Формирование нравственной личности — важная задача высшей школы
Автор: Валиуллина Чулпан Фаиловна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 575 раз
Библиографическое описание:
Валиуллина, Ч. Ф. Формирование нравственной личности — важная задача высшей школы / Ч. Ф. Валиуллина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/757/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последние годы в связи с реформами, ориентирующимися на экономику, основанную на образовании, особую значимость для нашего общества приобретают проблемы формирования личности будущего специалиста.
Очевидно, что на сегодня не существует задачи благороднее, чем обеспечение достойной, полноценной жизни человека. Его высокий образовательный уровень, духовное и физическое здоровье являются неотъемлемой частью богатства страны.
В процессе реформирования общественно-государственной жизни страны в отечественной культуре, науке, образовании возникли известные трудности, обусловленные рядом объективных и субъективных причин.
В публикациях, посвященных воспитанию молодежи в системе образования, часто можно встретить высокие слова о «духовном преображении российского общества», о том, что воспитательная работа должна «отвечать различным этапам демократизации общества» и т.д. К сожалению, авторы не говорят о необходимости развития личностного потенциала в человеке, о приобщении молодежи к физической культуре и спорту, о чувстве патриотизма, любви к Родине.
Такое положение тревожит. Добиться реальных успехов в социально-экономическом развитии страны невозможно без нравственного возрождения, превращения каждого человека в полноценного члена общества — в человека с полноценной я-идентичностью и мы-идентичностью.
Подготовка молодого поколения к реальной жизни, как одна из важнейших социальных задач современности, не может ограничиваться лишь расширением возможности приобретения некой суммы знаний. Истинная личность сегодня должна быть интеллигентной — это значит, что помимо овладения знаниями и профессиональными навыками человеку необходимо ориентироваться на этические нормы. Между тем наряду с заметными изменениями в социально-экономическом развитии многих стран, стремительным ростом впечатляющих научных открытий и технологических решений отмечается тревожная тенденция к забвению нравственных ценностей, традиций народной культуры.
Развитие любого общества немыслимо без высоконравственных, духовно богатых личностей. Развитие экономики, техники, науки, культуры должно переплавляться высокой духовностью, нравственностью человека. Техника, оторванная от общекультурных и гуманитарных идей, превращается в монстра, способного разрушить все живое на планете. Наука, оторванная от высокой культуры, духовности, не способна рождать фундаментальные идеи, а бездуховное, безнравственное квазиискусство делает человека зависимым от разлагающих пороков. Образование должно воспитывать общечеловеческие моральные качества:
гуманизм – уважительное отношение к каждому отдельному человеку, ориентация на его личное достоинство, вера в его способность к совершенствованию; правдивость потребность и необходимость не скрывать от себя и людей истинное положение дел, говорить правду, иметь правильное представление о своих поступках и поступках окружающих; справедливость – объективная оценка деловых и личностных качеств, деятельности людей, поступков и взглядов.
Конкретные моральные качества:
гражданская совесть – чувство ответственности перед людьми и обществом, стремление наилучшим образом выполнять свой гражданский долг; нравственная воля – умение добиваться поставленной цели, контролировать свои поступки, проявлять сдержанность и самообладание в любых критических ситуациях; профессиональная честность – самоотдача в работе, требовательность к себе и людям, нетерпимость к обману, недобросовестному отношению к своим обязанностям; принципиальность – верность определенной идее в убеждениях, умение отстаивать свою позицию.
Специфические моральные качества:
трудолюбие – трудовая активность, добросовестность, усердие, увлеченность работой; скромность – критическое отношение к своим заслугам и недостаткам, подчинение требованиям общественной дисциплины; ответственность – исполнение своего долга, единство слова и дела, способность принимать самостоятельные решения и отвечать за них, умение идти на разумный риск; щедрость – бескорыстие, оказание помощи и поддержки людям без требований благодарности за это; оптимизм – вера в себя и людей, в лучшее, в свой моральный выбор; великодушие – умение прощать обиды, не быть злопамятным, быть терпимым к недостаткам людей.
Не вызывает сомнения, что новое поколение будет познавать мир посредством информационных технологий. Педагог как проводник знаний должен адаптироваться к новым условиям. Педагогической науке предстоит решать нелегкую задачу — соединять новые технологии обучения с духовно-нравственным воспитанием.
Россия через систему высшего образования способна решать самые сложные экономические, социальные, демографические и иные проблемы, ставя во главу угла формирование достойной личности. Оно является одной из основных задач высшей школы.
