Библиографическое описание:

Мендыбаева М. М., Дюсембаева Т. К. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 89-91.



Социализация и интеграции детей с нарушением интеллекта, занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые государством и обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь. Как свидетельствует практика, при благоприятных условиях, человек, имеющий дефект развития, может стать полноценной личностью, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию по обучению и воспитанию детей с ОВР. Отрадно, что складывается система специального образования нового вида, позволяющая комплексно решать многие проблемы на государственном уровне.

С 2014 учебного года в образовательный процесс школы-интерната были включены дети со сложной структурой дефекта, с выраженными интеллектуальными нарушениями. Данная категория учащихся с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас более чем на 50 % ниже, чем у детей 1-го отделения. Отставание от сверстников 1-го отделения особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность. Нынешние условия обучения требуют от педагога использование новых технологий.

Современный урок — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, а встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Своеобразие текущего момента состоит в том, что новые условия ведения современного урока в коррекционной школе предполагают личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, здоровьесберегающий подход в обучении. Одним из таких технологий является технология педагогического проектирования учебного процесса. Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: целесообразности (по направленности); творчества (по содержанию деятельности);технологичности (по уровню педтехники); оптимальности (по выбору эффективных средств); продуктивности (по результату).

Итак, педагогическое проектирование — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.

Проектирование содержания педагогической деятельности на уроке предполагает:

  1. Целеполагание — блок построения целей учебной деятельности; переход от понимания учителем стандарта к конструированию системы целей.
  2. Диагностика — блок самостоятельных работ, фиксирующих факт и уровень достижения целей. Содержание стандарта переводится на язык деятельности учащихся.
  3. Дозирование домашнего задания — объем знаний, обеспечивающих успешное прохождение диагностики.
  4. Логическая структура учебного процесса — трехуровневая модель, содержащая последовательность уроков, структуру учебного материала, поле программ развития.
  5. Коррекционная деятельность — направленная на улучшение качества приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Сущность, этапы иформы педагогического проектирования

1. Сущность педагогического проектирования. Термин «проектирование» (от лат. projektus — «брошенный вперед») заимствован педагогикой из технического знания. Что он означает? Проектирование — это опережающее создание того, что затем будет сделано в натуральном виде. Педагогическая деятельность, особенно в последнее время, стала избыточно сложной, потому что стремительно развивается педагогическое знание (имеется значительный объем научно-педагогической и методической педагогической литературы); растет число методов, средств и форм обучения, воспитания, развития; выявляется все большее число факторов, влияющих на педагогические отношения: быстро обновляющееся знание, перенасыщенность программ информацией, слабая подготовка учащихся, сложная структура дефекта и т. д.

Педагогу все труднее овладеть этими знаниями и еще труднее ими пользоваться.

А педагогическое проектирование, вобрав в себя многие идеи технического проектирования, позволит оптимизировать деятельность преподавателя.

Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов.

С какой целью преподаватель создает проект? При проектировании педагог познает и создает новую, еще не существующую реальность, чтобы изменить несовершенную практику, сделать свою деятельность совершеннее, эффективнее.

Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.

2. Объекты педагогического проектирования.

Что проектирует педагог? Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогические процессы — это главный объект проектирования для педагога. Педагогический процесс — это единство тех факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов при их непосредственном взаимодействии и подчинены дидактическим принципам.

Педагогические ситуации — это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Педагогические ситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Ситуации создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и т. д. и разрешаются тут же. Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс подгонки педагогического процесса под конкретных людей, с учетом реальной обстановки.

3. Этапы иформы педагогического проектирования.

Этап проектирования. Проектирование — это разработка созданной модели до уровня практического использования. Результатом проектирования является проект. Например, проект календарно-тематического (перспективно-тематического) плана, проект плана урока и т. д.

Этап конструирования. Конструирование — это создание материального основания для осуществления разработанного проекта на практике. Результатом конструирования является создание конструкта. Конструкт — это то, с помощью чего будет реализован проект в конкретных условиях реальными участниками. Например, если проектом является календарно-тематический план, то конструктами будут планы занятий. Если проект — план урока, то конструкты — это его методическое обеспечение (содержание заданий, тесты, вопросы, средства обучения и др.) Итак, деятельность учащихся и педагога предваряет педагогическое проектирование. К формам педагогического проектирования относятся: рабочие учебные планы, рабочие учебные программы, календарно-тематические (перспективно-тематические) планы, планы уроков, планы учебно-воспитательной работы и т. д.

Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает использование новых образовательных технологий, методик обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития, социальной адаптации учащихся с ОВР.

Для многих педагогов знание форм педагогического проектирования является весьма актуальным, что позволяет педагогу совершенствовать в методическом плане. Проектирование педагогического процесса может быть использовано учителем в любом виде творческой деятельности. Данная технология будет успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов. Насколько данная технология будет эффективной, наверное, покажет время.

Литература:

  1. Послание народу «Казахстанский путь-2050» Н. А. Назарбаев.
  2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.- с.5.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогического проектирования, педагогического процесса, педагогическое проектирование, педагогического проектирования учебного, Сущность педагогического проектирования, Уровень педагогического проектирования, Объекты педагогического проектирования, формам педагогического проектирования, Цель педагогического проектирования, иформы педагогического проектирования, форм педагогического проектирования, создание педагогического процесса, Проектирование педагогического процесса, подгонки педагогического процесса, часть педагогического процесса, деятельности педагога, Педагогические ситуации, учебного процесса, Педагогическое проектирование, творческой деятельности педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос