Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесённых к специальной медицинской группе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 06.04.2016

Статья просмотрена: 1534 раза

Библиографическое описание:

Андреянова, С. Я. Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесённых к специальной медицинской группе / С. Я. Андреянова, Н. К. Добаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27942/ (дата обращения: 15.11.2024).



Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем ХХI века; и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья; и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В данной разработке мы рассматривали подходы к организации главной составляющей образовательного процесса – урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьясбережения.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Работая в школе 17 лет, проанализировав причины школьных болезней, мы пришли к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. С этой целью мною была организована работа с учащимися, отнесёнными к специальной медицинской группе. Данная проблема особенно актуальна, поскольку на сегодняшний день практически отсутствует четкий узаконенный перечень заболеваний и патологических состояний, являющихся основанием для освобождения от занятий физической культурой или зачисления детей в специальные медицинские группы. Совместно со школьным врачом было произведено комплектование групп.

Общая стратегия специальных медицинских групп – сформировать физическую культуру личности.

Целью является качественное, максимально эффективное воздействие на определённые мышечные группы, на системы и функции организма при помощи комплекса лечебного воздействия.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

-укрепление здоровья занимающихся, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, снижение заболеваемости;

-овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

-развитие координационных(точность воспроизведения и дифференцирования) и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы;

-формирование мотивационно- ценностного отношения к физической культуре, усвоение элементарных знаний о личной гигиене,режиме дня, о здоровом образе жизни, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательной активности;

-приобщение к самостоятельным занятиям, подвижным играм.

Основными средствами для решения данных задач явились:

  1. Общеразвивающие упражнения.
  2. Специальные упражнения.
  3. Упражнения для домашнего выполнения.
  4. Работа с родителями.
  5. Проведение занятий на открытом воздухе.

Для решения поставленных задач мы реализовали следующие условия:

- учебно-воспитательный процесс ведётся с учётом индивидуального подхода к каждому школьнику, двигательные действия подбираются в зависимости от уровня развития ребёнка, вида и тяжести заболевания. Продолжительность занятий, интенсивность и количество повторений двигательных действий также определяются индивидуальными способностями занимающихся, а также по мере усвоения ими этих действий;

- на уроках физической культуры используются современные здоровьесберегающие технологии: занятия на тренажерах, дыхательные упражнения, антистрессовая пластическая гимнастика, элементы танцев, подвижные игры;

- усилена образовательная направленность учебно — воспитательного процесса, используется вариативная часть учебного плана;

- формируется мотивация к физическому совершенствованию, укреплению собственного здоровья через систему самостоятельных занятий по физической культуре с использованием специальной тетради- пособия;

- уделяется внимание саморефлексии при овладении навыками физического самосовершенствования, ведению индивидуального дневника самоконтроля;

- школьники специальной медицинской группы обучаются здоровому образу жизни по индивидуальным программам;

- школьники могут выбрать физические упражнения по интересам, потребностям и мотивации(аэробика, игры), получить удовлетворение от занятий физической культурой, от улучшения физического развития и общего состояния;

- в режим дня школьников включены обязательные домашние упражнения;

- ведётся мониторинг педагогических, физиологических и социально-психологических показателей.

Ведущий принцип в работе с учащимися специальной медицинской группы- дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учётом индивидуальных особенностей.

Считаю, что должная эффективность занятий может быть полностью обеспечена только при творческом использовании дидактических принципов:

принцип всесторонности основывается на физиологических положениях о взаимосвязи и взаимообусловленности функций и физических качеств и предусматривает гармоническое развитие организма;

принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении их ослабленного здоровья, а также повышение умственной работоспособности;

принцип постепенности предусматривает последовательное, но неуклонное увеличение сложности упражнений, переход от менее к более трудным;

принцип повторности основывается на физиологических данных о значении повторных воздействий для образования двигательного стереотипа навыка;

принцип индивидуализации предусматривает использование средств физической культуры, соответствующих состоянию здоровья, возрастно-половым, функционально-психологическим особенностям данного контингента школьников и доступных им.

Как видим, главным резервом здоровьесберегающей деятельности был и остается «Его величество»- урок, в котором сконцентрированы все проблемы современной школы, а разрешение их зависит от профессионализма учителя.

Целенаправленная и систематическая работа по реализации идей здоровьесбережения позволила достичь положительных результатов. Отмечается увеличение числа детей основной группы (2014г.-34 %, 2015г.-40,5 %), снижение количества учащихся с нарушением осанки (2014 г.-41 %,2015г.-31 %). Прослеживается положительная динамика по коррекции зрения.

Достигнутые результаты мотивируют на дальнейшую реализацию модели школы, содействующей укреплению здоровья. Считаем, что в работе по созданию в школе здоровьесберегающей среды необходимо обеспечивать системность, систематичность, комплексность мероприятий, осуществлять деятельностный и программно-целевой подходы. Дети в таких школах будут себя чувствовать лучше и комфортней, а, значит, станут и более успешными.

Путь, по которому надо идти, обозначен Всемирной организацией здравоохранения в девизе: «Инвестируя в здоровье, мы построим более безопасное будущее».

Литература:

  1. М. Д. Рипа, В. К. Велитченко, С. С. Волкова. Занятия физической культурой со школьниками, отнесёнными к СМГ. М.: Издательство «Просвещение», 1988г.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, специальная медицинская группа, занятие, здоровый образ жизни, состояние здоровья, укрепление здоровья, упражнение, ценностное отношение.


Похожие статьи

Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями

Организация внеурочной деятельности по биологии в работе с одаренными детьми

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста

Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Организация дополнительного образования учащихся 7-8 классов во внеклассной работе по информационной безопасности

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Похожие статьи

Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями

Организация внеурочной деятельности по биологии в работе с одаренными детьми

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста

Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Организация дополнительного образования учащихся 7-8 классов во внеклассной работе по информационной безопасности

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Задать вопрос