Политехнологичность современных технологий в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Дымченко Г. В. Политехнологичность современных технологий в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 123-128. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/523/ (дата обращения: 19.10.2018).

Современное общество и новые стандарты второго поколения предъявляют принципиально новые требования к системе образования: к структуре образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ, к результатам их освоения.

Государственный стандарт 2004 г. ориентировал образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Тогда как Федеральный государственный стандарт второго поколения (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373) нацелен на смену образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося путем освоения различных способов деятельности.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». В отличие от предыдущих традиционных требований образования – это, во-первых, не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться о том, чтобы это были знания актуальные, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Такой подход к образованию (обеспечение развития УУД) диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирование нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Образовательные стандарты, положенные в основу нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на базе Закона РФ «Об образовании», позволяют образовательным учреждениям самостоятельно выбирать образовательные (педагогические) технологии, управлять качеством образования.

Впервые мысль о технологизации процесса высказал Я.А. Коменский 400 лет назад. Чешский педагог-гуманист призывал, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, чтобы всему, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, им была сформирована важнейшая идея технологии обучения – получение гарантированного результата. Для отечественной педагогической практики термин «технология обучения» является достаточно новым. Он был введен в 1898 году В. П. Беспалько, который сформировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса».

По международным стандартам ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования». В результате компетентностного подхода к технологической компетентности учителя, в качестве ее определения (способность и умения) в области педагогической техники особое место занимает политехнологичность образовательной среды. В нашем понимании – это интегративность применения педагогических технологий в современном образовательном пространстве. Именно политехнологичность способна направить учебный процесс на позицию самого ученика, который является центральной фигурой образовательной деятельности. В связи с этим возникает потребность политехнологического моделирования образования.

Образовательный процесс обеспечивается таким качеством обучения, как политехнологичность, многообразием современных образовательных технологий, которые предоставляют большие возможности учителю начальных классов на практике эффективно комбинировать их в соответствии с поставленными задачами.

Из ряда современных педагогических технологий обучения: технология деятельностного метода (ТДМ); технологии личностно-ориентированного обучения; игровые технологии; информационно-коммуникативные технологии; метод проектов; педагогика сотрудничества наиболее интересны те, которые в умелом сочетании становятся основой политехнологичности.

Так, например, программа по математике для начальной школы «Учусь учиться» позволяет организовать учителю учебную деятельность учащихся на базовом и технологическом уровнях.

Урок математики (форма проведения – урок-путешествие) в 4 классе по теме «Деление на двузначное и трёхзначное число», где осуществлялся деятельностный подход в обучении, был проведен на более высоком технологическом уровне в комплексном применении современных образовательных технологий. Это такие технологии как: здоровьесберегающие и игровые, технология ЛОС (опорные конспекты), технология уровневой дифференциации, технология КСО, технология ИКТ, технология оценивания, в том числе, проблемно-диагностическая.

Вот пример проблемной ситуации на данном уроке математики, когда дети столкнулись с затруднением. (Мудрая Сова спрашивает: «Правильно ли выполнено деление: 1029 : 49 = 201?»). Сначала происходит осознание затруднения учащимися: При подборе цифры частного нельзя воспользоваться таблицей умножения. После этого учащиеся обозначают проблему: Как правильно нужно делить такие примеры? Далее приходят к её решению: Сначала необходимо сделать прикидку. Затем действовать по алгоритму деления многозначного числа на однозначное.

Об эффективности применения деятельностного подхода к обучению в комплексном применении СОТ говорит и то, что у учащихся не падает, а становится осознанным интерес к математике (см. Рис. 4.).

Рис. 4. Уровень качества и обученности по математике

Из данных диаграммы следует, что уровень качества и обученности имеет тенденцию к повышению: % качества в 2009-2010 учебном году выше на 4% по сравнению с предыдущим годом, % обученности – на 5%.

Компетентностно-деятельностный, личностно ориентированный подходы, применяемые в обучении младших школьников в процессе политехнологизации образовательного пространства, направлены на формирование личностных результатов и различных групп универсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться.

УУД (социально-личностные; метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Личностные: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор.

Метапредметные:

  • Регулятивные (умение организовывать свою деятельность).
  • Познавательные (умение результативно мыслить и работать с информацией).
  • Коммуникативные (умение общаться, взаимодействовать с людьми).

У человека существует две основных потребности: в познании и общении. Знания усваиваются тогда, когда говорим и делаем. Как говорится в одной китайской притче: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». На практике мы убеждаемся, что ученики испытывают потребность в общении и коллективной деятельности.

Диагностическое исследование по методике изучения мотивов участия школьников в деятельности (подготовлена Л. В. Байбородовой) позволило определить: «Что в высшей степени в совместной деятельности привлекает учащихся моего класса (см. Табл. 1.)

