Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Кузьмина Е. А., Токарев А. А. Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 49-57. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13636/ (дата обращения: 22.06.2018).



Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа (далее АОП) для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) является программным документом для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), посещающих ДГ ГБОУ «Школа № 1387», которым в установленном порядке по заключению ЦПМПК рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе для детей с ЗПР.

Программа включает в себя разработки по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, эмоционально-волевое.

Содержание образования и условия обучения воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Группа детей с задержкой психического развития состоит из детей младшего и среднего дошкольного возраста, направленных центральной медико-психолого-педагогической комиссией.

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности

Дети испытывают трудности в произвольной регуляции деятельности. Как правило познавательный интерес снижен. Необходима коррекция пространственных представлений. Создание алгоритмов продуктивной деятельности. Так же необходимо осуществлять работу со взаимодействием со взрослыми и детьми развитие игровой деятельности. Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие памяти, внимания, восприятия, зрительных, слуховых, моторных функции и мышления. Отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;

неравномерная работоспособность; нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.

снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям; могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

‒ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

‒ Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

‒ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049–13;

‒ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

‒ Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС); Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября 2009г.

Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с ЗПР.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3–5 лет с задержкой психического развития, принятых в ДОО. Программа рассчитана год, материал может быть адаптирован под нужды конкретного ребенка с учетом его психофизиологических особенностей.

1.2 Цель изадачи психолого-педагогического сопровождения

Цель программы:

‒ Ввести детей с ЗПР в сложный мир человеческих взаимоотношений

‒ Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков эмоционального развития.

‒ Подготовить детей, имеющих ЗПР, к обучению в школе.

Задачи:

‒ Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию.

‒ Прививать навыки социального поведения

‒ Развитие психических процессов.

Методологическая основа программы

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и коррекционно-развивающий подход к отбору содержания образования.

Системно-деятельностный подход — методологическая основа ФГОС.

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности обучающихся и педагогов. Деятельностный подход к обучению предполагает:

формирование у обучающихся умения контролировать свои действия — как после их завершения, так и по ходу;

формирование у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;

освоение воспитанниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Планируемые достижения

В результате коррекционной работы ребенок 3–4 лет:

Проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм;

В результате коррекционной работы ребенок 3–4 лет:

Проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм;

Интересуется собой и предметами ближайшего окружения, воспринимает себя в качестве самостоятельного субъекта;

Откликается на эмоции близких людей и сверстников, на доступные для восприятия художественные и музыкальные произведения;

Умеет выполнять последовательную цепочку игровых действий;

Использует речь как средство взаимодействия со взрослыми и сверстниками в быту и в игре;

Ребенок 4–5 лет:

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;

Эмоционально откликается, понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики;

Решает спорные вопросы с помощью речи;

Объединяется с детьми для совместных игр и распределяет роли в игре, планировать свое действие.

Целевые ориентиры

‒ Ввести детей с ЗПР в сложный мир человеческих взаимоотношений

‒ Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков эмоционального развития.

Целевые ориентиры. Образовательная область «Речевое развитие».

Возможные достижения ребенка:

‒ способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

‒ проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;

‒ понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;

‒ — понимает и выполняет элементарные словесные инструкции.

‒ различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

‒ называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами;

‒ произносит простые по артикуляции звуки;

‒ воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Социально-коммуникативное развитие.

Возможные достижения ребенка:

‒ выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

‒ пытается соблюдать в игре элементарные правила;

‒ проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

‒ ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т. п.);

‒ замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

‒ может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут;

‒ обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);

‒ выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

‒ выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.

Познавательное развитие.

Возможные достижения ребенка:

‒ составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

‒ создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;

‒ показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

‒ выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

‒ выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;

‒ обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

‒ воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

‒ использует в игре предметы-заместители по подражанию;

‒ усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;

‒ обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

‒ обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

‒ считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

‒ знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

‒ обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

Художественно-эстетическое развитие.

Возможные достижения ребенка:

‒ раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;

‒ создает предметный схематический рисунок по образцу;

‒ проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

‒ проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

‒ эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

‒ знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства;

‒ владеет некоторыми операционально-техническими сторонами

‒ в изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами,

‒ кистью, мелом, мелками; рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;

‒ прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

‒ с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Физическое развитие.

