Школьный учебник как средство развития знаний о здоровье при изучении раздела «Человек и его здоровье» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сычева Л. А. Школьный учебник как средство развития знаний о здоровье при изучении раздела «Человек и его здоровье» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 179-180. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/361/ (дата обращения: 19.09.2018).

В настоящее время существует большой выбор учебников и учебных пособий, призванных обеспечить реализацию образовательных и учебных программ. Учебник отражает содержание учебной дисциплины в соответствии с требованиями стандарта к минимуму содержания биологического образования и к учебной программе. Он соответствует ведущим требованиям современной науки биологии, играет роль ядра системы средств обучения.
Форма представления учебного материала в учебнике включает основной, дополнительный и пояснительный тексты, иллюстративный материал.
Основной текст характеризуется строгим соответствием программе. Это каркас структуры учебника.
Назначение дополнительного текста состоит в подкреплении доказательности основного текста необходимой конкретизации, позволяющей лучше понять основное содержание.
Примером пояснительного текста могут служить комментарии к схемам, гистограммам, блокам иллюстративного материала, примечания, словари терминов.
Иллюстративный материал раскрывает свойства изучаемого объекта и частично заменяет текст; выполняет функцию обслуживания текста.
Внетекстовые компоненты учебников представлены аппаратом организации усвоения, включающим инструктивно-методические материалы (предисловие к учебнику, заключение, планы перед параграфами, памятки, инструкции и т.д.), вопросы и задания в конце и в начале параграфов, тем, разделов; лабораторным практикумом; условными выделениями шрифта в тексте и аппаратом ориентировки.
Школьный учебник по разделу «Человек и его здоровье» выступает одним из средств развития у учащихся знаний о здоровье и здоровом образе жизни, выполняет мотивационную, информационную нагрузку.
В настоящее время существует несколько основных линий учебно-методических комплектов (УМК) по биологии, включающих в себя учебную программу по биологии, серию учебников и рабочих тетрадей по биологии с 5 по 11 классы, методическое сопровождение.
Авторами одной из линий учебно-методических комплектов являются Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, А.А.Плешаков, для 5-11 класса. В данной линии учебников раздел «Человек» представлен учебником «Биология. Человек.8 класс», авторы Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Программа 8 класса ориентирована на ознакомление с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, привитие школьникам норм и правил здорового образа жизни, решение задач гигиенического и полового воспитания. Вторую авторскую линию учебно-методического комплекта представляет авторский коллектив под руководством И.Н. Пономарёвой (Т.С. Сухова, В.И. Строганов, О.Н. Корнилова, В.М. Константинов), и представленный учебник «Биология. 8 класс. Человек» В.Н. Драгомилов, Р.Д. Маш. Приоритетной целью авторской программы и компонентов учебно-методического комплекта является развитие у учащихся понимания величайшей ценности биологического разнообразия, идея эволюции органического мира, устойчивого развития природы и общества. Вместе с тем особое внимание уделено задачам экологического образования учащихся и воспитания у них экологической культуры, за счёт некоторого сокращения анатомического и морфологического материала.
Третьим вариантом авторской линии учебно-методического комплекта по биологии является линия авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника: В.М. Пакуловой, Р.Д. Маша, В.В. Латюшина. Линия включает учебник «Биология. Человек. 8 класс» Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. В 8 классе данной образовательной линии учащиеся получают знания о человеке как биосоциальном существе. Большое внимание уделяется санитарно-гигиеническим правилам, охране природы и изучению правил личной гигиены. Включение в программу курса сведений по психологии направлено на формирование у учащихся умений рационально организовывать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых.
Анализ учебников по биологии (раздел «Человек и его здоровье») позволил установить, что основным носителем знаний о здоровье и здоровом образе жизни является основной текст, представленный во всех учебниках терминами, сквозными (ключевыми) понятиями, фактами, явлениями, процессами, а также характеристикой основных идей, биологических закономерностей, связанных с ведением здорового образа жизни и сохранением здоровья. В тексте уделяется внимание вопросам профилактики и предупреждения заболеваний всех систем организма, рассматриваются приёмы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях, а также факторы риска для работы всех систем органов тела.
Дополнительный текст представлен описанием самонаблюдений. Он несёт большую смысловую нагрузку, повышая научную доказательность биологического материала учебника.
Недостаточно проработанным на наш взгляд, является аппарат организации усвоения знаний о сохранении здоровья учащихся, хотя включение в текст учебника памяток, инструктивных материалов, статистических таблиц обладает огромной потенциальной возможностью формирования и закрепления знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Аппарат организации усвоения знаний о сохранении здоровья во всех учебниках представлен вопросами и заданиями после параграфов, которые имеют в основном репродуктивный характер, лишь незначительная часть имеет частично-поисковый.
Изучение иллюстративного материала (отражающие основополагающие вопросы сохранения здоровья) рассматриваемых учебников показало, что он дополняет текст учебника, к представленным рисункам приведены пояснения, но нет диаграмм. Схемы присутствуют, но количество их ограничено.
Лабораторный практикум носит исследовательский характер. Включены приёмы самооценки здоровья путём сравнения личных результатов функциональных проб и физиологических тестов с нормативными.
Изучение тем сопровождается демонстрациями. Они направлены на развитие познавательного интереса, объясняющие процессы, протекающие в организме человека.
Последним важным компонентом школьного учебника биологии является аппарат ориентировки. Наибольшее значение играют следующие составные части аппарата ориентировки: оглавление, рубрикат и сигналы-символы, которые во всех учебниках представлены в полной мере.
Исходя из анализа, можно сделать вывод, что основную мотивационную, информационную, дидактическую нагрузку по вопросу сохранения здоровья авторы возлагают на основной текст учебника, в то время как обладающие огромными возможностями другие структурные компоненты задействованы в меньшей мере.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, сохранение здоровья, иллюстративный материал, основной текст, учебно-методический комплект, биология, учебник, авторская линия, авторский коллектив, дополнительный текст.

