Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 192-195. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/469/ (дата обращения: 25.09.2018).

В настоящее время преобладающими и общепринятыми технологиями обучения в вузе являются традиционные, построенные на представлении материала дисциплины на лекции и последующем закреплении его в процессе практических занятий. Однако, они не обеспечивают адекватную передачу нарастающего объема научных и практических знаний по дисциплине и формирования у будущих специалистов навыков, отвечающих современным требованиям профессиональной деятельности.

Отметим наиболее существенные недостатки традиционных технологий обучения:

  • усредненный темп изучения материала, предлагаемый всем обучаемым без учета скорости протекания мыслительных процессов;

  • единый, усредненный объем знаний, усваиваемый обучаемыми с разными способностями и интересами;

  • большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде через преподавателя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, что приводит к пассивности мышления;

  • система проверки знаний из-за отсутствия оперативной обратной связи не дает объективных данных о процессе усвоения учебного материала;

  • недостаточное стимулирование познавательной активности обучающихся, опора в основном на непосредственно побуждающие мотивы, связанные с действиями преподавателя (образность и эмоциональность изложения, использование средств наглядности, умелая система опроса и т.д.);

  • преобладание словесных методов изложения знаний, создающих объективные предпосылки для рассеивания внимания;

  • затрудненность самостоятельной работы обучаемых с действующими учебниками из-за недостаточной расчлененности учебного материала, нечеткости в выделении основных вопросов, большого объема изложения каждой темы, недостаточно строгой логики в подаче материала, сухости языка, почти полного отсутствия эмоциональных воздействий.

Поэтому реформирование высшего образования ставит перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных задач.

Ключевыми из них являются:

  • повышение фундаментальности образования в сочетании с усилением практической направленности;

  • интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения.

Кроме того, смена образовательной парадигмы сопровождается изменением оценки результата обучения с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятия «компетенция», «компетентность». Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Компетентность трактуется как обобщенная характеристика, включающая когнитивную (знания), операционно-технологическую (умения, навыки), мотивационно-ценностную, этическую, социальную и поведенческую составляющие личности. Профессиональная компетентность выпускника вуза определяет его социальную значимость, востребованность на рынке труда, мобильность и устойчивость к изменениям социально-экономических условий.

Реализация принципов компетентностного подхода в образовательной деятельности вузов требует существенных изменений, как в проектировании содержания образования, так и в организации процесса обучения студентов. Одним из направлений модернизации образования является информатизация – процесс обеспечения сферы образования практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения.

Информатизация образования призвана обеспечить достижение двух стратегических задач:

  • повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий;

  • повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества [1, с.12].

Потенциал информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании проявляется во многих аспектах учебного процесса. В сочетании с инновационными педагогическими технологиями они открывают новые возможности для оптимизации образовательной практики: индивидуализации и дифференциации обучения, повышения эффективности деятельности участников учебного процесса, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения, изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучающегося, совершенствования управления учебным процессом, организации его планирования, контроля и т.д. В идеале, каждому обучаемому должна быть предоставлена возможность для наиболее эффективного изучения материала, а преподавателю — необходимые инструменты для формирования учебных курсов, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения.

Реализация идей информатизации образования требует специальных подходов и организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание.

И.В. Роберт отмечает, что:

  • информатизация образования приводит к существенным изменениям форм и методов обучения, содержания обучения;

  • внедрение средств ИКТ в учебный процесс не приводит к вытеснению педагога или снижению его роли;

  • средства ИКТ могут быть существенным дополнением к традиционным формам обучения, повышая его эффективность при проведении всех форм занятий;

  • определенный педагогический эффект достигается при комплексном использовании в учебном процессе средств ИКТ при организации различных форм учебной деятельности[2, с.23].

Изучение любой дисциплины в вузе не сводится только к запоминанию определенного стандартом набора знаний. Дисциплину надо осмыслить в целом, т.е. осознать её роль в профессиональной подготовке специалиста, выделить и усвоить основные ключевые понятия (ядро дисциплины), уяснить связи с другими дисциплинами (межпредметные связи).

Однако, при небольшом количестве аудиторных часов, отведенных на освоение дисциплины, значительное количество материала выносится на самостоятельное изучение. Не будет преувеличением сказать, что самостоятельная работа с учебником и другими источниками информации представляет для современных студентов значительную трудность. Поэтому задача преподавателя - помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу.

Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса потому что:

  • самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на аудиторных занятиях;

  • самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации;

  • самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний.

Комплексную поддержку самостоятельной работы студентов на всех этапах познавательной деятельности – от первоначального знакомства с учебным материалом до решения профессионально-ориентированных задач обеспечивает электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), представляющий собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебный процесс средствами информационных технологий.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала дисциплины, обеспечения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также управления познавательной деятельностью студентов при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Он позволяет:

  • эффективно управлять деятельностью по изучению учебной дисциплины;

  • стимулировать учебно-познавательную деятельность;

  • обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;

  • рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию);

  • при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий.

С точки зрения содержания ЭУМК обеспечивает полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов, а именно:

  • достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту;

  • актуальность, фактографическую, практическую содержательность, системность и целостность;

  • педагогическую состоятельность посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с ЭУМК.

Учитывая особую важность ЭУМК для обеспечения самостоятельной работы, необходимо включить в систему требований следующие:

  • реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемым с помощью специальных схем всех цепочек рассуждений;

  • особая четкость постановок задач;

  • подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;

  • использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников, и т.п.).

Применение информационных и коммуникационных технологий несомненно повышает эффективность образовательного процесса, развивает у студентов продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности. Успешность их использования во многом зависит от того, насколько четко спланирована и организована деятельность студента, насколько гармонично она сочетается с аудиторными занятиями, каким образом построена связь данного курса с дисциплинами, которые студент изучил или будет изучать в процессе получения образования. Необходима постановка межпредметных задач и самостоятельный поиск их решения с использованием средств информационных технологий как на учебных занятиях, так и во внеаудиторное время.


Литература:
  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы // Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008.

  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие/ под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, учебный процесс, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность, учебный материал, дисциплина, содержание обучения, электронный учебно-методический комплекс, познавательная деятельность, задача.

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность, задача, деятельность, студент, знание, умение, действие, образовательная деятельность, учебная деятельность.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Электронный учебно-методический комплекс - электронная версия учебно-методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа, задание, занятие, задача, начертательная геометрия, рейтинговая система обучения.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине должно охватывать весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины, разрабатываться и создаваться для преподавателя и для студентов в виде...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность.

Структура учебно-методического комплекса | Статья в сборнике...

образовательный процесс, учебная программа, учебно-методический комплекс, материал, студент, средство обучения, федеральный государственный образовательный стандарт...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность, задача, деятельность, студент, знание, умение, действие, образовательная деятельность, учебная деятельность.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Электронный учебно-методический комплекс - электронная версия учебно-методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и...

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа, задание, занятие, задача, начертательная геометрия, рейтинговая система обучения.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине должно охватывать весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины, разрабатываться и создаваться для преподавателя и для студентов в виде...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность.

Структура учебно-методического комплекса | Статья в сборнике...

образовательный процесс, учебная программа, учебно-методический комплекс, материал, студент, средство обучения, федеральный государственный образовательный стандарт...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

самостоятельная деятельность, деятельность, самостоятельная учебная деятельность, ученик, действие, простая деятельность, сам процесс, самостоятельная познавательная деятельность...

Задать вопрос