Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.
Б. Асафьев
На современном этапе развития образования и внедрения ФГОС 2-го поколения одной из ведущих задач по-прежнему является всестороннее гармоничное развитие личности, духовной культуры школьников, центральным ядром которых по праву можно считать эстетическое воспитание школьников. Как известно, именно в рамках эстетического воспитания педагогами создаются условия для развития у школьников воспринимать прекрасное не только в окружающей нас действительности, природе, произведениях искусства, но и в взаимоотношениях между людьми.
В связи с этим, важнейшим предназначением учителя на данном этапе является роль проводника для детей школьного возраста в вопросах извлечения эстетики из учебного материала и прозы жизни, которая полна поэзии и звуков музыки. А так как литература — искусство слова, музыка — поэтика души, то уроки литературы и музыки имеют прямую направленность по формированию эстетического воспитания, уже заложенного в фундаменте воспитательных компонентов данных предметов.
Соответственно одним из главных методических аспектов по развитию эстетического воспитания на уроках литературы и музыки является комплекс методов и приемов по формированию и развитию у школьников способности к творческой активности и творческому саморазвитию посредством креативности в работе учителя. При всем современном многообразии методов по реализации указанного выше направления воспитания мы предлагаем использовать взаимодополняемые и взаимосвязанные методы, предполагающие такой подход в воспитании, который требует варьирования и сочетания одновременно нескольких методов [1,c.25]. Отметим, что наш опыт показывает эффективность использования такого подхода к выбору методов воспитания как на уроках литературы, так и на уроках музыки. На рисунке 1 перечислены методы и их способ реализации в вопросах эстетического воспитания непосредственно на уроке.
Рис. 1. Взаимодополняемые методы эстетического воспитания на уроках литературы и музыки
Хотелось бы заострить внимание на том, что перечисленные на рисунке 1 современные методы воспитания, позволяют не только создать условия для обучения выразительному чтению, умению слушать музыкальное произведение, рисовать и играть на музыкальных инструментах, но развитию следующих важнейших психологических умений: сочувствие, сопереживание, мышление, воображение, восприятие и т. д. В качестве доказательства нашей точки зрения в области применения указанных выше методов при эстетическом воспитании приведем утверждение Б. М. Неменского: «Переживание должно осознаваться как основа обучения в искусстве» [3, c. 92].
Бесспорно такой подход позволяет постоянно поддерживать желание школьника проявлять себя как личность, стремящуюся к самовыражению, к самореализации через раскрытие искренних устремлений каждого ребенка и раскрытия подлинных, неподдельных чувств и эмоций. Что в свою очередь благоприятно сказывается на развитии и эмоционально-волевой сферы (тонкости, чуткости, умении познать через произведения искусства глубину душевных переживаний) школьников в процессе эстетического воспитания на уроках литературы и музыки.
Считаем, что девизом учителя при подготовке к урокам литературы и музыки вполне могут стать слова величайшего педагога В. А. Сухомлинского: «Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям» [1, c.42].
Ведь именно в школьные годы закладывается фундамент такого отношения к искусству и красоте вокруг нас, которое человек пронесет через все свою жизнь.
Следующим методическим аспектом эстетического воспитания мы определили традиционные методы, перечисленные на рисунке 2.
Рис. 2
При этом каждый из методов может быть сопряжен с иллюстративным и музыкальным материалом, например, презентацией, что усиливает эстетический эффект, создавая благодатную почву для развития чувства прекрасного, чувства вкуса у каждого школьника.
Кроме того, опыт показывает, что сочетание и варьирование современных и традиционных методов на уроках музыки и литературы также дают роскошные плоды эстетического воспитания школьников. Например, сочетания методов беседы, побуждения к сопереживанию и метода проблемных ситуаций в сопровождении с презентацией и на уроке литературы при изучении произведения И. С. Тургенева «Муму» дает достаточно сильный эстетический компонент воспитания как физических, так и психологических качеств личности школьников практически на каждом этапе урока.
Таким образом, базой методики эстетического воспитания детей школьного возраста является совместная деятельность учителя и ученика по развитию у ребенка творческих способностей к восприятию ценностей художественного мира, к продуктивной деятельности каждого ученика, а, главное, ответственного и осознанного отношения к социальной, природной и предметной среде, в которой живет каждый из нас.
Но при этом залог успешной работы учителя — учет индивидуальных особенностей, потребностей, интересов каждого ребенка, а, следовательно, и уровня общего развития учащихся. В связи с чем, предлагаем наши авторские и общепринятые приемы наиболее эффективные воспитания чувства прекрасного на уроках литературы и музыки на этапе активизации внимания учеников, отраженные на рисунке 3.
Рис. 3
Считаем, что данные приемы способствуют формированию эстетического сознания школьников. А такие как игра «Лото», экспресс-тест можно использовать и на этапе закрепления полученных знаний. А прием сравнительного анализа можно считать практически универсальным, т. е. оправдано применяемым на разных этапах урока в зависимости от дидактической задачи урока.
Но при этом хотелось бы обратить внимание на то, что центральным методическим аспектом эстетического воспитания является личность школьника, реализация ее природного потенциала. Именно поэтому необходимо педагогам стремиться создавать на уроках условия для формирования восприимчивости ребенка к искусству и прекрасному, существующему в человеческих творениях.
Готовясь к очередному уроку, учителю стоит всегда помнить слова К. Д. Ушинского о том, что эстетический элемент содержится в каждом предмете учебного цикла, поэтому задача педагога — довести его до каждого ребенка [5, c.32]. Считаем, что при таком подходе к уроку можно достаточно легко и непринужденно решить одну из задач ФГОС — формирование у личности эстетического отношения к действительности, формирование и совершенствование потребности в деятельности по законам прекрасного. А как ни на уроках литературы и музыки решать данную задачу, где ребенок непосредственно соприкасается с миром искусства.
Очень важно педагогу умело приоткрыть дверь в этот удивительный мир красок и красоты, чувств, звуков, мелодий и переживаний, затронуть самые потаенные струны души своих учеников, разжечь ту искорку, которая потом способна разгореться в пламя. Но и пламя требует регулярно дровишек, которые имеются в запасе у каждого учителя. И тогда выпускники наших школ будут на протяжении всей жизни ощущать эстетическую и, конечно, нравственную сопричастность к окружающей их действительности.
Литература:
- Апанасенко О. Н., Потемкин А. В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. — Барн: изд. БГПУ, 2005. — 150 с.
- Балакина Е. И. Искусство и зритель: азы общения // Ступени творчества: учебно-методическое пособие. — Барн., 2003. — С. 42–47.
- Ильенков Э. В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. — М. — Воронеж, 2002. С. 91–94.
- Кушаев Н. А. Основы эстетического воспитания. — М.: Просвещение. — 1986. — 240 с.
- Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Пешикова Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры: пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002–96с.
- Пьянкова Н. И. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства и музыки на уроках русского языка и литературы, М., 2002–56 с.