Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 02.01.2018

Статья просмотрена: 5189 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47571/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье представлен обзор понятий «игра» и «дидактическая игра». Рассмотрены виды дидактических игр, представлены классификации дидактических игр, а также, продемонстрирована роль дидактической игры в процессе обучения.

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели, игровая процедура, психолого-педагогическая работа, внимание, психические процессы, взаимодействие, конкуренция, мотивирование, обучение, воспитание.

Рассмотрим несколько определений понятия «дидактическая игра» в различных источниках. В зарубежном педагогическом словаре продемонстрировано следующее определение понятия «дидактическая игра». «Дидактическая игра — это аналогия спонтанной детской деятельности, преследующая дидактические цели (не всегда очевидным образом для учеников). Это может происходить в классной комнате, в тренажерном зале, на детской площадке или на открытом воздухе. Такая игра имеет свои собственные правила и требует постоянного наблюдения и окончательной оценки. Она предназначена как для отдельных лиц, так и для групп учеников, а роль педагогического лидера имеет широкий диапазон: от главного организатора до наблюдателя. Основная его задача — это стимулирование интереса, усиление вовлеченности учеников в выполняемые действия, стимулирование их творчества, спонтанности, сотрудничества и конкуренции. Если педагог хорошо справляется со своей задачей, ученики начинают использовать разные знания и способности и применять собственный жизненный опыт. Некоторые дидактические игры имитируют реальные ситуации» [5].

Автор данной статьи [1] считает следующее: «Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста…через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой».

Как считают многие современные исследователи, игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [2].

«Дидактическая игра — это деятельность не только для учеников, но и для учителя, ориентированная на достижение определенных дидактических целей. Учебный метод — это организация учебного материала и деятельность учителя и учеников для достижения определенных дидактических целей» [3]. При сравнении этого утверждения с определением учебного метода видно, что дидактическую игру можно рассматривать как метод обучения. Данное определение ограничивает определенную стандартную структуру дидактической игры. Наиболее важными частями дидактической игры являются: игровая среда; игровые цели; сама игровая процедура, определяемая правилами; итоговая оценка игры.

Рассмотрим определение понятия «игровая среда». Игровая среда — это материальная среда (необходимые средства и оборудование). Компонентом этой среды является сама игра, ее правила, задачи, процедура и форма взаимодействия между учениками и учителем. Самая важная часть игровой среды — это ученики и учитель. Ученики применяют свой опыт, знания и навыки в математике для каждой игры. Учитель обычно выполняет контрольную и организационную функции. Его основная задача — это обеспечить плавный и успешный ход игры. Игровая среда должна мотивировать учеников и побуждать их к активному участию в игре, для совершения попыток достичь целей игры.

Разберем понятие «игровые цели». Дидактические цели игры определяются образовательной целью, которую необходимо достичь в игре. На основе данной цели выбирается подходящий тип и форма дидактической игры. Использование игры в качестве метода обучения имеет смысл только тогда, когда она позволяет достичь определенных целей обучения.

Перейдем к разбору значения понятия «игровая процедура». Процедура игры — это проведение дидактической игры, основанной на деятельности учеников и учителя. Необходимо, чтобы эта деятельность была интересна ученикам и побуждала их быть активными. Игра должна соответствовать возрасту учеников, их навыкам и удовлетворять их потребности. В то же время она должен быть ориентирована на достижение образовательной цели. Правила игры должны гарантировать, что успешное выполнение поставленных задач приведет к достижению цели игры. Правила игры определяют характер и форму деятельности учеников, организуют их. Элементы игры, такие как конкуренция или стремление добиться лучших результатов, обычно скрыты в правилах.

Окончательная оценка игры предназначена для проверки достижения образовательной цели. Её задача заключается в вознаграждении учеников и мотивировании их на другие виды деятельности.

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и соответственно приобретает черты игровой учебной деятельности. Согласно статье Савченко А. А. [6] дидактические игры различают по следующим аспектам: обучающему содержанию; познавательной деятельности детей; игровым действиям; правилам организации и взаимоотношениям детей; по роли преподавателя. Перечисленные аспекты можно отнести ко всем играм, но каждый признак в отдельности преобладает только в определённых видах дидактических игр. Четкая классификация игр по видам отсутствует, но обычно игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Выделяют следующие виды дидактических игр: игры по сенсорному воспитанию; словесные игры; игры по ознакомлению с природой; по формированию математических представлений.

Приведем еще одну классификацию дидактических игр:

– Игры-путешествия;

– Игры-поручения;

– Игры-предположения;

– Игры-загадки;

– Игры-беседы;

– Настольно-печатные;

– Сюжетно-ролевые;

– Предметные;

– Игры-упражнения;

– Игры-соревнования;

– Познавательные;

– Коллективные дидактические игры.

