Возможности здоровьесберегающей педагогики и специфика формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК
Авторы: Острякова Светлана Викторовна, Козырева Ольга Анатольевна, Платоненко Алексей Игоревич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Острякова, С. В. Возможности здоровьесберегающей педагогики и специфика формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК / С. В. Острякова, О. А. Козырева, А. И. Платоненко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4045/ (дата обращения: 16.11.2024).
Разнообразие методологии современной педагогики определяется проблемами и возможностями их определения, детерминации, визуализации и решения в различных условиях и средах. Одним из методологических подходов в такой системе детерминаций и процессов, условий и продуктов является полисистемный подход, располагающий средствами и ресурсами фасилитации личностной и средовой постановки и решения задач и проблем, предопределяющий формирование гуманизма и продуктивности в многообразии форм и отношений в русле идей и концепций современной педагогики как отрасли знания и искусства.
Итак, полисистемный подход — это методологический подход, располагающий субъекта деятельности к активному поиску возможных и оптимальных решений противоречий субъектно-средового генеза, располагающих высоким потенциалом в определении основ социализации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования и взаимодействия, где сам субъект деятельности (личность) определяет себя и детерминируется пространством через его продукты деятельности и способы познания, преобразования, механизмы оценки и отношения к благам и ценностям в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, многовариативно раскрывающих субъекта деятельности и среды (личность) в смысловых и антрополого-гносеологических единицах поля, создающего и среду, и человека в единстве преобразований объект-индивид-субъект-личность. Последовательность новообразований личности в понимании объектной составляющей определяется нами как совокупности общеучебных ЗУН-ов и компетенций, предопределяющих формирование личности в различных областях деятельности; в понимании индивидуальной составляющей — как реализованная возможность моделирования разнообразных словесно-логических и структурно-логических моделей, воплощаемых в науке, искусстве, культуре, спорте и пр.; в понимании субъектной составляющей — как реализованная способность личности создавать и апробировать, оптимизировать и внедрять продукты своего творчества и общения; в понимании личностной составляющей — как реализованная возможность создания школы в широком смысле данного феномена (школа мастеров, художников, поэтов, строителей, педагогов и пр.).
Определим понятия «культура», «культура самостоятельной работы», «культура личности» в контексте идей здоровьесберегающей педагогики.
Под культурой будем понимать условие и механизм накопления, апробации, трансформации, реконструкции, ретрансляции смыслов, ценностей, моделей поведения, преобразования объективного, предопределяющих сохранение целостной системы, создавшей личность в полном понимании данного явления через деятельность и общение, через способы самореализации и самосовершенствования, через ресурсы социализации и взаимодействия.
Под культурой самостоятельной работы будем понимать полисистемную матрицу или вектор накопления, апробации, трансформации, реконструкции, ретрансляции смыслов, ценностей, моделей поведения, преобразования объективного, предопределяющих сохранение целостной системы, создавшей личность в полном понимании данного явления через самостоятельный поиск личностью оптимального в структурах и процессах, связанных непосредственно и опосредованно с деятельностью и общением, способами самореализации и самосовершенствования, ресурсами социализации и взаимодействия.
Под культурой личности будем понимать — накопленный ресурс (продукт) ценностно-смыслового, гносеолого-герменевтического, субъектно-средового генеза, определяющий личность в структурах социально-профессионального, личностного, гражданского и прочих направлениях как продукт и двигатель всех происходящих изменений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, стимулирующих сохранение и преумножение антропологических новообразований и кладезей искусства и науки.
Специфика и возможности здоровьесберегающей педагогики в структуре формирования культуры самостоятельной работы, культуры личности многообразны, т. к. феномен «здоровье» является одним из ведущих критериев безопасности и универсальности, продуктивности и оптимальности использования педагогических ресурсов и средств, технологий и методов педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия.
Определим систему принципов моделирования педагогических средств в широком понимании данного понятия (феномена) через иерархию положений, фасилитирующих понимание и построение идей и ресурсов познания и преобразования объективного в рамках концепции здоровьесбережения и продуктивности всех этапов и действий субъектов воспитательно-образовательной среды и культурно-исторического пространства. Итак, система принципов моделирования педагогических средств:
1. Принцип планирования и организации научного исследования, объективного понимания специфики проблемы и выбора оптимальных ресурсов для моделирования своевременных педагогических средств, фасилитирующих решение выявленных противоречий, проблем, дилемм, несоответствий и пр.:
- принцип систематичности и последовательности в изучении особенностей постановки проблемы и отражения совокупности процессуальных звеньев ее решения с последующей диалектической рекурсией, оптимизирующей получение объективного результата труда профессионально-педагогической деятельности;
- принцип варьирования условий выбора оптимизации затрат на определение способов и средств повышения качества профессионально-педагогического взаимодействия в условиях микро-, мезо-, макро- и мегагруппового взаимодействия в структуре использования медиатехнологий и дистанционного обучения;
- принцип прогностического диагностирования ситуаций и конфликтов в структуре постановки и разрешения заявленных противоречий и оптимизируемых условий использования разработанных педагогических средств;
- принцип детализации, обобщения и систематизации выявляемых возможностей и планируемых показателей в структуре обученности, компетентности, состоятельности, востребованности, конкурентоспособности, моделируемых и уточняемых, дополняемых и реконструируемых педагогических средств;
- принцип объективного контроля в постановке оценки качества продукта профессионально-педагогического труда и общения в решении и выборе возможностей решения проблем;
- принцип личностного участия субъектов обучения и образования в репродуктивно-продуктивной организации обучения в структуре включения личности в систему непрерывного профессионального образования.