Нет никаких сомнений в том, что настоящее и будущее отечественного образования, формирование и воспитание личности в системе высшего образования ‒ это основа социально-экономического и духовного развития страны. Неоценимую помощь в этом отношении могут и должны оказать человеку как личности высшие учебные заведения, где педагог ‒ главный носитель духовных и нравственных ценностей общества. Вузовское обучение не должно сводиться лишь к накоплению знаний. Обучение должно стать выражением, выявлением творческих сил именно в период умственного, нравственного, эстетического развития.
Для достижения поставленной цели мы предлагаем решать следующие задачи: формирование этической культуры студентов и преподавателей; обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой; создание системы внеучебной воспитательной работы; осуществление системы мероприятий комплексного характера по обеспечению действенности всех видов воспитательной деятельности.
В формировании этической культуры студентов большую роль играет образовательная среда экономического вуза. Образовательная среда экономического вуза представляет собой единство учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной деятельности. Содержательная сторона, информационная насыщенность образовательной среды (контент) определяется учебной, научно-методической информацией на уровне образовательных стандартов. Образовательная среда каждого вуза как отражение уникальной системы данного учебного заведения включает и сложившиеся межличностные отношения, культуру и этику взаимоотношений студентов и преподавателей, также межличностные отношения самих студентов.
Исследование элементов образовательной среды выявило наличие в ней таких компонентов: содержательный компонент (образовательные стандарты), отношенческий, диалоговый (преподаватель ─ студент), межличностные отношения (в триаде «студент ─ студент ─ преподаватель»); воспитательный (наличие воспитательных центров по формированию этической культуры), технологический компонент, предполагающий владение всеми субъектами образовательного процесса и современными технологиями, в том числе инфокоммуникационными; экспериментальные центры и элективные курсы.
Мы исследовали потенциал образовательной среды в воспитании этической культуры студентов. Под потенциалом образовательной среды мы подразумеваем ее возможности и насыщенность элементами, формирующими этическую культуру студентов.
Подготовка менеджеров современного уровня требует создания особой образовательно-воспитательной среды, которая должна обладать потенциалом, способствующим формированию этической культуры. Вся атмосфера вуза, отношения между субъектами образовательного процесса должны быть пронизаны этическим духом, представлять собой некий эталон отношений уважающих друг друга людей. Каждое учебное заведение, нацеленное на качество подготовки выпускников, создает определенные традиции, которые, в свою очередь, определяют его своеобразный колорит.
В Институте экономики, управления и права в течение последних лет стали традиционными такие мероприятия, как «Прием ректором лучших студентов», конкурсы менеджеров по решению нетрадиционных задач, встречи с лучшими менеджерами года, выпуск спецномеров газеты «Вести института». Также практикуются стажировки студентов факультета менеджмента в лучшие отели и туристические фирмы известных в Европе компаний, что, безусловно, благотворно влияет на подготовку этичного менеджера.
Специально создаваемая этичная среда общения возвышает, формирует эстетические чувства. Например, прием ректором лучших студентов традиционно проходит в конце учебного года. На прием и студенты, и администрация, и преподаватели приходят в вечерних нарядах. Звучит классическая музыка, практикуются светские изысканные манеры, кавалеры приглашают, дам на танец. Лучшие студенты и преподаватели награждаются дипломами и ценными подарками. На этом мероприятии звучит много комплиментов, с лиц не сходит улыбка. И студенты, и преподаватели сливаются в единый дружный коллектив, демонстрируя взаимное уважение, интерес и этичные взаимоотношения.
Важнейшая роль в формировании этической культуры принадлежит и культуре оформления помещений, культуре организации учебно-воспитательного процесса. В Набережночелнинском филиале ИЭУиП все помещения (аудитории, лаборатории, административные офисы) оформлены с большим вкусом. Отсутствие суеты, спокойная, располагающая на приятное общение обстановка формируют эстетические чувства студентов, вызывают чувство уважения к создателям такой атмосферы, к директору филиала, которая является современным менеджером в лучшем смысле этого слова. Система воспитательной работы вуза развивает чувство ответственности за свое учебное заведение, гордость быть студентом данного вуза и стремление внести достойный вклад в развитие традиций института. Немаловажен и региональный фактор воспитания.
В Институте экономики, управления и права успешно функционирует институт кураторов студенческих академических групп, качественно обновленный, соответствующий духу времени. Куратор направляет свою деятельность на формирование сплоченного коллектива, через актив группы создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, взаимопонимания, творчества, высокой дисциплины. Важнейшей задачей куратора является оказание помощи группе в достижении высокой успеваемости, вовлечение студентов в научно-исследовательскую, культурно-массовую работу. Таким образом, применение всех предложенных методических рекомендаций позволяет совершенствовать процесс обучения, практическую деятельность преподавателей в вузе.