этих компонентов [4].
Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями учащихся, к которым относятся потребность в активной деятельности, в признании и поддержке. На этом основании выделяются 3 основные категории мотивов общения — познавательные, деловые и личностные.
Важнейшим средством коммуникации на данном уровне общения становится речь, т. к. только она открывает возможность выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то теоретическое сотрудничество. Взаимоотношения учащихся с взрослыми в большой мере зависят от содержания общения со стороны взрослых. В общении с учащимися учитель должен уметь подбирать эмоциональные формы воздействия. Положительные и отрицательные формы воздействия должны возникать не стихийно, а превратиться в своеобразную технику общения.
Одна из важнейших черт, характеризующая социальную ситуацию развития в старшем школьном возрасте, — наличие уже достаточно сложившегося коллектива сверстников, в котором они стремятся найти и занять своё место. Типичным для них является желание завоевать авторитет и признание товарищей, что создаёт у старшеклассников ярко выраженную потребность как можно лучше отвечать их требованиям. Характерное для учащихся стремление к самостоятельности (т. е. личностной автономии) выражается главным образом в противодействии влиянию взрослых при усиливающейся зависимости от влияния сверстников.
Очевидно, что общение — одна из самых сложных сторон педагогического воздействия на учащегося. Через живое и непосредственное общение педагога с учащимися осуществляется главное в педагогической работе — воздействие личности на личность. В педагогическом процессе недопустимо ограничивать общение только одной функцией — информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный репертуар общения, т. е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений и т. д. Для педагога важно умение воспринимать и интерпретировать психологическую ситуацию в коллективе. Это, с одной стороны, даёт необходимую информацию о состоянии и настроении детей, с другой — влияет на выбор методов обучения и воспитания [4].
Следует отметить, что основной стратегией обучения иностранным языкам провозглашен личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования новых обучающих технологий, а также использование возможностей национально-регионального и школьного компонентов базисного учебного плана, за счет которых можно увеличить учебное время для изучения иностранного языка. Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, способного работать на разных ступенях обучения с учетом их специфики.
Литература:
2. httр://bibliоfоnd.ru/viеw.аsрx?id=785013
3. httр://www.dissеrcаt.cоm/cоntеnt/fоrmirоvаniе-kоmmunikаtivnykh-umеnii-stаrshеklаssnikоv-v-рrоtsеssе-izuchеniyа-аngliiskоgо-yа#ixzz3nJ6yрgHl
4. httр://www.dslib.nеt/оbw-реdаgоgikа/fоrmirоvаniе-kоmmunikаtivnyh-umеnij-stаrshеklаssnikоv-v-рrоcеssе-izuchеnijа.html