Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем ХХI века; и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья; и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
В данной разработке мы рассматривали подходы к организации главной составляющей образовательного процесса – урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьясбережения.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Работая в школе 17 лет, проанализировав причины школьных болезней, мы пришли к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. С этой целью мною была организована работа с учащимися, отнесёнными к специальной медицинской группе. Данная проблема особенно актуальна, поскольку на сегодняшний день практически отсутствует четкий узаконенный перечень заболеваний и патологических состояний, являющихся основанием для освобождения от занятий физической культурой или зачисления детей в специальные медицинские группы. Совместно со школьным врачом было произведено комплектование групп.
Общая стратегия специальных медицинских групп – сформировать физическую культуру личности.
Целью является качественное, максимально эффективное воздействие на определённые мышечные группы, на системы и функции организма при помощи комплекса лечебного воздействия.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
-укрепление здоровья занимающихся, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, снижение заболеваемости;
-овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
-развитие координационных(точность воспроизведения и дифференцирования) и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы;
-формирование мотивационно- ценностного отношения к физической культуре, усвоение элементарных знаний о личной гигиене,режиме дня, о здоровом образе жизни, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательной активности;
-приобщение к самостоятельным занятиям, подвижным играм.
Основными средствами для решения данных задач явились:
- Общеразвивающие упражнения.
- Специальные упражнения.
- Упражнения для домашнего выполнения.
- Работа с родителями.
- Проведение занятий на открытом воздухе.
Для решения поставленных задач мы реализовали следующие условия:
- учебно-воспитательный процесс ведётся с учётом индивидуального подхода к каждому школьнику, двигательные действия подбираются в зависимости от уровня развития ребёнка, вида и тяжести заболевания. Продолжительность занятий, интенсивность и количество повторений двигательных действий также определяются индивидуальными способностями занимающихся, а также по мере усвоения ими этих действий;
- на уроках физической культуры используются современные здоровьесберегающие технологии: занятия на тренажерах, дыхательные упражнения, антистрессовая пластическая гимнастика, элементы танцев, подвижные игры;
- усилена образовательная направленность учебно — воспитательного процесса, используется вариативная часть учебного плана;
- формируется мотивация к физическому совершенствованию, укреплению собственного здоровья через систему самостоятельных занятий по физической культуре с использованием специальной тетради- пособия;
- уделяется внимание саморефлексии при овладении навыками физического самосовершенствования, ведению индивидуального дневника самоконтроля;
- школьники специальной медицинской группы обучаются здоровому образу жизни по индивидуальным программам;
- школьники могут выбрать физические упражнения по интересам, потребностям и мотивации(аэробика, игры), получить удовлетворение от занятий физической культурой, от улучшения физического развития и общего состояния;
- в режим дня школьников включены обязательные домашние упражнения;
- ведётся мониторинг педагогических, физиологических и социально-психологических показателей.
Ведущий принцип в работе с учащимися специальной медицинской группы- дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учётом индивидуальных особенностей.
Считаю, что должная эффективность занятий может быть полностью обеспечена только при творческом использовании дидактических принципов:
– принцип всесторонности основывается на физиологических положениях о взаимосвязи и взаимообусловленности функций и физических качеств и предусматривает гармоническое развитие организма;
– принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении их ослабленного здоровья, а также повышение умственной работоспособности;
– принцип постепенности предусматривает последовательное, но неуклонное увеличение сложности упражнений, переход от менее к более трудным;
– принцип повторности основывается на физиологических данных о значении повторных воздействий для образования двигательного стереотипа навыка;
– принцип индивидуализации предусматривает использование средств физической культуры, соответствующих состоянию здоровья, возрастно-половым, функционально-психологическим особенностям данного контингента школьников и доступных им.
Как видим, главным резервом здоровьесберегающей деятельности был и остается «Его величество»- урок, в котором сконцентрированы все проблемы современной школы, а разрешение их зависит от профессионализма учителя.
Целенаправленная и систематическая работа по реализации идей здоровьесбережения позволила достичь положительных результатов. Отмечается увеличение числа детей основной группы (2014г.-34 %, 2015г.-40,5 %), снижение количества учащихся с нарушением осанки (2014 г.-41 %,2015г.-31 %). Прослеживается положительная динамика по коррекции зрения.
Достигнутые результаты мотивируют на дальнейшую реализацию модели школы, содействующей укреплению здоровья. Считаем, что в работе по созданию в школе здоровьесберегающей среды необходимо обеспечивать системность, систематичность, комплексность мероприятий, осуществлять деятельностный и программно-целевой подходы. Дети в таких школах будут себя чувствовать лучше и комфортней, а, значит, станут и более успешными.
Путь, по которому надо идти, обозначен Всемирной организацией здравоохранения в девизе: «Инвестируя в здоровье, мы построим более безопасное будущее».
Литература:
- М. Д. Рипа, В. К. Велитченко, С. С. Волкова. Занятия физической культурой со школьниками, отнесёнными к СМГ. М.: Издательство «Просвещение», 1988г.