Возможные достижения ребенка:

‒ проходит по гимнастической скамейке;

‒ ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;

‒ обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, перелезание и пр.);

‒ обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);

‒ реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

‒ выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

‒ стремится принимать активное участие в подвижных играх;

‒ использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с помощью взрослого;

‒ с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

2. Содержание программы

2.1. Планирование психолого-педагогического сопровождения

АОП обеспечивает системное сопровождение детей с ЗПР в образовательном процессе всеми специалистами:

учитель-дефектолог;

педагог-психолог;

учитель-логопед;

музыкальный руководитель;

воспитатель по физической культуре;

инструктор по физической культуре (плавание);

воспитатели.

Комплексный и разносторонний подход всех специалистов в диагностической и коррекционно-развивающей деятельности позволяет наиболее эффективно строить работу с ребёнком с ЗПР. Все педагоги, участвующие в образовательном процессе ребёнка с ЗПР, ведут работу по следующим направлениям:

1. Диагностическое:

выявление особых образовательных потребностей ребёнка с ЗПР;

проведение комплексной диагностики нарушений в психическом и физическом развитии ребёнка с ЗПР;

определение уровня актуального развития ребенка с ЗПР, зоны его ближайшего развития, выявление резервных возможностей;

контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ЗПР (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).

2. Аналитическое:

анализ и синтез полученных диагностических данных всех специалистов;

составление индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) психического и физического развития ребёнка с ЗПР.

3. Коррекционно-развивающее:

реализацию ИОМ в условиях образовательного учреждения;

выбор коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания;

организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;

4. Консультативное:

помощь семье в вопросах воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ЗПР;

помощь педагогам в выборе методов и приёмов работы с ребёнком с ЗПР.

5. Информационно-просветительское:

лекции, беседы, информационные стенды, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса особенностей сопровождения детей с ЗПР;

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальных особенностей детей с ЗПР.

2.2. Реализация психолого-педагогического сопровождения

Реализация психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ЗПР осуществляется в соответствии с листами сопровождения, разработанными педагогами и специалистами образовательного учреждения.

2.2.1. Лист сопровождения ребёнка с ЗПР педагогом-психологом

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Направления работы

Вид работы

Формы организации ОД

Методики ипособия

Сроки

Коммуникативная деятельность

Диагностика

Микрогруппа, индивидуально

1) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М. 1982

2) Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. С50 Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

3) Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3–7 лет М. И. Лисиной

Сентябрь, январь, май.

Развитие и коррекция

Подгруппа, микрогруппа

1) Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — Санкт-Петербург: Речь, 2003

2) Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ/Авт.-сост.: И. Н. Наревская, Н. Г. Сабтрова, Н.А. куранова, Н. С. Нурмухаметова.-2-е изд., АРКТИ, 2010

3) Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст/ А. Арушанова // Дошкол. воспитание. -1998. -N 6.

4) Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада: [В рамках программы " Развитие речи "]/ О. Гаврилушкина // Ребенок в дет. саду. -2003. Методика. -N 2.

5) Майер И. П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. -2000. -N 1.

6)Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Автор: Шипицына Л.М,Защиринская О.В,Воронова А.П,Нилова Т.А Издательство: Детство пресс Год: 2010

Октябрь-декабрь, февраль-апрель.

Эмоционально-волевая сфера

Диагностика

Индивидуально, подгруппа, микро-группа.

1)Вайнер М. Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М. Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. — 2008. — № 4

2) Громова Т. В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т. В. Громова. — М.: УЦ «Перспектива», 2002.

3)ШалимоваГ. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Г. А. Шалимова. — М.: АРКТИ, 2006. — 232 с

4) Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Л. Беллак, О. Беллак)

5) Цветовой тест Люшера

Сентябрь, январь, май.

Развитие и коррекция

Индивидуально, подгруппа, микро-группа

1) Павлей Т. Н. «Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития». Дефектология. 2000. № 4

2) Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006.

3) Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры.-М.: Эксмо, 2010, 240с.

4) Уханова А. В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А. В. Уханова // Вестник практической психологии образования. — 2009. — № 2

5) Полянская, Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т. Б. Полянская. — М.: Детство-Пресс, 2011

6) Чистякова М. И. Психогимнастика/ Под ред. М. И. Буянова. -- 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

Октябрь-декабрь, февраль-апрель.

