Знакомство детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сафина А. М. Знакомство детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8323/ (дата обращения: 16.08.2018).

Одной из основных задач дошкольного образования является приобщение к культуре родного края, его национальным особенностям, что позволит в перспективе развития личности ребенка воспитать в нем уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому, несомненно, что детям национальных республик Российской Федерации необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов [3, с.119].

Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание обучающихся является одной из основных задач учреждения дополнительного образования детей и молодёжи. Знакомство с творчеством национальных писателей воспитывает любовь к родным песням и родному языку, любовь к своей Родине.

Габдулла Тукай- основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя гражданственности, народности и реализма. Продолжая и развивая многовековые идейно-эстетические традиции как восточных, так и русско-европейских литератур, опираясь на собственно-национальные истоки и живые родники устного народного творчества, он создал поэтическую школу, под благотворным влиянием которой выросло целое поколение не только татарских, но и других тюркоязычных поэтов и писателей, что является давно признанной истиной.

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.

Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре.

В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов — Пушкина и Лермонтова. Их стихи покорили сердце начинающего поэта.

Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.

Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.

Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.

Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева «Вакыт» («Время»). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.

Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.

Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.

За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф. Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.

Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее «светозарной», городом науки и искусства.

Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: «Мне говорили, что больница — это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете».

В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, «от голода и чахотки».

Габдулла Тукай) вошел в историю татарской литературы как великий поэт, заложивший основу новой национальной поэзии, как один из основоположников современного татарского языка. Творческая деятельность поэта продолжалась всего восемь лет. Он умер в возрасте 27 лет, оставив после себя свыше 10 тысяч стихотворных строк (более 400 стихов, 9 поэм), около 50 листов прозы (350 рассказов, очерков и воспоминаний).

Произведения Габдуллы Тукая как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста

Габдулла Тукай — великий татарский поэт. Он широко знаком своими произведениями для детей. Его творчество играет особую роль в детской литературе, как средстве развития и воспитания детей.

Произведения Г. Тукая основаны на народном творчестве. А фольклор является эффективным средством нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Сказки и стихи автора написаны простым, понятным языком, он смотрит на мир детскими глазами и описывает явления окружающего мира очень четко и ясно для детей. Произведения народного поэта учат детей различать добро и зло.

Читая поэмы «Су анасы» («Водяная») и «Шурале» дети попадают в таинственный фантастический мир, через который у детей рождается любовь к красоте и природе. Так же эти произведения имеют нравственный смысл. «Водяная» учит детей не трогать чужие вещи и нести ответственность за свои поступки. Читая поэму «Шурале» у детей развивается гордость человеческим умом, смекалкой. Ведь не зря говорят «Силой победишь одного, а умом — тысячу».

Стихотворения Г. Тукая побуждают детей учиться, трудиться, стараться доводить начатое дело до конца. Произведения «Кызыклы шкерт” (“Забавный ученик”) и “Эшк нд” объясняют детям, что приучаться к труду надо с ранних лет.

— Ну давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой!

Смело стой на задних лапках! Чур, не падать, прямо стой!

— Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем еще щенок,

Мне всего недель двенадцать... Не хочу учить урок!

Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.

На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.

— Глупый песик! Нужно к делу приучаться с малых лет,

Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!

Поэт хочет донести детям, что на основе всех благ и счастья лежит труд и усердие самого человека.

Важную и основную роль в воспитании ребенка дошкольного возраста играет родной язык. Габдулла Тукай посвятил огромное количество стихотворений и поэм родному языку, родному краю и красоте родной природы.

«О язык родной певучий, о родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать.

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать» («Родной язык»).

«Я многое увижу, ведь жизнь еще длинна.

И ждет меня, наверно, дорога не одна.

Но только, где б я ни был, и что б ни делал я,

Ты в памяти и сердце, родная сторона!» («родная деревня»).

Через эти строки автор передает маленьким читателям всю красоту и важность родного языка и незаменимость родного края. Дети восхищаются неповторимыми пейзажами и природой, прививают любовь и уважение, гордость своим родным языком.

Подводя итог, можно сказать, что творчество Габдуллы Тукая является не иссекаемым источником для развития детей дошкольного возраста. Через его произведения мы воспитываем у детей любовь к добру, красоте, труду, уму и родному языку, своей Отчизне.

Памятные места Казани, связанные с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая

В городе Казани Республики Татарстан сохраняется немало памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая. Они находятся прежде всего на территории Старотатарской слободы, которая в течение нескольких веков была единственной хранительницей городской культуры казанских татар, средоточием её социально-экономической, политической и культурной жизни, духовным центром татарской нации. Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две — Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к Кабану.

Тукай жил в номерах «Булгар» (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа).

Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском районе.

Эпилог

До конца своих дней поэт оставался твердо убежденным в том, что лишь совместно с другими народами России татарский народ обретет свое счастье. Он с уверенностью говорил: «Когда появляется какое-либо общее дело, когда начинают веять ветры прогресса, — нации, как бы преодолев сковывавшее их уединение, собираются вместе»... («По случаю юбилея», 1913). Именно идея исторического единства народов служила краеугольным камнем народности, патриотизма и интернационализма татарского поэта.

 

Литература:

 

1.      Перевод Р.Морана Оригинал на татарском: Кызыклы Шәкерт (Из сборника: Тукай Г. Избранное: Стихи и поэмы/Габдулла Тукай; Сост. Г. М. Хасанова, С. В. Малышев. — Казань: Татар. кн. изд–во, — 2006. — 192 с.).

2.      Онар М. “Тукай — символ величия татарского народа” (на татарском языке) / Мустафа Онар // Татарстан. — 2006. — № 4. — С. 46.

3.      Тукай Г. Стихи. Поэмы (1901–1908): Сочинения в пяти томах. — Казань: Татарское книжное издательство, 1985. — Том I (на татарском языке). — 406 с.

4.      Тукай Г. Стихи. Поэмы (1909–1913): Сочинения в пяти томах. — Казань: Татарское книжное издательство, 1985. — Том II (на татарском языке). — 400 с.

5.      Тукай Г. Проза. Публицистика (1904–1906): Сочинения в пяти томах. — Казань: Татарское книжное издательство, 1985. — Том III (на татарском языке). — 391 с.

6.      Тукай Г. Проза. Публицистика (1907–1913): Сочинения в пяти томах. — Казань: Татарское книжное издательство, 1985. — Том IV том (на татарском языке). — 351 с.

7.      Я прихожу к Тукаю (на татарском языке). — Казань: Татарское книжное издательство, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): казань, родной язык, поэт, дошкольный возраст, ребенок, родной край, Татарстан, произведение, национальная поэзия, Пушкин.

Похожие статьи

Роль русской литературы в творчестве Габдуллы Тукая

Но не только традиции национальной и классической восточной поэзии питали его творчество.

Он сделал прекрасные переводы на татарский язык произведений А.С. Пушкина, М.Ю

Писатели и ученые о татарском народном поэте. Казань: Таткнигоиздат.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте.

Основные термины (генерируются автоматически): народное творчество, ознакомление детей, родной край, ребенок, общественная жизнь, произведение, сказка...

Приобщение к народным традициям детей старшего...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Воспитание у младших школьников интереса к национальной...

Свои первые музыкальные переживания ребенок должен получать на родном языке.

Казань: Татарское книжное издательство, 1990.

— 205 с. 30. Закизанова, Л. З. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через культуру, традиции и обычаи татарского...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Мини— рассказы детей «За что ялюблю свой город». Вед: Люблю я город свой, люблю я край родной

Многие художники, поэты посвящали морю свои произведения! В нашем городе, например, жил и творил знаменитый художник Киселёв.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Становление краеведения в России как элемента педагогического...

В дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с краеведческими сведениями о родном... Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика».

Татарстан, Татарский обком, Казань, краеведение, Россия, работа, Российская Империя, Сибирь...

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре...

Произведения русского и татарского фольклора дают детям прекрасные образцы русского и татарского языков.

Основные термины (генерируются автоматически): татарский народ, дошкольное учреждение, ребенок, традиция, исток русской, родной край, приобщение детей...

Особенности работы по ознакомлению детей старшего...

Изучение творчества С. А. Есенина, великого русского поэта, воспевшего родной Рязанский край, является

В данной статье рассмотрены некоторые методические аспекты работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством поэта С. А. Есенина.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль русской литературы в творчестве Габдуллы Тукая

Но не только традиции национальной и классической восточной поэзии питали его творчество.

Он сделал прекрасные переводы на татарский язык произведений А.С. Пушкина, М.Ю

Писатели и ученые о татарском народном поэте. Казань: Таткнигоиздат.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте.

Основные термины (генерируются автоматически): народное творчество, ознакомление детей, родной край, ребенок, общественная жизнь, произведение, сказка...

Приобщение к народным традициям детей старшего...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт, музыкальный фольклор.

Воспитание у младших школьников интереса к национальной...

Свои первые музыкальные переживания ребенок должен получать на родном языке.

Казань: Татарское книжное издательство, 1990.

— 205 с. 30. Закизанова, Л. З. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через культуру, традиции и обычаи татарского...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Мини— рассказы детей «За что ялюблю свой город». Вед: Люблю я город свой, люблю я край родной

Многие художники, поэты посвящали морю свои произведения! В нашем городе, например, жил и творил знаменитый художник Киселёв.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Становление краеведения в России как элемента педагогического...

В дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с краеведческими сведениями о родном... Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика».

Татарстан, Татарский обком, Казань, краеведение, Россия, работа, Российская Империя, Сибирь...

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре...

Произведения русского и татарского фольклора дают детям прекрасные образцы русского и татарского языков.

Основные термины (генерируются автоматически): татарский народ, дошкольное учреждение, ребенок, традиция, исток русской, родной край, приобщение детей...

Особенности работы по ознакомлению детей старшего...

Изучение творчества С. А. Есенина, великого русского поэта, воспевшего родной Рязанский край, является

В данной статье рассмотрены некоторые методические аспекты работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством поэта С. А. Есенина.

Задать вопрос