Таблица 1

Диагностическое исследование «Что привлекает учащихся в деятельности»

Качественная характеристика

показатель %

Возможность помочь товарищам и участие в делах класса

92%

Возможность заслужить уважение товарищей

84%

Интересное дело

80%

Возможность приобрести новые знания, умения

76%

Возможность передать знания

72%

Возможность помочь товарищам и участие в делах коллектива привлекает 92% учащихся, что подтверждает или показывает высокий уровень социализации личности.

Подтверждением результативности комплексного применения современных образовательных технологий (политехнологичности в образовательном процессе) в учебной деятельности является наличие позитивной динамики процесса обучения (см. Рис. 1.).

Рис. 1 Сравнительная диаграмма качества знаний за последние 3 учебных года (на примере 2-4х классов)

Данные показывают 96% качества знаний в 2009-2010 году, что на 14% выше по сравнению с предыдущим годом, за счет эффективного применения деятельностного подхода к обучению во 2-4 классах.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) на межпредметной основе – новый вид итоговой оценки обучающихся начальной школы, предлагаемый стандартами второго поколения, дает основание судить на примере параллели 4-х классов о качестве естественнонаучного и математического образования.

Так, среди параллели 4-х классов была апробирована комплексная работа в тестовой форме (2010 г.), содержащая вопросы по математике и естествознанию. Предлагаемые задания были использованы при проведении в России (и более чем в 50 странах) международного сравнительного исследования качества естественнонаучного и математического образования TIMSS в 2003 году. (Источник: материалы Центра оценки качества образования ИСМО РАО).

В тестировании учащихся начальной школы МОУ лицея №51 принимало участие 98 человек. Результаты показали:

Таблица 2

Комплексная работа (математика, окружающий мир) для учащихся 4-х классов

Лицей (параллель 4-х классов)

4 «А» класс (экспериментальный)

Оценка

Кол-во чел.

% качества

Оценка

Кол-во чел.

% качества

«5»

49

50%

«5»

17

68%

«4»

39

40%

«4»

8

32%

«3»

10

10%

«3»

0

0%

Из таблицы видно, что процент качества обучающихся на оценку «5» в 4 «А» классе (экспериментальном) на 18% выше по сравнению с уровнем качества в лицее. Процент качества на оценку «3» в экспериментальном классе опережает результат выполнения комплексной работы обучающимися четвертых классов по параллели на 10%.

Сравнительный анализ качества обучения

Лицей (параллель 4-х классов)

4 «А» класс (экспериментальный)

% успеваемости

100%

% успеваемости

100%

% качества

90%

% качества

100%

% обученности

79%

% обученности

89%

На графике представлены данные в сравнении (см. Рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ качества обучения

Анализ данного исследования показал, что выполнение комплексной работы в классе превышает уровень лицея на 6,6%.

Для решения проблемы заниженной мотивации нами применяется интеграция технологий воспитательно-образовательного процесса на основе модерации с применением активных методов обучения (АМО).

Так, например, интегрированное образовательное мероприятие «Путешествие в Страну Знаний» на основе технологии модерации представлено комплексом развивающих технологий. Технология оценивания (методы: «Зал ожидания» (авторский), «Чемодан наших успехов и достижений», «Лист пожеланий», авторский прием «Чемоданчик настроения»). Здоровьесберегающая технология (приемы: «Интрига», «Яркое пятно», «Кусочек пластилина», «Солнечный зайчик», метод «Физкультминутка «Поезд»). Информационно-коммуникативная технология (Видеометод. «Загадки-акростихи», методы: «Посиделки» (авторский), «Объединись по цвету"). Проблемно-диалогическая технология (методы: «Играем в прятки», «Приобрети билет в Страну Знаний», Приём «Пословица»).

Для эффективного взаимодействия участников группового процесса (интеракции), кроме технологии модерации, организация творческой и познавательной деятельности обучающихся осуществляется средствами современных образовательных технологий. Так, например, на уроке русского языка по теме «Сочинение «Письмо моему учителю» были применены технологии: здоровьесберегающие (валеологическое упражнение «Театр в руке» и др.), игровые (сюжетно-ролевая игра «Почтальон»), технология оценивания (прием «Кубик») и др.

На этапе введения в новую тему особое значение придаётся исследовательской деятельности в обсуждении вопроса «Что такое письмо?» (проектная технология) с применением интерактивной методики «Снежный ком» и мини-технологии «ПОПС-формулы».

Учащиеся работают по намеченному плану:
П – позиция - Я считаю, что письмо…
О – обоснование - Потому, что…
П – пример - Я могу это доказать…
С – суждение - Исходя из этого, я делаю вывод, что письмо это…

Работа проводится в малых группах (технология личностно ориентированного образования), которая представляет результат исследования по проблеме «Что такое письмо?» при помощи простейшей разбивки на кластер понятия «письмо» (технология критического мышления через чтение и письмо).

Применение выше перечисленных развивающих технологий в интеграции на одном уроке обеспечивает политехнологичность образовательного процесса и отвечает требованиям сегодняшнего дня в личностно ориентированном образовании.