В разных источниках указано более 500 дидактических игр, в статье упомянуты лишь самые используемые дидактические игры в процессе обучения.

В своей работе такие педагоги Э. Крейчова и М. Вольфова [4] высоко ценят роль игры как важной части образования. По мнению авторов, использование дидактических игр в обучении увеличивает интерес учеников к активной работе и в целом улучшает ход занятий. Исходя из своего опыта использования дидактических игр, авторы сформулировали следующие требования к подходящей интеграции игр в образовании: 1. Игры должны быть привлекательными и запоминающимися для учеников. 2. Игры должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Младшие ученики в основном любят игры, наполненные элементами тайны и безвестности. Ученики, которые имеют какие-либо трудности в предмете предпочитают командные игры. Одаренные и старшие ученики, предпочитают индивидуальные игры. 3. Каждая игра должна иметь четкие и понятные правила, которые тщательно соблюдаются. Санкции должны быть определены для возможного нарушения правил. Нецелесообразно менять правила без каких-либо целей. 4. Хорошая организация и материальное оборудование для игры — необходимость. 5. Неправильно вводить новые игры слишком часто. 6. Никогда нельзя использовать игры в обучении случайно. Каждая игра должна служить определенной дидактической цели. 7. Мы должны стараться стимулировать как можно больше учеников с игрой, в идеале — весь класс одновременно. Каждый ученик должен иметь шанс быть успешным в игре, будь то индивидуально или как часть команды. Чтобы дифференцировать учеников в зависимости от их способностей, целесообразно подготовить менее или более требовательные варианты данной игры. 8. При выборе дидактической игры нужно выбирать игру, которая развивает их разнообразные навыки и знания.

Суммируя все вышеупомянутые определения, можно сказать, что дидактическая игра — это средство обучения, поэтому она может применяться при закреплении различного программного материала и проводиться на всевозможных школьных занятиях. В дидактической игре формируются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, для получения собственного опыта. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить новый опыт.

Литература:

  1. Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников // База знаний студента. URL: https://stud-baza.ru/vliyanie-didakticheskoy-igryi-na-razvitie-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-statya-pedagogika
  2. Влияние дидактической игры на эффективность развития умственных способностей детей младшего школьного возраста // Библиофонд. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=562751
  3. Зелина Л., Нелесовская, A. Система обучения принципы и методы обучения // Факультет образования Палацкого университета. — 1983.
  4. Крейчова Э.,Вольфова М. Дидактические игры в математике. — 1994.
  5. Průcha, Walterová and Mareš Педагогический словарь. Игра // Science and education. URL: http://www.sciepub.com/reference/84006
  6. Савченко А. А. «Виды дидактических игр» // Раннее развитие детей. URL: http://www.razumniki.ru/vidy_didakticheskih_igr.html
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ученик, игровая среда, учебный метод, метод обучения, правило игры, процесс обучения, психолого-педагогическая работа, учебная деятельность.


Похожие статьи

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Игра как метод обучения. Автор: Грибова Юлия Юрьевна.

Виды педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности

Похожие статьи. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры

Основные термины (генерируются автоматически): игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

учебная деятельность подчиняется правилам игры

Основные термины (генерируются автоматически): игра, педагогическая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, отношение, педагогический процесс, игровая...

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

игра, учебная деятельность, игровая деятельность, процесс игры.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей.

Действовать в рамках игровых правил при дидактических играх.

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей...

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими

Манулейко З. В. [2, с. 37] раскрывает вопрос о психолого-педагогическом механизме игры.

Другими словами технология обучения есть прикладная дидактика, а именно - теория...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе. Ролевые игры как метод интенсификации учебного процесса. Из опыта сотрудничества родителей и детей на примере проекта «Мифы и легенды» в подготовительной к школе группе.

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

учебная деятельность подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве ее средства;  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую

Похожие статьи

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Игра как метод обучения. Автор: Грибова Юлия Юрьевна.

Виды педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности

Похожие статьи. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры

Основные термины (генерируются автоматически): игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

учебная деятельность подчиняется правилам игры

Основные термины (генерируются автоматически): игра, педагогическая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, отношение, педагогический процесс, игровая...

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

игра, учебная деятельность, игровая деятельность, процесс игры.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей.

Действовать в рамках игровых правил при дидактических играх.

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей...

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими

Манулейко З. В. [2, с. 37] раскрывает вопрос о психолого-педагогическом механизме игры.

Другими словами технология обучения есть прикладная дидактика, а именно - теория...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе. Ролевые игры как метод интенсификации учебного процесса. Из опыта сотрудничества родителей и детей на примере проекта «Мифы и легенды» в подготовительной к школе группе.

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

учебная деятельность подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве ее средства;  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую

Задать вопрос