2. Принцип ситуативного вовлечение в использование разработанного педагогического средства путем применения разнообразных видов обучения, методов стимулирования результатов труда и объективности контроля качества педагогического средства:
- принцип сочетания методов игровых и формализованных способов обучения в структуре апробации разработанного педагогического средства;
- принцип доступности и своевременности в освещении и внедрении разработанного педагогического средства в широкие круги завяленных субъектов и групп профессионально-педагогического взаимодействия;
- принцип экспертной оценки возможностей и качества разработанного педагогического средства в структуре системно разработанного опроса или анкетирования;
- принцип опосредованного отслеживания возникающих сопутствующих проблем и нюансов взаимоотношений в коллективе через средства обратной связи и визуализацию оценок.
3. Принцип сопутствующего позитивного эмоционального фона организации профессионально-педагогического (педагогического) взаимодействия как механизм реализации условий здоровьесберегающей педагогики и приоритетов здорового образа жизни (ЗОЖ):
- принцип учета нормального распределения способностей субъектов воспитательно-образовательной среды и культурно-исторического пространства;
- принцип допустимой фасилитации в использовании и разработке педагогических средств для решения ряда заявленных задач и проблем;
- принцип реализации значимости субъекта обучения для микро-, мезо-, макрогрупповых отношений.
4. Принцип формирования ценностно-смысловых приоритетов и моделей профессионально-педагогической деятельности через активное участие в работках программно-педагогического, методического, технического пр. обеспечения:
- принцип единства целей и ценностей педагогической и профессионально-педагогической деятельности;
- принцип единства сознания и деятельности в формировании личности;
- принцип единства теории и практики в реализации идей подготовки специалистов и формирования их компетентности и конкурентоспособности, гибкости и креативности, устойчивости и трудолюбия;
- принцип аксиакмеологической самодетерминации в поле смыслов и ценностей современного информационного и культурно-исторического пространства.
5. Принцип дополнительности в реализации идей непрерывного образования как форме самосохранения личности и общества.
Данная система принципов была заложена при разработке таких педагогических средств, как электронные учебники [3], видеофильмы [2], историко-профессиональные альбомы [4].
Здоровьесберегающая педагогика в основе своей многоплановой и полипредметной практики закладывает идеи сохранения здоровья как неподдельной ценности личности и государства в целом; реализация разнообразных моделей обучения и получения образования рассматривается как социальная и социально-профессиональная страховка не только личности, но и общества; дополнение и модификация, разработка и детализация решаемых задач совокупностью педагогических средств — как механизм и ресурс оптимизации условий взаимодействия; воспитание — как механизм сохранения и преумножения ценностей, наследия государства, его целостности и пр.; фасилитация и интеграция — как инструменты своевременной, субъектно ориентированной адаптации многопоточного, общеучебного и предметного знания и пр. Здоровая личность всегда создает себеподобную здоровую среду с запросами, приоритетами, моделями отношений и преобразований, качествами и ресурсами, продуктами и ценностями. Данная система распространяется в рамках ОУ, совокупности предметов цикла дисциплин, одного кабинета. Возможность полисистемного рассмотрения специфики и ситуативного использования и оптимального распространения ресурсов здоровьесберегающей педагогики — наисложнейшая из возможностей, от реализации которой зависит наше будущее, здесь важен и детальный пересмотр форм, средств, методов обучения и контроля, где тестовому не может быть отданы приоритетные позиции из-за гибельности репродуктивно-догматических форм определения истинности знания, несоответствия формируемых структур личности и модифицируемых компетентностных новообразований, материального обеспечения среднестатистического обучающегося и предельно допустимого времени, отводимого на использование компьютерной техники (в единицах измерения — [часы / недели]) и пр. Напомним, что кроме догматического и репродуктивного видов обучения, существуют такие виды обучения, как продуктивное, проблемное, адаптивное, уровневое, развивающее, контекстное, игровое, суггестивное и т. д. Нельзя бросаться из одной крайности в другую — алгоритмическое обучение никогда не станет панацеей от всех бед. Сколько известных филологов, биологов, художников и других профессионалов испытывали сложности в построении математической и физической картины мира?!… Формирование культуры речи, креативности, многоплановости и гибкости, устойчивости, такта, внутренней мотивации, которой нельзя сформировать при использовании компьютерного обучения, можно только в большей степени спровоцировать неуправляемый азарт удовольствия подобный тому, который испытывали крысы в эксперименте [5], с той разницей только, что стимулами являются баллы и возможность получать образование с подлинного разрешения «дышать», «мыслить», «продуцировать», «определять», «создавать» и пр.
Литература:
1. http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/
2. Чечина, Н. А. Принципы разработки и особенности использования видеофильма при изучении истории и технического творчества / Н. А. Чечина, О. А. Козырева // Россия и ВТО: новые вызовы и перспективы: матер.междун. научно-практ. конф. научно-пед. и пед. работников. — Ч.1. — Новокузнецк: НГООО «Знание», 2013. — С. 322–324.
3. Макарова, Л. Н. Электронный учебник «Социальная педагогика» как средство обучения и самообучения студентов педагогического спуза и вуза /Л. Н. Макарова, О. А. Козырева, Р. С. Топаков, А. Н. Аксенова //Инновационные технологии в профессиональном образовании: матер. III Всерос.науч.-методич.конфер.:в 2-х т. Т.2. — Грозный, 2012. — С.237–243.
4. Колпаченко, Л. Я. Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся / Л. Я. Колпаченко, Д. В. Загуляева, О. А. Козырева // Молодой ученый. — 2011. — № 9(32). — С.208–211.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D6 %E5 %ED %F2 %F0_ %F3 %E4 %EE %E2 %EE %EB %FC %F1 %F2 %E2 %E8 %FF