Автор: Перова Елена Николаевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 24.02.2017

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Перова Е. Н. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 53-55.



За последние годы произошло много глобальных событий в политической, экономической, культурной жизни страны. Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Можно смело утверждать, что у молодого поколения упал интерес и уважение к прошлому России. Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской народной культурой весьма актуальна. Возникла необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, испытывал гордость за свою Родину. У каждого народа свои национальные воспитательные традиции, особенности, которые народ стремится передать будущим поколениям, чтобы не утратить свою самобытность.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Социальный заказ государства, вариативность системы дошкольного образования способствуют использованию инновационных подходов. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева и В. Г. Безносова является будущим «полноправным членом социума», ему предстоит осваивать, сохранять и передавать далее культурное наследие народа.

По мнению Г. Н. Волкова «культура» понимается как созданное и накопленное человеком материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию личности, а М. А. Викулина даёт такое определение: «Культура — совокупность достижений человеческого общества в искусстве, науке и т. д., спасение его от бездуховности». [4, с. 7].

Перед педагогами всегда стояла и стоит извечная проблема: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию детей, предполагающего формирование духовности, ориентации на общечеловеческие ценности. Духовность, по мнению педагога Г. П. Шевченко [4, с. 3], — это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность.

Использование и освоение в работе с детьми культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. «Первый воспитатель — народ», говорил К. Д. Ушинский [9, с. 239]. Он считал, что воспитание состоит в том, чтобы подготовить почву для ребёнка, которого надо растить в атмосфере насыщенной живыми яркими образами, яркими красками его страны. Сущность народной культуры выражает традиция. Традиция — то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений [7, с. 807].

С дошкольного детства развивается духовность ребенка, формируется гражданская позиция, усваиваются социокультурные нормы, культурные традиции. Поэтому мы постарались насытить педагогический процесс в ДОУ активными формами приобщения ребёнка к культурному наследию народа, отдав предпочтение фольклорным формам. В Рождество мы разучиваем песенки — колядки, устраиваем забавы, рассказываем, что Святки — время для помощи слабым, больным людям и делаем подарки. Ходим с Рождественской звездой колядовать в другую группу. В Масленицу поём заклички, перетягиваем канат, рядимся, устраиваем потехи, угощаемся блинами, сжигаем чучело Масленицы, играем в народные игры, водим хороводы, просим друг у друга прощения и т. д. Итоги праздников мы обсуждаем вместе с детьми. Иногда младшие дошкольники идут к старшим и показывают развлечения с народными играми и обрядами. Часто на народные праздники мы приглашаем братьев и сестёр наших воспитанников из другой группы, т. к. в ДОУ есть многодетные семья. Эти дети не являются пассивными участниками мероприятий. Для всех мы находим интересное дело. У младших детей в главных ролях сотрудники ДОУ или родители, которые приходят с угощением, обрядовой едой (блины, рождественское печенье в форме животных).

Работая над данной темой, обязательным условием было для нас узнать, что про народную культуру и традиции думают родители наших воспитанников. Анкетирование выявило, что у них низкий уровень знаний о русской культуре (76 %). Многие молодые родители не знают своих корней, а 64 % семей считают, что этим вообще должны заниматься детский сад и школа. В основном они одобряют нашу работу. Мы старались активизировать родителей созданием альбомов: «Моя семья», «Семейные традиции». Но, к сожалению, очень немногие смогли рассказать о своих семейных традициях.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы используем следующие фольклорные формы: пестушки, колыбельные, заклички, пословицы и поговорки, загадки, сказки, хороводы, подвижные игры и т. д.Пестушки помогают нам наладить контакт с ребёнком, развлечь или отвлечь его, если он плачет, капризничает, не хочет кушать и т. д. Замечательные колыбельные, которыепросты по содержанию, помогают ребенку заснуть. Мы ввели в практику слушание детьми колыбельных песен перед сном.Заклички — от слова «звать, просить, обращаться» к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру).Они почти исчезли из современной речи, но мы используем их на прогулках, праздниках и развлечениях. Широко нами используются в работе пословицы и поговорки, так как эти короткие меткие высказывания, как заповеди, отражают сущность человеческих отношений. Знакомство с ними позволяет нам формировать у детей уважительное отношение к родителям, чувство заботы и ответственности к сестрам и братьям, любовь к природе, родному краю. Загадки помогают нам развивать у детей мышление, наблюдательность. Но к подбору загадок мы подходим очень тщательно, так, чтобы они соответствовали возрасту детей.Используеммы и хороводы, так как онисвязаны с театрализованными действиями, с красивыми текстами. В хороводных сюжетах показана красота русской природы, элементы народного быта. Яркие эпитеты, повторение текста, простая мелодия хороводных песен помогают детям познакомиться с историей русского народа. И самая любимая детьми форма народного фольклора, используемая нами в работе — русские народные сказки. Сказка помогает нам формировать у детей нравственные ценности: девица трудолюбива, добрый молодец сильный, смелый, любящий Родину. Они стремятся подражать положительным героям сказки, сопоставляют свои поступки с поступками героев, что в дальнейшем помогает развитию качеств личности ребенка. Красота языка сказки, образность её выражений играют свою роль в восприятии детьми сказки, в развитии их речи.

К работе над сказкой мы подключаем родителей: они с удовольствием шьют костюмы для инсценировок, готовят головные уборы, находят и приносят домашнюю утварь (крынки, чугунки, коромысло, ухват и др.). На участке нашей группы родители смастерили домик и расписали его (сказки: «Теремок», «Колобок», «Кот, Петух и Лиса»), сделали из толстых спилов стволов деревьев стол и три стульчика (сказка «Три медведя»). Всё это стимулирует детей поиграть в сказку и самостоятельно.

Для того, чтобы наши воспитанники, проживающие в городе и не имеющие возможности выехать в деревню, смогли познакомиться с бытом и традициями русского народа мы создали в ДОУ (в разновозрастной младше — средней группе) уголок «русской горницы». Эта горница не является музеем. Мы её используем для НОД, инсценировок и для игр. Дети старше — подготовительной группы пользуются ей эпизодически с воспитателем. При ознакомлении с русской горницей младшие дошкольники знакомятся с предметами быта русской избы, с их назначением, способами изготовления. В убранство горницы мы внесли и подлинные предметы, которые своей добротностью воздействуют на душевное состояние ребенка: чугунки, крынки, самовар, полотенца ручной работы, скамьи, прялки, т. е. предметы которые часто упоминаются в русских народных сказках. Замечательную печь в горницу нам смастерили родители. Она у нас плоскостная двухсторонняя, сделана в виде большой ширмы. Мы используем её в образовательной деятельности с двух сторон (с одной стороны печь белёная, с расшитыми петухами прихватками и занавесками, а с другой стороны — оформлена под сказку). Здесь мы проводим игры, развлечения, чаепития с родителями, дни рождения детей.

Так же мы привлекаем детей старшей группы к показу сказок для малышей с помощью настольного театра. Старшие развивают речь, память, а младшие учатся внимательно слушать. Сказка помогает детям осознать, что добро побеждает зло, но не само по себе, а путём преодоления трудностей.

Много внимания мы уделяем и русским народным подвижным играм. Об их пользе для развития ребёнка писали многие ученые (Л. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и др.), они отмечали, что в национальных играх ребенок знакомится с привычками, обычаями народа; считали, что народная игра — ценнейшее средство всестороннего развития личности ребенка, развивающая нравственные качества: честность, дисциплинированность, товарищество. К сожалению, родители не всегда готовы поддержать ребёнка в народной игре, так как не знают правил этих игр и не умеют в них играть. Дети, придя из детского сада, знакомят родителей с их играми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что приобщение младших дошкольников к русскому фольклору является важным условием для воспитания у них любви к Родине, национальной культуре, народным традициям. Об этом замечательно пишет В. А. Сухомлинский: «Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поколений. Память, простирающаяся через века. Только поэтому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются. Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность, как частицу народа». [8, с. 7]

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155) // Российская газета. Федеральный выпуск 25 ноября 2013г. № 6241.
  2. Апполонова Н. М. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры: Методическое пособие. – Нижний Новгород. Нижегородский областной институт усовершенствования учителей, 1991 г.
  3. Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: АПО, 1995 г.
  4. Викулина М. А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Н. Новгород, НИРО, 1995 г.
  5. Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества: учебно-методическое пособие / под ред. Г. Г. Григорьевой. – Часть 1. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012 г.
  6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.
  7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка; 4 издание. М, 2001 г.
  8. Сухомлинский В. А. Родина в сердце; 2 издание. М., Молодая гвардия, 1980 г.
  9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004 г.
Основные термины (генерируются автоматически): русской народной культуры, истокам русской народной, русского народа, младшего дошкольного возраста, русской народной культурой, Приобщение детей, младшие дошкольники, дошкольного образования, Элементы русской народной, истокам русской национальной, детей младшего дошкольного, русской горницей младшие, личности ребенка, наследия русского народа, предметами быта русской, педагогический процесс, традициями русского народа, историей русского народа, красота русской природы, человеческих отношений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос