К вопросу о педагогических технологиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 831 раз

Библиографическое описание:

Кобзева Н. А. К вопросу о педагогических технологиях // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 142-144. — URL https://moluch.ru/archive/28/3199/ (дата обращения: 22.10.2018).

В статье представлен анализ некоторых научно-педагогических исследований понятия педагогическая технология.

Ключевые слова: образовательные, педагогические технологии, технологический подход к обучению

The article presents an analysis of some scientific and educational research concepts of educational technology

Key words: educational technology, technological approach to teaching

В педагогической науке и практике появляются и получают развитие педагогические технологии. В источниках как научного, так и публицистического характера предпринимаются попытки соединения разных взглядов, точек зрения на раскрытие сущности и содержания педагогических технологий.

Изучение этой проблемы как зарубежными, так и отечественными учеными, позволило получить более полное представление о педагогических технологиях, как на методологическом, так и на практическом уровне. Обозначилось содержание “педагогической технологии” как педагогической категории, определились и иерархические уровни развития педагогических технологий.

Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)[1]. Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов)[2]. Педагогическая технология – это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов)[3].

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)[4].

В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех. За рубежом, прежде всего в США, интерес к образовательным технологиям возник в середине XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения, т.е. обучения с помощью технических средств. Термин «образовательные технологии», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом.

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы [5].

Долгое время считалось, что если найти определенные приёмы или методы, то желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила множество средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения не всегда были однозначны.

Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвана помочь технологизация педагогического процесса.

Особенность преимуществ применения современных образовательных технологий: меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе - контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

Понятие "образовательная технология" является более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов), так как образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие "педагогическая технология" относится ко всем разделам педагогики.
В зарубежной литературе используются следующие близкие термины:

technology in education - технологии в образовании,

technology of education - технологии образования,

educational technology - педагогические технологии.

Зарубежные подходы к определению педагогических технологий представлены как

определениями, которые связанны с использованием в педагогическом процессе различного оборудования, так и определениями, основанными на комплексном использовании технических и человеческих ресурсов.

Например, М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключается в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени.

Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации: оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д. Другими словами технология в образовании – это аудиовизуальные средства.

Д. Финн заметил, что только наивные люди считают, что технология это просто комплекс аппаратуры и учебных материалов. Но это и способ организации, образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина».

П.Д. Митчелл в результате анализа более ста источников, связанных с изучаемой дефиницией, считает, что педагогическая технология это область исследования и практики в рамках системы образования, имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов.

На основе анализа публикаций зарубежных и российских исследователей можно сделать следующие выводы.

Технологический подход к обучению означает:

1.Постановку и формулировку учебных целей, ориентированных на достижение предполагаемого результата обучения.

2.Организацию хода обучения в соответствии с учебными целями.

3.Оценку текущих результатов и их коррекцию.

Признаки педагогической технологии:

  1. цели (для чего необходимо преподавателю ее применять);

  2. наличие диагностических средств;

  3. закономерности взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие программировать педагогический процесс;

  4. система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

  5. средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся.

В связи с этим значимыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях

Таким образом, педагогическая технология обучения может рассматриваться как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.


Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.// Издательство: Педагогика - 1989.

  2. Чошанов М.А. Дидактика и инженерия //Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, -2010 г.

  3. Монахов В. М. Методологические основы теории // 2006 г. - Педагогический журнал Казахстана "Коллеги"!

  4. Кларин М.В. Развитие "педагогической технологии" и проблемы теории обучения //Советская педагогика – 1984 - № 4, с. 117-122

  5. Сакович С.М. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании // URL: http://www.mai.ru/events/sfiro/articles.php

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, педагогический процесс, образование, педагогическая практика, средство, технологический подход.


Похожие статьи

Педагогические технологии в образовательной практике

Педагогические технологии в образовательной практике. Автор : Караматова Зарина Фатиллоевна.

Основные термины (генерируются автоматически) : педагогическая технология, технология обучения, критерий технологичности, технологический процесс...

Понятие «технология обучения» в современной педагогике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

уровня развития, внедрения научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого...

Применение педагогических технологий с целью улучшения...

В настоящее время с целью улучшения учебного процесса в системе образования применяются педагогические технологии. Внедрение педагогических технологий в учебной процесс — требование времени.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

педагогическая технология, технология обучения, содержание обучения, учебный материал, педагогическая система, учебный процесс, обучение, средство, педагогическая практика, дидактическое задание.

Применение современных педагогических технологий в среднем...

На современном этапе в педагогической практике активно используется понятие педагогической технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая...

Современные педагогические технологии на основе личностной...

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [3, с. 75].

Современные образовательные технологии в мировом...

В педагогических технологиях содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

средства педагогического взаимодействия; – организация учебного процесса

Проектирование технологий обучения как педагогическое...

Анализ состояния современной практики использования педагогических технологий в образовательном процессе показывает, что наиболее разработанной является область технологий обучения...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогические технологии в образовательной практике

Педагогические технологии в образовательной практике. Автор : Караматова Зарина Фатиллоевна.

Основные термины (генерируются автоматически) : педагогическая технология, технология обучения, критерий технологичности, технологический процесс...

Понятие «технология обучения» в современной педагогике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

уровня развития, внедрения научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого...

Применение педагогических технологий с целью улучшения...

В настоящее время с целью улучшения учебного процесса в системе образования применяются педагогические технологии. Внедрение педагогических технологий в учебной процесс — требование времени.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

педагогическая технология, технология обучения, содержание обучения, учебный материал, педагогическая система, учебный процесс, обучение, средство, педагогическая практика, дидактическое задание.

Применение современных педагогических технологий в среднем...

На современном этапе в педагогической практике активно используется понятие педагогической технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая...

Современные педагогические технологии на основе личностной...

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [3, с. 75].

Современные образовательные технологии в мировом...

В педагогических технологиях содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

средства педагогического взаимодействия; – организация учебного процесса

Проектирование технологий обучения как педагогическое...

Анализ состояния современной практики использования педагогических технологий в образовательном процессе показывает, что наиболее разработанной является область технологий обучения...

Задать вопрос