Библиографическое описание:

Ахмедова С. А., Стародубцова М. В. Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3583/ (дата обращения: 16.12.2017).

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания дошкольников следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.

Культура народа локализована: связана с традициями данной местности и демократична, поскольку в ее создании участвуют все желающие [1,с.152]. Ребенок получает духовную поддержку и жизненную опору, через народное творчество он может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию.

Перед знакомством старших дошкольников с традиционной культурой родного края проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру русского и татарского народов в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса оказались положительными.

На основе программы «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) [3] и общей задачи дошкольного учреждения, а именно: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития», спланирована организационно — педагогическая работа.

Групповые помещения дошкольного учреждения оснащены предметами, выполненными в национальных традициях родного края, созданы уголки старинного русского и татарского быта. Методическая работа отвечает поставленной задаче, в дошкольном учреждении обучают и педагогов и родителей. Для педагогов проводятся семинарские занятия. Темы занятий включают в себя как теоретические вопросы, так и методику работы с детьми и родителями по выбранному направлению. Семинары проводят педагоги дошкольного учреждения.

Для достижения поставленной цели по приобщению детей к истокам русской народной культуры выбраны следующие направления работы:

  • ознакомление с бытом и трудом русского и татарского народа;

  • приобщение детей к истокам русской и татарской праздничной и традиционной культуры;

  • ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского и татарского народа.

Наряду с обычными занятиями в разных разделах при перспективном планировании учитываются темы по этнокультурному развитию детей:

  • цикл занятий познавательного характера (два занятия в месяц непосредственно посвящаются ознакомлению с культурой русского и татарского народов, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря);

  • занятия по изобразительной деятельности, связанные тематически с познавательными занятиями;

  • занятия по ознакомлению с художественной литературой: произведениями русского и татарского народного творчества.

Музыкальный руководитель планирует свою работу с народными песнями и традиционной пластикой русского и татарского этноса. Завершается изучение каждой темы комплексными занятиями или развлечениями.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде. Так, приобщая детей к истокам русской и татарской народной культуры, педагоги развивают у старших дошкольников национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививают любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитывают добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого формируется эмоционально окрашенные чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, что способствует лучшему пониманию ценностей родного языка, развивает самостоятельность, инициативу и творческие способности у детей в самостоятельной и художественно–творческой деятельности.

В повседневной деятельности в режиме дня продолжается работа по закреплению темы месяца. Разные виды игр являются существенным дополнением к познавательным занятиям. Подвижные народные игры проводятся чаще, чем обычно. Особое внимание уделяется играм — драматизациям. Для того чтобы донести до понимания старших дошкольников своеобразие русского и татарского фольклора, широко используются русские и татарские народные сказки с последующей их театрализацией в музыкально — театральном кружке «Народная сказка». Произведения русского и татарского фольклора дают детям прекрасные образцы русского и татарского языков. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык пословиц; веселые детские стишки, потешки, пестушки; выразительный, меткий язык народных сказок о животных; насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских и татарских народных волшебных сказок. В детском саду собраны современные книги с народными произведениями [2,4].

Педагоги знакомят детей с народными традициями, исполняют вместе с детьми русские и татарские народные песни, прослушивают народную музыку, заучивают пословицы, поговорки, заклички. Организуют детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения: Осенины, Уныш Байрам, Рождество Христово, Колядки, Масленица, Сабантуй, Навруз Байрам, Ураза Байрам, Пасха, Веснянка.

На таких мероприятиях звучит много пословиц, поговорок, загадок о труде, урожае, о доброте, гостеприимстве русского и татарского народов, их традициях. Здесь же дети обучаются игре на национальных музыкальных инструментах, проводятся народные подвижные игры и затеи, детей знакомят с особенностями национальной кухни.

При организации детских праздников соблюдаются принципы, характерные для народного досуга: это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Сделать праздник интересней помогают музыкальные инструменты, на которых играют и дети и взрослые. Игра на детских музыкальных инструментах усиливает впечатления от праздника, дает возможность показать гостям умения и навыки в этой области, тем самым закрепляет уверенность ребенка в своих силах, возможностях.

Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места родного города: краеведческий музей, Школу искусств, детскую библиотеку, музей Боевой Славы.

В содержание работы входит знакомство с декоративным прикладным искусством русского и татарского народов. Это известные во всем мире образцы русского декоративно-прикладного искусства: Хохлома и Городецкая росписи, по которым оформлены альбомы с образцами работ. Дети рассматривают образцы вышивки, кружевные изделия ручного плетения на коклюшках (ныртинские кружева), изделия из бисера, выполненные в традициях народного искусства; куклы в национальных костюмах, изготовленные ручным способом с применением традиционных видов вышивки, ткачества, аппликации, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, расписные прялки, ткацкий станок и другие экспонаты, открывающие особенности русского и татарского быта и творчества.

Определены наиболее эффективные методы и приёмы приобщения детей к истокам русской и татарской культуры. Это игровые методы и приёмы: сюрпризные моменты, дидактические игры «Старинное-нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта», «Лавка сувениров» и т. д. Продуктивны приемы сравнения, вопросы поискового характера, метод моделирования и конструирования, метод проектов.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.

В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций.

В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности. Подражая близким, любимым людям, следуя их жизненным урокам, ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающим миром. Важно, чтобы смысл традиций был понятен всем членам семьи: взрослые и дети должны чувствовать «объединяющую силу» семейных традиций.

В исследованиях отечественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге с использованием народных традиций в семейном воспитании русских, татарских и других народов (Т. М. Баринова, Г. Н. Гришина, С. А. Козлова).

Использование потенциала семьи осуществляется путём привлечения родителей к проведению занятий, их участия в выставках семейного творчества, устройства презентаций национальных раритетов. Родители охотно предоставляют альбомы с фотографиями, предметы быта и искусства, хранящиеся в семье или привезённые из путешествий. Педагоги и родители вместе с детьми участвуют в игровом исполнении старинных обрядов, в совместном изготовлении блюд национальной кухни, предметов национальной одежды. Такой воспитательный подход не только создаёт атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволяет старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получают право давать детям советы, наставления, приказания.

Весьма важным качеством у русского и татарского народов является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей — большое искусство, которому старшие с любовью обучают младших.

Родители помогают проводить экскурсии в музеи, участвуют во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской и татарской народной культуры имеет положительные результаты:

  • у детей расширяются представления о многообразии культуры;

  • обогащаются представления о характерных особенностях народных промыслов;

  • у дошкольников формируется художественно-образное мышление;

  • развивается эмоционально-этическая сфера;

  • формируется любовь к Родине и своим национальным корням.

Освоение культурных традиций родного края в детском саду — это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно — развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей русского и татарского народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения.

Научная новизна представленного опыта заключается в том, что:

  • осуществлено комплексное рассмотрение функционирования русских и татарских традиций и обычаев в условиях дошкольного учреждения;

  • раскрыты разные варианты использования традиций в единой системе дошкольного и семейного воспитания.


Литература:

  1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2005.- 448с.
  2. Литература народов России /сост.: Хайруллин Р. З., Бирюкова С. К.- Изд.: Дрофа, 2009.-415с.
  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. -304с.

  4. Сказки народов России (Антология)/Сост.: В. Занков, Ю.Оленичева. –Изд.: Оникс, 2011.-192с.
Основные термины (генерируются автоматически): родного края, татарского народов, культуре родного края, истокам русской, татарского народа, старших дошкольников, татарского быта, воспитание дошкольников, истории родного края, дошкольного учреждения, татарского фольклора, Патриотическое воспитание дошкольников, образцы русского, татарского народного творчества, Похожая статья, татарской народной культуры, родного языка, традициях родного края, традиционной культуре родного, татарского этноса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос