Библиографическое описание:

Козлова В. И. Системные признаки педагогической технологии [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 25-29.

Многообразие педагогических технологий (ПТ) – одна из реалий современной педагогической картины миры. В настоящее время проблемы педагогических технологий исследуются в теоретическом и научно-прикладном направлениях. В теоретическом плане осуществляется поиск статуса педагогической технологии как категории педагогики; формируется целостное представление об её сущности, структурных составляющих; изучаются научные основы технологии в различных сферах педагогической деятельности (дидактической, воспитательной, управление образованием); исследуются методология и теория проектирования педагогических технологий; в целом создаются основы теории педагогической технологии. Существует целый спектр технологий, различающихся своими концептуальными и педагогическими основаниями. Различие существующих трактовок понятия «педагогическая технология», на наш взгляд, объясняется субстратами, которые исследователи усматривали в этом явлении.

1. С инструментально – технической точки зрения ПТ трактуется М. Кларком, Г.К. Селевко: ПТ – применение в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии (М. Кларк)[10].

2. С процессуальных позиций педагогическая технология рассматривается В.П. Беспалько, М.И. Махмутовым, М.А. Чошановым: ПТ - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов)[18].

3. В операционно-деятельностном контексте ПТ исследуется С.А.Мавриным, Г.Ю. Ксензовой, С. Сполдингом и т.д.: ПТ - операционно-организованная деятельность педагога (учителя), взаимодействующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путем некоего педагогического стандарта на специфической методической основе (С.А. Маврин)[13].

4. На организационно-проектировочную направленность педагогической технологии указывают М. Жилетт, В.М. Монахов, Д.Финн, Э.В. Фокин: ПТ - модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса (В.М. Монахов)[14].

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том что, педагогическая технология занимает свое законное место в ряду прочих технологий, поскольку обладает сходными с любой технологией критериями, а именно: концептуальность, целенаправленность, организационность, управляемость, прескриптивность, процессуальность, праксиологичность, оптимальность, воспроизводимость (таб. 1).

Таблица 1

Технология (Т)

Педагогическая технология (ПТ)

концептуальность

Технология зарождается в голове человека, организующего процессы, средства преобразования действительности в соответствии со своими представлениями о ней (И. Бекманн).

ПТ разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит философская позиция автора (В.В. Пикан).

целенаправленность

Т предполагает четкое формулирование целей, гарантированно приводящих к достижению результата (И. Бекманн)

ПТ предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых (И.Я. Лернер).

организационность

Для Т характерна упорядоченность во времени и пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, их полная взаимоувязка по всем параметрам (производительность, скорость и т.д.) (А.Д. Бондаренко).

ПТ– есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П.Митчелл).
Упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластенин).

управляемость

Т - система средств, методов организации и управления процессом преобразования действительности (Г.И. Шеменев).

В основе ПТ лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.(В.Ф.Шаталов)

прескриптивность

Т есть совокупность предписаний, приемов и методов (В.Г. Горохов).

ПТ – это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Д. Цветков).

процессуальность

Основу Т составляет процесс взаимодействия человека с природой, его жизнедеятельности и опыта. Т- процесс формирования некоторых материальных средств (В.И. Гнатюк).

ПТ – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта (М.А. Чошанов).

праксиологичность

Т - совокупность средств производства, применяемых в практической деятельности (Х Ортега-и – Гассет, Ю.С. Мелещенко).

ПТ - применение в практике образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии (М. Кларк).

оптимальность

Цель Т - достижение максимально возможного результата минимальными средствами (Ф. Рапп).

ПТ - операционно организованная деятельность педагога (учителя), взаимодействующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путем некоего педагогического стандарта на специфической методической основе (С.А. Маврин).

воспроизводимость

Т - совокупность процессов и сами процессы, составляющие действующую, практическую технологию, воспроизводимую аналогичными средствами в аналогичных условиях (Г.И. Шеменев).

ПТ воспроизводима любым преподавателем, гарантирует достижение планируемого результата всеми обучающимися (В.В. Пикан).


Анализ трактовок понятия «педагогическая технология» обнаруживает стремление авторов обобщить технологические методы, приемы в некие «множества», «совокупности». М.В. Кларин рассматривает педагогические технологии уже как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [9]. Созвучна высказанной идее и формулировка ЮНЕСКО: «Педагогические технологии – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия; ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». Все это направляет логику исследования феномена педагогических технологий в русло применения системного подхода.

Выступая в качестве средства представления объекта научного познания, система попадает в число фундаментальных и универсальных методологических категорий. С этих позиций, система – это «специфический способ организации знаний о реальности, специально рассчитанный на наиболее эффективное использование этих знаний для осуществления некоторого целенаправленного взаимодействия с реальностью» [16].

Система определяется прямым переводом с греческого “systhеma” – «состав», т.е. составленное из частей; комплекс взаимодействующих тем или иным способом компонентов [2].

Основываясь на антологических философских позициях, системология утверждает, что система - фундаментальное понятие современной науки и определяет её как:

1) комплекс взаимодействующих компонентов; ограниченное множество взаимосвязанных элементов [1];

2) совокупность элементов находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой [8]; не просто совокупность единиц, а совокупность отношений между этими единицами [15];

3) конечное множество элементов, объединенных динамическими и статистическими отношениями, которое с необходимостью и достаточностью обеспечивает наличие целенаправленных свойств, позволяющих решать системопорождающее противоречие в определенных внешних условиях [5];

4) совокупность элементов, связанных взаимодействием, и, в силу этого, выступающих как единое целое по отношению к окружающей среде [3]; множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями [12];

5) отражение в сознание субъекта свойств объектов и их отношение в решении задачи исследования, познания» [17].

Среди основных системообразующих принципов современная системология [7] называет:

1. Целостность (интегративность, эмерджентность) – свойство объектов как совокупности составляющих их элементов организованных в соответствии с определенными признаками. Целостность системы проявляется в возникновении новых интегративных свойств, не свойственных отдельным образующим её компонентам.

2. Структурность – совокупность компонентов, принципиально необходимых для функционирования исследуемой и создаваемой системы [6].

3. Организационность - понятие организации наряду с количественной характеристикой упорядоченности выражает также направленность этой упорядоченности [4]. Это свойство проявляется в снижении энтропии (степени неопределенности) системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы.

4. Целенаправленность- это стремление системы к достижению цели. Цель - это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему.

Итак, наука утверждает, что мир, бытие и мышление, природа и общество системны. Глубокое понимание мира как связанного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня. Именно поэтому системный подход занимает прочное место в педагогических исследованиях.

Разработка «педагогической версии» системного подхода соответствует уровню конкретно-научной методологии:

- системных исследований, в рамках которой разрабатываются проблемы: определения специфики педагогических объектов как систем,

- выстраивания программ исследования объектов педагогической действительности как а) педагогических систем, б) уникальных систем,

- определения стратегии практико-ориентированного исследования, имеющего целью использование системных представлений для проектирования, построения и совершенствования реальной педагогической системы [11].

Исследования феномена «педагогическая технология» в контексте системного подхода позволили нам обнаружить в этом явлении основные системообразующие признаки (таб. 2).

Таблица 2

ПТ

Cистема

целенаправленность

ПТ свойственна диагностично заданная цель, то есть корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимися, как ожидаемый результат обучения и способы его диагностики. (А.В.Сластенин)

Цель - это состояние к которому стремиться система. В современной системологии цель – это направленность поведения открытой нелинейной системы, наличие «конечного состояния»(завершающего лишь некоторый этап её развития). (В.Н.Садавский)

организационность

ПТ востребует научно-обоснованного выбора характера воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с учащейся молодежью производимый в целях максимального развития личности, как субъекта окружающей действительности (Э.В. Фокин)

Организованность характеризуется наличием определенной организации, что проявляется в снижении энтропии (степени неопределенности) системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы

структурированность

ПТ предполагает наличие структурированой совокупности действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях (Е.А. Леванов)

Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, которые в свою очередь также являются системами, т.е. как таковых элементов не существует, (А.Холл)

целостность (эмерджентность)

ПТ представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особенным закономерностям (И.П. Подласый)

Целостность - ограниченность системы в пространстве; появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них. (М.С.Каган)

Проведенное сравнение позволяет сделать вывод о том, что педагогическую технологию можно с полным правом назвать системой.

В нашем представлении, педагогическая технология – целостная система целей, предписаний, методов и средств, необходимых для проектирования, организации и осуществления процесса педагогического взаимодействия.

ПТ – интенсивно развивающаяся отрасль педагогической теории, призвание которой состоит в том, чтобы определить идеи и принципы, законы и закономерности, модели и классификации, понятия и научные факты воспитания и образования человека в четырех взаимосвязанных аспектах: овладение системой отношений, системой знаний, системой норм и системой ценностей, которые дают возможность личности формироваться и реализовываться.


Литература:
  1. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность.- М.: Мысль, 1976. – 188 с.

  2. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. – М.: Политиздат, 1981. – 432 с.

  3. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. – Каунас: Швиеса, 1984.-169 с.

  4. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке//Проблемы методологии системного исследования / Под ред. И.В.Блауберг и др. - М.: Мысль, 1970.- 455с.

  5. Вальт Л.О. Соотношение структуры и элементов // Вопросы философии. – 1963. № 5. – С.45-48.

  6. Волкова В.Н. Развитие определения системы // В сб. тр. Международная научно-практическая конференция: Системный анализ в проектировании и управлении.- СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.- С.12-14.

  7. Грачев Н.Н., Шевцов М.А. О признаках систем. - М.: Норма, 2008

  8. Исследования по общей теории систем / Под ред. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина, - М.: Прогресс, 1969.

  9. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. - Рига: Эксперимент, 1996, 118 с.

  10. Кларк М. Экономика планирования общественных работ. - Округ Колумбия: Правительственная типография, 1935.

  11. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике.: Монография. - Хабаровск: Изд-во ХКИПП ПК, 2001 – 152 с.

  12. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса.- М.: Политиздат, 1976.- 300 с.

  13. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии. - М.,1993. – 98 с.

  14. Монахов В.М. Оптимизиция объема и структуры учебного материала // Сов.педагогика. – 1981.- № 12.

  15. Чошанов М.А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США // Педагогика.-2000.- №4.

  16. Раппорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем //Общая теория систем.- М.: Мир, 1966.- 230с.- С. 82-105.

  17. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В.Н.Волковой и А.А. Емельянова – М.: Финансы и статистика, 2006.-846с.

  18. Черняк Ю.И.. Системный анализ в управлении экономикой. - М.: Экономика, 2000.- 326с.


Основные термины (генерируются автоматически): педагогической технологии, педагогических технологий, педагогической технологии формирования, системного подхода, педагогической деятельности, педагогической системы, теории педагогической технологии, признаки педагогической технологии, статуса педагогической технологии, направленность педагогической технологии, педагогическая технология, «педагогическая технология», трактовок понятия «педагогическая, точки зрения ПТ, операционно-деятельностном контексте ПТ, реалий современной педагогической, понятия «педагогическая технология», Значение педагогической технологии, организации педагогической системы, новой педагогической технологии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос