Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 21.04.2015

Статья просмотрена: 1931 раз

Библиографическое описание:

Бодичева Л. В. Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 101-103. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7933/ (дата обращения: 21.07.2018).

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. В настоящее время технологии, основанные на достижениях физики, химии, энергетики, биологии, математики, информатики и других наук, произвели технологическую революцию.

Технологический подход в производственной сфере — представление производственных процессов как технологий — стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

С введением в школе федеральных государственных стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, изменяются требования и к учителю. Развивать метапредметные компетенции обучающихся может учитель, который владеет в совершенстве технологиями обучения.

Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуре (по Г. К. Селевко):

1.      Сущность технологии, отражающая главную решаемую проблему, основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление развития учебно-воспитательного процесса.

2.      Целевые ориентации технологии. Система целей является стержнем, удерживающим стройность технологии и придающим ей лицо. Обращение к категории «цель» характеризует позицию, ориентацию на определенную сферу развития человека. Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии.

3.      Концептуальная основа педагогической технологии. Это краткое описание основных идей, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, применяемые методы воспитания.

4.      Организационные особенности технологии рассматриваются с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствие целей социальному заказу.

5.      Процессуальная характеристика (методические особенности технологии). Раскрываются комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, особенности методики, диагностика, планирование.

6.      Учебно-методическое обеспечение (учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические, оценочные материалы, наглядные и технические средства обучения) [3, c.61–62].

Технологизация обучения — это направление педагогической науки, исследующее и открывающее закономерности и принципы, оптимальные способы и средства эффективного достижения образовательных целей на основе технологического подхода к процессу обучения и развития обучающихся.

Педагогическую технологию определяют как область знаний о проектировочной деятельности, позволяющую, используя язык технологических процедур проектирования, переводить педагогическую позицию, педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом объекте в форму проекта, который может быть реализован в образовательной практике.

В более широком смысле образовательная технология состоит из:

-        проектирования и представления планируемых результатов обучения;

-        создания и использования средств диагностики учебных достижений обучающихся в предметных областях и сформированности компетенций:

-        набора моделей обучения, средств и методов активизации познавательной деятельности;

-        критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий обучения;

-        широкого использования компьютерной и аудиовизуальной техники, активных форм обучения, современной организации образовательного процесса и самостоятельной работы.

Объектами технологизации в образовательной деятельности должны быть: цели; содержание; организационные способы восприятия, переработки и представления информации; формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.

Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения обучающихся, результатом чего становится успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных организаций.

Признаками технологичности образовательного процесса являются:

-        детальное описание образовательных целей;

-        поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов;

-        системное применение психолого-педагогических и технических средств передачи, представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;

-        системное использование обратной связи в целях корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;

-        гарантированность достигаемых результатов;

-        воспроизводимость процесса обучения вне зависимости от мастерства педагога;

-        оптимальность соотношения затрачиваемых ресурсов и усилий.

Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательной организации и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса, и как специальным образом сконструированные под заданную цель наборы методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательных отношений, которые должны гарантировать достижение поставленных образовательных целей и свободу их осознанного выбора. [2, c.319]

Основные дидактические идеи технологизации с учётом компетентностного подхода должны учитывать:

-        гарантии достижения конечного результата;

-        универсальность для любой образовательной организации, любого учебного предмета, любого педагога, любого обучающегося;

-        проектирование технологической карты по каждому предмету на весь период обучения через систему микроцелей — компетенций;

-        диагностичное целеполагание в категориях компетенций, определённых ООП;

-        диагностику как констатацию достижения или недостижения обучающимся требований ООП на каждом этапе обучения;

-        технологизацию как новые возможности целесообразного, объективного и достаточно четкого управления учебным процессом и его качеством по конечным результатам.

-        использование новых организационных форм:

·         образовательные экспедиции;

·         турниры способностей (метапредметные олимпиады);

·         организационно — деятельностные игры;

·         проекты;

·         сетевые проекты;

·         мастерские;

·         тренинги;

·         метапредметное занятие, метапредметный урок;

·         метапредметный семинар;

·         рефлексивные сессии;

·         веб-квест;

·         урок-кейс.

При технологизации обучения меняется статус учителя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса. Проектирование образовательного процесса — одно из наиболее трудоёмких и ответственных видов деятельности педагога. В этом контексте учитель рассматривается не только как специалист в определённой предметной области, но и, прежде всего, как педагог-менеджер или режиссер, лицо, несущее личную ответственность перед обучающимися и самим собой, отвечающее за последствия результатов обучения. Учитель, не имеющий собственного профессионального опыта, вряд ли сможет качественно организовывать учебную деятельность по освоению профессии. [1, c.173]

Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения учителя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнёрство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон — всё это становится перманентной доминантой отношений и формы взаимодействия обучающихся и обучающих, а также тех и других между собой.

Новизна подходов в условиях компетентностного обучения требует, чтобы педагоги сами усвоили:

-        алгоритм работы над новыми организационными формами уроков;

-        способы/техники проблематизации деятельности обучающихся;

-        техники консультирования;

-        технологию оценки уровня сформированности компетенций обучающихся.

Для этого необходим опыт:

-        разработки проектного замысла в составе группы;

-        инициации и приемов мотивации работы обучающихся;

-        сопровождения в качестве руководителя;

-        оценивания уровня сформированности результатов по компетенциям;

-        оценивания потенциала предмета для формирования компетенций;

-        освоения технологий разработки и применения КОЗ (компетентностно-ориентированных заданий), кейсов по методу Case Study (анализ конкретных ситуаций), проектов, деловых и имитационных игр и других активных форм.

Применение активных форм организации обучения, применения современных педагогических технологий можно считать одним из основных путей формирования и развития компетенций обучающихся при реализации ФГОС.

 

Литература:

 

1.                  Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012, c.173

2.                  Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. Монография. Волгоград. Перемена, 2006, c.319

3.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998, с.61–62

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, технологический подход, краткое описание, образовательная деятельность, образовательная организация, образовательная технология, педагогическая технология, учебный процесс.

Похожие статьи

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

...образовательный процесс, технологический подход, краткое описание, образовательная деятельность, образовательная организация

Применение образовательных технологий в учебном процессе. В образовании очень важно конструировать педагогический процесс по...

образовательный процесс, технологический подход, краткое...

Технологизация образовательного процесса при реализации... образовательный процесс, технологический подход, краткое описание, образовательная деятельность, образовательная организация, образовательная технология, педагогическая технология...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Средства педагогического взаимодействия: Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель; Результат деятельности.

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков.

Педагогические технологии в образовательной практике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство. Технологизация образовательного процесса при реализации...

Применение современных педагогических технологий в среднем...

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности...

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

...язык, урок, учебная деятельность, учебный процесс, познавательная деятельность, образовательный процесс, учебный материал

Проблемное обучение как образовательная технология. проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс...

Новое качество образования как результат технологизации...

образовательный процесс, модульное обучение, учебный процесс, модульная программа, модульная технология, общее образование, качество образования, модульный подход, образовательная деятельность...

Современные педагогические технологии в дошкольном...

В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в

Грамотная организация проектной и исследовательской деятельности в образовательном.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Одним из таких технологий является технология педагогического проектирования учебного процесса.

Итак, педагогическое проектирование — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

...образовательный процесс, технологический подход, краткое описание, образовательная деятельность, образовательная организация

Применение образовательных технологий в учебном процессе. В образовании очень важно конструировать педагогический процесс по...

образовательный процесс, технологический подход, краткое...

Технологизация образовательного процесса при реализации... образовательный процесс, технологический подход, краткое описание, образовательная деятельность, образовательная организация, образовательная технология, педагогическая технология...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Средства педагогического взаимодействия: Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель; Результат деятельности.

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков.

Педагогические технологии в образовательной практике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство. Технологизация образовательного процесса при реализации...

Применение современных педагогических технологий в среднем...

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности...

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

...язык, урок, учебная деятельность, учебный процесс, познавательная деятельность, образовательный процесс, учебный материал

Проблемное обучение как образовательная технология. проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс...

Новое качество образования как результат технологизации...

образовательный процесс, модульное обучение, учебный процесс, модульная программа, модульная технология, общее образование, качество образования, модульный подход, образовательная деятельность...

Современные педагогические технологии в дошкольном...

В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в

Грамотная организация проектной и исследовательской деятельности в образовательном.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Одним из таких технологий является технология педагогического проектирования учебного процесса.

Итак, педагогическое проектирование — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

Задать вопрос