Модель формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья
Автор: Баукина Любовь Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 938 раз
Библиографическое описание:
Баукина, Л. В. Модель формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья / Л. В. Баукина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/415/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема состояния здоровья в инновационных образовательных учреждениях поднимается многими исследователями: Вайнер Э.Н., Брехмана И.И., Зайцевым Г.К., Колбановым В.В. и др. Учеными достаточно хорошо освещены вопросы формирования, укрепления, сохранения здоровья школьников, предложены различные решения проблемы создания здоровьесберегающей среды учреждений. Однако анализ сложившейся в мире ситуации показывает, что учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего образа жизни и состояния здоровья, самостоятельной деятельности по его сохранению и укреплению. Очевидно, что само по себе формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье [2] какие формы отношений к здоровью и здоровому образу жизни будут воспитаны у ребенка [8]. Поэтому стоит вести речь о культуре здоровья. Формирование культуры отношения подростков к собственному здоровью и здоровью других людей - важнейшая сфера ответственности школы. Этому необходимо не столько научить, обеспечить информацией, сколько решить воспитательную задачу сформировать отношение к здоровью как к ценности, мотивацию на заботу о нем, потребность в здоровом образе жизни. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением [3, 4, 7].
В данной статье раскрывается реализация модели формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья на основе рефлексивно-культурологического подхода. Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. Моделирование как метод достаточно активно применяется для построения моделей в педагогических исследованиях. В нашем случае речь идет о построении функционально-динамической модели. Это связано с тем, что в исследовании речь идет об управлении процессом, раскрываются связи между элементами, способы функционирования системы. Моделирование, рассматриваемое нами, обусловлено необходимостью разрешения актуальной проблемы, которая отражает противоречия между потребностями общества, представленными социальным заказом, и невозможностью науки своевременно их удовлетворить. Как следует из Закона об образовании одним из принципов, на котором основывается государственная политика в области образования, является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (Ст. 2.1.), а социальным заказом для образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. Реализация же социального заказа и определяет цель разрабатываемой модели. В нашем исследовании она состояла в обеспечении эффективной реализации развития грамотности учащихся в области укрепления здоровья на основе рефлексивно-культурологического подхода.
В качестве основополагающего при построении модели использован системный подход, позволяющий рассматривать объект исследования как совокупность структурных компонентов, функциональных связей и отношений, обусловливающих определенную целостность, устойчивость и его внутреннюю организацию. Используя системный подход, рассматриваемый процесс представлен как педагогическая система, включающая в себя нормативно-целевой, организационно-методический, результативно-оценочный компоненты, связанные между собой в единое целое. Кроме системного, использованы также культурологический и рефлексивный подходы. Выбор подходов обусловливает использование принципов. В качестве основных принципов, заложенных в основу построения модели, использованы: принципы системности, субъектности, ценностности, культуросообразности и рефлексивности.
Принцип системности исходит из системного подхода как основополагающего и определяет: место изучаемого процесса в целостном педагогическом процессе, раскрытие динамики изучаемого процесса, взаимосвязанность всех элементов и свойств системы во взаимодействии между собой, другими системами и внешней средой.
В основе принципа ценностности в рассматриваемой модели заложена идея о том, что укрепление здоровья для учащегося будет для него наиболее значимым, когда станет для него ценностью. Ценностность определяет: направленность субъекта на реализацию здоровьесберегающей деятельности, соответствующее направленности содержание представления о своем «я», помогающее рефлексировать свои действия, выделенность в сознании определенного предметно-деятельностного содержания и его ведущую роль в формировании самосознания личности по укреплению своего здоровья.
Следующий принцип, лежащий в основе построения модели – принцип субъектности. Вся деятельность педагогов по повышению грамотности учащихся в области укрепления здоровья направлена на создание условий , где ребенок субъект учебной и воспитательной деятельности. Щуркова Н. Е. [9, с.23] характеризует данный принцип как «неуклонную направленность воздействия педагога на сознание воспитанника, на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей «Я» воспитанника с реальным миром предметов и людей, событий и явлений».
Принцип рефлексивности. Очень важно активное участие самого обучающегося в формировании культуры здоровья через формирование опыта здоровьесбережения, который приобретается через развитие саморегуляции учащегося (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания. Данный подход к укреплению здоровья предполагает использование принципа рефлексивности.
Принцип педагогической поддержки. Для того, чтобы ребенок мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, направленную на укрепление собственного здоровья, ему необходима педагогическая поддержка. О. С. Газман определяет данную категорию как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».
Описанные принципы определяют использование форм и методов работы. Так, методика, направленная на эффективную реализацию формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья включает в себя:
методы: частично-поисковый, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения, рефлексивный, игровой, моделирование ситуаций),
формы: учебный проект, мозговой штурм, консультация, деловая игра, ток-шоу, пресс-конференция, диспут.
Эффективное функционирование и развитие рассматриваемой модели обеспечивает также комплекс педагогических условий: активное применение методов, направленных на осознание здоровья как ценности, обеспечение педагогической поддержки рефлексивного управления в области укрепления здоровья, интеграция знаний учащихся о здоровье человека в образовательном процессе.
Основными признаками развития любой модели, являются: качественный характер изменений, их необратимость и направленность, которые являются необходимыми и достаточными признаками для отграничения развития от других изменений. Под результатом функционирования рассматриваемой модели выступает переход учащихся на более высокий уровень развития грамотности в области укрепления здоровья. В работе указано, что полученный результат должен оцениваться путем сравнения с намеченной целью. Если результат не совпадает с целью модели, то необходима коррекция самого процесса или модели путем изменений содержания, применяемых приемов, средств, методов или педагогических условий в целом.
- Все компоненты в рассматриваемой в данной статье модели расположены в порядке последовательности доминирования: сверху вниз. Связь между компонентами прослеживается и внутри них и создаёт целостность всех структурных элементов и системы в целом. Динамичность данной модели отражается в ее многоуровневом характере. Именно уровневый подход позволяет рассматривать любой процесс развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.
Наглядно описанная нами модель рассматриваемого процесса представлена нами на рис. 1.
Главным достоинством построенной модели является её относительная независимость от конкретной реализации в образовательном процессе любой школы. Эта независимость обеспечивается использованием в модели функций, реализация которых конкретизирует рассматриваемую модель и привязывает её к обозначенным педагогическим условиям.
Литература:
Брехман И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. – 123 с.
Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. – М. : Флинта : Наука, 2001. – 416 с.
Дидук И. А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. А. Дидук ; Смоленский гос. ун-т. – Смоленск, 2007. – 21 с.
Дрибинский П. Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / П. Л. Дрибинский ; Смоленский гос. ун-т. – Смоленск, 2009. – 21 с.
Зайцев Г. К. Как надо заботиться о здоровье детей в школе : суждения учащихся и учителей / Г. К. Зайцев Г. К., А. Г. Зайцева // Валеология. – 2001. - №1. – с. 33. -35.
Колбанов В. В. Валеология в школе / В. В. Колбанов, Г. К. Зайцев. - СПб. : СПГУПМ, 1992. - 50 с.
Мелюхин Г. М. Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности : автореф. дис. … канд. филос. наук / Г. М. Мелюхин ; Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары, 2008. – 24 с.
Рылова Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Т. Рылова ; Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово, 2007. – 22 с.
Щуркова Н. Е. – Прикладная педагогика воспитания: учеб. Пособие / Н. Е. Щуркова. – СПб. : Питер, 2005. – 366с.