Взаимодействие педагога-психолога сдругими участниками образовательного процесса ис администрацией ОО

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе в процессе тренинговой работы и индивидуальных консультаций
  4. Проводит индивидуальное психологическое консультирование участниками образовательного процесса, родителями и с администрацией ОУ.
  5. Взаимодействует Ппк
  6. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
  7. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
  8. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
  9. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
  10. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  11. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  12. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
  13. Оказывает помощь детям в развитии их само регуляции и самоконтроля на занятиях специалистов
  14. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогами.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями

Форма:

‒ групповые

‒ индивидуальные

‒ консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;

По вопросам:

создания оптимальной развивающей среды дома;

создания оптимальной психологического климата дома;

психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития детей;

модели поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

предпосылок для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

желания использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;

развития личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно другими специалистами);

создания условий для успешной социализации детей;

обучения игровому взаимодействию с детьми.

Педагог-психолог______________________________/____________________

2.2.2. Лист сопровождения ребёнка сЗПР учителем-логопедом

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда

Образовательная область «Речевое развитие»

Направления работы

Вид работы

Формы организации ОД

Методики ипособия

Сроки

Обогащение лексического строя речи

Обследование

Индивидуально

  1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко.

Сентябрь,

Январь,

Май

Развитие и коррекция

Индивидуально, в подгруппах и микро-группах

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Лопатиной Л. В.)
  3. Нищева Н. И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  4. Теремкова Н. Э., Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР.
  5. Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.
  6. Федорова Л. И., Учимся общаться.
  7. Нищева Н. И., Занимаемся вместе.

Сентябрь-декабрь,

Февраль-май

Совершенствование грамматического строя речи

Обследование

Индивидуально

  1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Шевченко С. Г.

Сентябрь

Январь

Май

Развитие и коррекция

Индивидуально, в подгруппах и микро-группах

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Туманова Т. В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Лопатиной Л. В.)
  3. Нищева Н. И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  4. Теремкова Н. Э., Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР.
  5. Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.
  6. Федорова Л. И., Учимся общаться.
  7. Нищева Н. И., Занимаемся вместе.

Сентябрь-декабрь,

Февраль-май

Фонетико-фонематическая система языка, навыки звукового анализа исинтеза.

Обследование

Индивидуально

  1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Шевченко С. Г.
  3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.

Сентябрь

Январь

Май

Развитие и коррекция

Индивидуально, в подгруппах и микро-группах

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Туманова Т. В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Л. В. Лопатиной).
  3. Нищева Н. И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  4. Агранович З. Е., Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей.
  5. Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.
  6. Азова Е. А., Чернова О. О., Учим звуки.
  7. Комарова Л. А., Автоматизация звуков в игровых упражнениях.
  8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Автоматизация звуков у детей.

Сентябрь-декабрь,

Февраль-май

Обучение элементам грамоты

Обследование

Индивидуально

  1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Шевченко С. Г.
  3. Иншакова О. Б., Альбом для логопеда.

Сентябрь

Январь

Май

Развитие и коррекция

Индивидуально, в подгруппах и микро-группах

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Туманова Т. В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Лопатиной Л. В.).
  3. Нищева Н. И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  4. Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.

Сентябрь-декабрь,

Февраль-май

Развитие связной речи иречевого общения

Обследо-вание

Индивидуально

  1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Шевченко С. Г.
  3. Иншакова О. Б., Альбом для логопеда.

Сентябрь

Январь

Май

Развитие и коррекция

Индивидуально, в подгруппах и микро-группах

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Туманова Т. В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Лопатиной Л. В.).
  3. Нищева Н. И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Бардышева Т. Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР.

Сентябрь-декабрь,

Февраль-май

Учитель-логопед ______________________________________

Литература:

  1. https://multiurok.ru/files/comments/adaptirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-dli-1/
  2. http://открытыйурок.рф/статьи/664319/
  3. http://открытыйурок.рф/статьи/666731/article.doc
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психическое развитие, тяжелое нарушение речи, детский сад, действие, дошкольный возраст, Примерная адаптированная программа, образовательное учреждение, возможное достижение ребенка, адаптированная примерная основная образовательная программа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос