Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пермякова, О. В. Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте / О. В. Пермякова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/799/ (дата обращения: 26.04.2024).

В условиях преобразования нашего общества все большее внимание уделяется проблемам развития личности младших школьников, вопросам воспитания активной, сознательной, ответственной личности, способной быть субъектом тех перемен, которые происходят во всех сферах социума. Решение таких сложных вопросов – цель современного образования в России. Образовательные задачи в настоящее время реализуются разнообразными по форме образовательными учреждениями и методиками обучения. Широкий размах приобретает использование инновационных технологий в образовании.

Как показывает практика, для младшего школьника наиболее эффективной является игровая технология. В нее включаются игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Игры позволяют обобщать предметы по определенным признакам, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

Игры помогают воспитывать чувство коллективизма, сопереживать радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игры учат не только приобретать знания, но и применять их в новых ситуациях; помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать других.

Таким образом, дидактическая игра является одним из действенных средств в формировании познавательных и коммуникативных компетенций младшего школьника.

Дидактическая игра формирует интерес младших школьников к русскому языку. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, помогают формированию фонематического восприятия слова, обогащают ребенка новыми сведениями, активизируют мыслительную деятельность, а главное - стимулируют речь.

Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, не придавать игре характер обычного упражнения.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства.

Дидактические игры – упражнения

  1. Игра «Твердый – мягкий»

Цель: развивать память учащихся, довести навык написания твердого и мягкого знаков до автоматизма, способствовать развитию особого чутья к русскому языку.

Учащиеся делятся на две команды и определяют правописание мягкого или твердого знака в словах: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

Правила игры: команда «Камень» встает, если учитель называет слово с твердым знаком, если читает слово с мягким знаком, встает команда «Вата». «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

  1. Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  2. Составить предложения, используя данные слова.

4. Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание). Игровые приемы. 1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

мак

ромашка

роза

лук

кошка

собака

воробей

корова

береза

дуб

малина

осина

корова

лиса

волк

медведь

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах? 2. Детям очень нравятся такие задания, как:

  • Заменить словосочетания одним словом:

    • - промежуток времени в 60 минут,

    • - военнослужащий, стоящий на посту,

    • - ребенок, любящий сладкое,

    • - очень смешной фильм.

  • Распредели слова на две группы.

    • Найди родственные слова. Выдели корень.

  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть …….

Однажды они пошли …….

Вдруг из кустов …….

Потом ребята долго вспоминали как …….

  • Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

&#; Да, нет (выборочный слуховой диктант)

      • Учитель произносит слова к первой модели: кукла, большая, ложка, ходит и т.п. Дети показывают знаки согласия или несогласия.

      • Аналогично организуется работа по второй и третьей моделям.

&#; Живые слова

У доски пять учеников. Каждый из них держит одну из фишек:

Шестой ученик – водящий. Учитель произносит высказывание: За новой партой сидят ученики; На ветке сидит маленькая птица и т.п. Задача водящего – составить живое высказывание, то есть расставить детей в нужном порядке.


Литература:

1. Е.В. Языканова «Развивающие занятия для младших школьников» Библиотечка «Первого сентября» Серия «Начальная школа» Выпуск 4 (10) Москва, Чистые пруды, 2006

Основные термины (генерируются автоматически): игра, слово, ребенок, русский язык, дидактическая игра, лишнее слово, младший школьник, правило игры, учебная деятельность.

Похожие статьи

игра, слово, русский язык, ребенок, дидактическая игра...

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций... игра, слово, русский язык, ребенок, дидактическая игра, лишнее слово, младший школьник, учебная деятельность, правило игры.

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Дидактическая игра как средство развития мышления младших...

мышления у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать операции обобщения и обозначения. Дидактические игры “Найди, что подходит”, “Дай, что подходит”, “Четвертый лишний”, “Назови одним словом” полезны в упражнении развития мышления...

Дидактические игры на уроках русского языка

На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры, которые оживляют занятия, вносят элементы состязательности, позволяющей проявить себя, продемонстрировать свои умения, превзойти других.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

4) индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно — значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу», получает возможность максимально реализовать себя и продемонстрировать свой успех в деятельности).

Дидактические игры как средство мотивации в изучении...

Дидактические игры — это различные игры с правилами, которые специально создаются педагогикой для обучения и воспитания детей.

Если детей дошкольного возраста больше всего интересует сам процесс игры, то школьники предпочитают игры с правилами и с...

Игровые технологии в начальной школе | Статья в журнале...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое развитие ребенка, школа. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте.

Активизация познавательной деятельности младших...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

В последние годы появляются новые игровые технологии: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра («Что?

Похожие статьи

игра, слово, русский язык, ребенок, дидактическая игра...

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций... игра, слово, русский язык, ребенок, дидактическая игра, лишнее слово, младший школьник, учебная деятельность, правило игры.

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Дидактическая игра как средство развития мышления младших...

мышления у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать операции обобщения и обозначения. Дидактические игры “Найди, что подходит”, “Дай, что подходит”, “Четвертый лишний”, “Назови одним словом” полезны в упражнении развития мышления...

Дидактические игры на уроках русского языка

На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры, которые оживляют занятия, вносят элементы состязательности, позволяющей проявить себя, продемонстрировать свои умения, превзойти других.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

4) индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно — значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу», получает возможность максимально реализовать себя и продемонстрировать свой успех в деятельности).

Дидактические игры как средство мотивации в изучении...

Дидактические игры — это различные игры с правилами, которые специально создаются педагогикой для обучения и воспитания детей.

Если детей дошкольного возраста больше всего интересует сам процесс игры, то школьники предпочитают игры с правилами и с...

Игровые технологии в начальной школе | Статья в журнале...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое развитие ребенка, школа. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте.

Активизация познавательной деятельности младших...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

В последние годы появляются новые игровые технологии: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра («Что?