ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Кудымова И. Г. ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 123-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8756/ (дата обращения: 22.09.2018).

Актуальность представленной работы определяется следующим. Одной из важнейших задач совершенствования дошкольного образования является преобразование системы обучения и воспитания подрастающего поколения на гуманистических основах, обеспечивающих формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества. Решение этой важной задачи предполагает оказание действенной помощи детям, испытывающим разнообразные трудности в обучении.

Важным профилактическим инструментом коррекционно-образовательной деятельности, обеспечивающим полноценное развитие и комфортное проживание детьми периода дошкольного детства, безболезненный переход на следующую ступень образования, могут стать современные информационные и компьютерные технологии.

Проведённые психолого-педагогические и дидактические исследования в сфере общего образования (Я. А. Ваграменко, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт) и специального образования (В. П. Беспалько, Л. Р. Лизунова, Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И., Королевская Т. К.), показывают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимым потенциалом. Позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Т. к. дети с задержкой психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Использование ИКТ в специальных коррекционных образовательных учреждениях в сопровождении дефектолога с детьми ЗПР

Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием — преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие задержку психического развития.

Поэтому, использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательный процесс ДОУ необходимо и важно.

Особенности применения ИКТ — это мультимедийные презентации в коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения заключаются в следующем:

1.         Соответствие способу информации, которым отличается новое поколение детей [1, стр.22].

2.         Повышение мотивации к образовательной деятельности через использование большого спектра наглядных пособий.

3.         Повышение концентрации внимания, улучшение понимания и запоминания материала, благодаря наглядности и интерактивности.

4.         Возможности сделать занятие информативным, динамичным.

5.         Максимальной реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

6.         Вовлечение в активную работу всей группы детей.

7.         Повышение уровня компьютерной компетенции специалиста.

8.         Повышение методического мастерства и личностных качеств педагога.

Положительными моментами использования мультимедийных презентаций на коррекционных занятиях являются:

9.         Возможность детьми выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

10.     Возможность сделать коррекционный процесс интересным и выразительным.

11.     Возможность получить одобрение не только от логопеда, но и мультипликационного (анимационного) героя.

12.     Возможность в полной мере реализовать принцип активности ребенка в деятельности, поскольку компьютер создает условия для практического использования полученных знаний и умений.

13.     Возможность гармоничного сочетания традиционных средств с применением мультимедийной презентации позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию [1, стр.22].

А также, придание эффекта анимации необходимой части информации, дает более яркое и разнообразное представление об информации тем быстрее она будет усвоена.

То есть основными факторами, свидетельствующими об интенсификации коррекционно-образовательного процесса с помощью ИКТ, становятся [2,стр.47]:

-          целенаправленность, информативность и эффективность образовательной деятельности,

-          усвоение ребенком, с особыми образовательными потребностями, материала быстрее и в полном объеме помочь,

-          раскрытие резервных возможностей ребенка, за счет предъявленной в игровой форме информации,

-          высокий уровень мотивации и повышение интереса к предмету, за счет увеличения динамизма и выразительности предоставляемого материала,

-          сокращение сроков реабилитационного периода.

Поэтому, можно говорить о том, что включение ИКТ в обучение в коррекционный процесс, способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями.

 

Литература:

 

1.          Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2002. — Вып. № 5.// http://ise.edu.mhost.ru/almanah/

2.          Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. — 2003. — № 3. — С. 67–76.

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционно-образовательный процесс, Возможность, коррекционно-образовательная деятельность, коррекционный процесс, образовательная деятельность, полный объем, психическое развитие, ребенок.

Похожие статьи

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение детей...

К вопросу об актуальных проблемах коррекционно-развивающей...

Образовательный процесс в коррекционной школе носит ярко выраженную коррекционную направленность.

Коррекция и развитие психической деятельности детей с ОВР глубоко индивидуальный и специфический процесс, объем, качество и конечный результат которого...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная. Взаимодействие специалистов в коррекционном процессе: ребенок, семья, учитель — логопед, учитель — дефектолог, воспитатели, психолог, музыкальный работник...

Создание обновлённой модели специального (коррекционного)...

Мониторинг результатов образовательной, воспитательной, коррекционной деятельности С(К)ОУ применительно к конкретному ребенку (контроль и оценка эффективности педагогической деятельности).

Коррекционное обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

коррекционно-развивающее обучение, современное образовательное учреждение, учащийся, Российская Федерация, познавательная деятельность, психическое развитие, обучение, процесс обучения, развитие, учреждение.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Коррекционно-образовательная система школы ориентирована на весь состав учащихся и обусловлена желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу

Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической...

Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, изобразительная деятельность, рисование...

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР...

Необходима коррекция пространственных представлений. Создание алгоритмов продуктивной деятельности. Так же необходимо осуществлять работу со взаимодействием со взрослыми и детьми развитие игровой деятельности. Коррекционно-развивающие занятия направлены...

Актуальные проблемы и эффективные модели... | Молодой ученый

Коррекционно-развивающая среда в специальных образовательных учреждениях является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имеет существенное отличие от...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение детей...

К вопросу об актуальных проблемах коррекционно-развивающей...

Образовательный процесс в коррекционной школе носит ярко выраженную коррекционную направленность.

Коррекция и развитие психической деятельности детей с ОВР глубоко индивидуальный и специфический процесс, объем, качество и конечный результат которого...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная. Взаимодействие специалистов в коррекционном процессе: ребенок, семья, учитель — логопед, учитель — дефектолог, воспитатели, психолог, музыкальный работник...

Создание обновлённой модели специального (коррекционного)...

Мониторинг результатов образовательной, воспитательной, коррекционной деятельности С(К)ОУ применительно к конкретному ребенку (контроль и оценка эффективности педагогической деятельности).

Коррекционное обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

коррекционно-развивающее обучение, современное образовательное учреждение, учащийся, Российская Федерация, познавательная деятельность, психическое развитие, обучение, процесс обучения, развитие, учреждение.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Коррекционно-образовательная система школы ориентирована на весь состав учащихся и обусловлена желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу

Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической...

Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, изобразительная деятельность, рисование...

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР...

Необходима коррекция пространственных представлений. Создание алгоритмов продуктивной деятельности. Так же необходимо осуществлять работу со взаимодействием со взрослыми и детьми развитие игровой деятельности. Коррекционно-развивающие занятия направлены...

Актуальные проблемы и эффективные модели... | Молодой ученый

Коррекционно-развивающая среда в специальных образовательных учреждениях является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имеет существенное отличие от...

Задать вопрос