Похожие статьи

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, собственное здоровье, программа, изучение, состояние здоровья учащихся, основная школа, общее образование, авторский коллектив, учащийся.

Организация методики формирования ценностей здорового...

...методики формирования ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста [Текст]

Здоровый образ жизни — категория, сливающая биологические

Навыки здорового образа жизни — это основная, жизненно необходимая привычка, которая...

Современный учебник истории как средство организации...

Основные термины (генерируются автоматически): учебник, всеобщая история, аппарат ориентировки, иллюстративный аппарат, учащийся, урок, работа, дополнительный текст, греко-персидские война, Древний мир.

Вставки о здоровье на уроках в начальной школе как...

— Я буду здоровым! Вставка3.Письмо текстов.

Основные термины (генерируются автоматически): вставка, ребенок, витамин С, слово, русский язык, начальная школа, Картофель, здоровье, здоровый образ жизни, время грозы, урок.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

— Краснодар, 1997. 127 стр.. Попов, С. В.Валеология в школе и дома [Текст]: учебник: (о физическом благополучии школьников) / С. В. Попов.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, учебной, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, осуществляемых в оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Основным содержанием внеклассных занятий с детьми выступает материал учебной программы по физической культуре, который используется с целью

здоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

здоровье, гигиеническая информация, начальное общее образование, учебный процесс, безопасный образ жизни, проведение

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, собственное здоровье, программа, изучение, состояние здоровья учащихся, основная школа, общее образование, авторский коллектив, учащийся.

Организация методики формирования ценностей здорового...

...методики формирования ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста [Текст]

Здоровый образ жизни — категория, сливающая биологические

Навыки здорового образа жизни — это основная, жизненно необходимая привычка, которая...

Современный учебник истории как средство организации...

Основные термины (генерируются автоматически): учебник, всеобщая история, аппарат ориентировки, иллюстративный аппарат, учащийся, урок, работа, дополнительный текст, греко-персидские война, Древний мир.

Вставки о здоровье на уроках в начальной школе как...

— Я буду здоровым! Вставка3.Письмо текстов.

Основные термины (генерируются автоматически): вставка, ребенок, витамин С, слово, русский язык, начальная школа, Картофель, здоровье, здоровый образ жизни, время грозы, урок.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

— Краснодар, 1997. 127 стр.. Попов, С. В.Валеология в школе и дома [Текст]: учебник: (о физическом благополучии школьников) / С. В. Попов.

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, учебной, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, осуществляемых в оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Основным содержанием внеклассных занятий с детьми выступает материал учебной программы по физической культуре, который используется с целью

здоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

здоровье, гигиеническая информация, начальное общее образование, учебный процесс, безопасный образ жизни, проведение

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья...

Задать вопрос