Важным направлением в реализации политехнологичности является проектная деятельность в начальных классах, которая позволяет обучающимся развивать мыслительные умения и качества, необходимые человеку XXI века. Проектная технология, направлена на решение задач учебного проекта, интегрирующего в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Например, учебный исследовательский проект в 3 классе «Как люди учились считать» (творческое название - «Удивительный мир чисел») – это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках математики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

Данный проект – демонстрация мыслительных умений и качеств человека XXI века. В качестве способа поддержки и развития мыслительных умений высокого уровня для формирующего оценивания (до изучения темы «Как люди научились считать») предлагаются следующие стратегии: стартовые презентации учителя и учеников.

Создание презентаций дает возможность узнать и представить интересы и опыт учащихся через оценку уровня имеющихся знаний в самом начале проекта.

Исследование динамики участия обучающихся в проектной деятельности на школьном и территориальном уровне убеждает нас в том, что ученики стремятся играть активную роль в своём образовании (см. Табл. 3).

Таблица 3

Динамика участия в проектной деятельности

Уровень участия

2007-2008

2008-2009

2009-2010

школьный

12%

20%

28%

территориальный

8%

12%

20%

В результате интеграции технологий в учебно-воспитательном процессе выявлено положительное отношение к школе (см. Рис.3.).

Рис. 3. Самоопределение к учебной деятельности (уровни школьной мотивации)

По результатам данных опроса наблюдается динамика обучающихся с высокой мотивацией: уровень мотивации в 4 классе выше на 20% по сравнению с 1 классом.

Таким образом, интеграция образовательных педагогических технологий и методов организации образовательного процесса – политехнологичность образовательной среды позволяет обеспечить высокое качество предметных знаний и умений, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание значимых личностных качеств, сохраняя при этом здоровье учащихся.


Литература:
  1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.

  2. Сластенин, В.А. Культурологический и ценностный подходы к характеристике профессиональной компетентности учителя / В.А. Сластенин., Д.С. Яковлева // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. – Москва, 2000. – 204 с.

  3. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.

  4. Сайт: http://unesco.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): класс, комплексная работа, образовательный процесс, умение, урок математики, уровень качества, технология оценивания, проектная деятельность, начальная школа, знание.

Похожие статьи

Комплексная работа — средство формирующего оценивания...

Одной из форм формирующего оценивания в начальной школе при реализации ФГОС НОО может быть комплексная работа, позволяющая оценить выявление уровня достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности

Формы организации учебной деятельности. Лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа.

Использование проектного метода на уроках математики при...

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа, образовательная...

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

Панфилова Т. А., Рязанцева А. В., Семёнова Н. А., Диденко Т. А. Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной...

Проектная деятельность как средство развития...

В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать...

Из практики внутриклассного оценивания проектной...

В процессе работы над проектами у первоклассников вырабатываетсяважное умение слушать, слышать, говорить.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, проектная деятельность, проект, работа, оценка, оценивание, класс, вид оценивания...

О проектировании универсальных учебных действий на уроках...

исследовательская деятельность, урок технологии, выполнение работ, начальная школа, окружающий мир, ребенок, собственный замысел, учащийся.

Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Из практики внутриклассного оценивания проектной... Умение рефлексировать-важное учебное действие. младший школьник, проектная деятельность, проект, работа, оценка, оценивание, класс, вид оценивания...

Реализация деятельностного подхода на уроках математики...

В начальной школе на уроках математики детям предлагаются небольшие проекты, рассчитанные на 1–2 урока. Рассмотрим примеры введения проектно-исследовательской деятельности в учебную деятельность учащихся начальных классов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Комплексная работа — средство формирующего оценивания...

Одной из форм формирующего оценивания в начальной школе при реализации ФГОС НОО может быть комплексная работа, позволяющая оценить выявление уровня достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности

Формы организации учебной деятельности. Лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа.

Использование проектного метода на уроках математики при...

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа, образовательная...

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

Панфилова Т. А., Рязанцева А. В., Семёнова Н. А., Диденко Т. А. Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной...

Проектная деятельность как средство развития...

В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать...

Из практики внутриклассного оценивания проектной...

В процессе работы над проектами у первоклассников вырабатываетсяважное умение слушать, слышать, говорить.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, проектная деятельность, проект, работа, оценка, оценивание, класс, вид оценивания...

О проектировании универсальных учебных действий на уроках...

исследовательская деятельность, урок технологии, выполнение работ, начальная школа, окружающий мир, ребенок, собственный замысел, учащийся.

Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности...

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Из практики внутриклассного оценивания проектной... Умение рефлексировать-важное учебное действие. младший школьник, проектная деятельность, проект, работа, оценка, оценивание, класс, вид оценивания...

Реализация деятельностного подхода на уроках математики...

В начальной школе на уроках математики детям предлагаются небольшие проекты, рассчитанные на 1–2 урока. Рассмотрим примеры введения проектно-исследовательской деятельности в учебную деятельность учащихся начальных классов.

Задать вопрос