Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 24.02.2017

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Перова Е. Н. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11945/ (дата обращения: 22.06.2018).



За последние годы произошло много глобальных событий в политической, экономической, культурной жизни страны. Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Можно смело утверждать, что у молодого поколения упал интерес и уважение к прошлому России. Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской народной культурой весьма актуальна. Возникла необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, испытывал гордость за свою Родину. У каждого народа свои национальные воспитательные традиции, особенности, которые народ стремится передать будущим поколениям, чтобы не утратить свою самобытность.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Социальный заказ государства, вариативность системы дошкольного образования способствуют использованию инновационных подходов. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева и В. Г. Безносова является будущим «полноправным членом социума», ему предстоит осваивать, сохранять и передавать далее культурное наследие народа.

По мнению Г. Н. Волкова «культура» понимается как созданное и накопленное человеком материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию личности, а М. А. Викулина даёт такое определение: «Культура — совокупность достижений человеческого общества в искусстве, науке и т. д., спасение его от бездуховности». [4, с. 7].

Перед педагогами всегда стояла и стоит извечная проблема: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию детей, предполагающего формирование духовности, ориентации на общечеловеческие ценности. Духовность, по мнению педагога Г. П. Шевченко [4, с. 3], — это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность.

Использование и освоение в работе с детьми культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. «Первый воспитатель — народ», говорил К. Д. Ушинский [9, с. 239]. Он считал, что воспитание состоит в том, чтобы подготовить почву для ребёнка, которого надо растить в атмосфере насыщенной живыми яркими образами, яркими красками его страны. Сущность народной культуры выражает традиция. Традиция — то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений [7, с. 807].

С дошкольного детства развивается духовность ребенка, формируется гражданская позиция, усваиваются социокультурные нормы, культурные традиции. Поэтому мы постарались насытить педагогический процесс в ДОУ активными формами приобщения ребёнка к культурному наследию народа, отдав предпочтение фольклорным формам. В Рождество мы разучиваем песенки — колядки, устраиваем забавы, рассказываем, что Святки — время для помощи слабым, больным людям и делаем подарки. Ходим с Рождественской звездой колядовать в другую группу. В Масленицу поём заклички, перетягиваем канат, рядимся, устраиваем потехи, угощаемся блинами, сжигаем чучело Масленицы, играем в народные игры, водим хороводы, просим друг у друга прощения и т. д. Итоги праздников мы обсуждаем вместе с детьми. Иногда младшие дошкольники идут к старшим и показывают развлечения с народными играми и обрядами. Часто на народные праздники мы приглашаем братьев и сестёр наших воспитанников из другой группы, т. к. в ДОУ есть многодетные семья. Эти дети не являются пассивными участниками мероприятий. Для всех мы находим интересное дело. У младших детей в главных ролях сотрудники ДОУ или родители, которые приходят с угощением, обрядовой едой (блины, рождественское печенье в форме животных).

Работая над данной темой, обязательным условием было для нас узнать, что про народную культуру и традиции думают родители наших воспитанников. Анкетирование выявило, что у них низкий уровень знаний о русской культуре (76 %). Многие молодые родители не знают своих корней, а 64 % семей считают, что этим вообще должны заниматься детский сад и школа. В основном они одобряют нашу работу. Мы старались активизировать родителей созданием альбомов: «Моя семья», «Семейные традиции». Но, к сожалению, очень немногие смогли рассказать о своих семейных традициях.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы используем следующие фольклорные формы: пестушки, колыбельные, заклички, пословицы и поговорки, загадки, сказки, хороводы, подвижные игры и т. д.Пестушки помогают нам наладить контакт с ребёнком, развлечь или отвлечь его, если он плачет, капризничает, не хочет кушать и т. д. Замечательные колыбельные, которыепросты по содержанию, помогают ребенку заснуть. Мы ввели в практику слушание детьми колыбельных песен перед сном.Заклички — от слова «звать, просить, обращаться» к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру).Они почти исчезли из современной речи, но мы используем их на прогулках, праздниках и развлечениях. Широко нами используются в работе пословицы и поговорки, так как эти короткие меткие высказывания, как заповеди, отражают сущность человеческих отношений. Знакомство с ними позволяет нам формировать у детей уважительное отношение к родителям, чувство заботы и ответственности к сестрам и братьям, любовь к природе, родному краю. Загадки помогают нам развивать у детей мышление, наблюдательность. Но к подбору загадок мы подходим очень тщательно, так, чтобы они соответствовали возрасту детей.Используеммы и хороводы, так как онисвязаны с театрализованными действиями, с красивыми текстами. В хороводных сюжетах показана красота русской природы, элементы народного быта. Яркие эпитеты, повторение текста, простая мелодия хороводных песен помогают детям познакомиться с историей русского народа. И самая любимая детьми форма народного фольклора, используемая нами в работе — русские народные сказки. Сказка помогает нам формировать у детей нравственные ценности: девица трудолюбива, добрый молодец сильный, смелый, любящий Родину. Они стремятся подражать положительным героям сказки, сопоставляют свои поступки с поступками героев, что в дальнейшем помогает развитию качеств личности ребенка. Красота языка сказки, образность её выражений играют свою роль в восприятии детьми сказки, в развитии их речи.

К работе над сказкой мы подключаем родителей: они с удовольствием шьют костюмы для инсценировок, готовят головные уборы, находят и приносят домашнюю утварь (крынки, чугунки, коромысло, ухват и др.). На участке нашей группы родители смастерили домик и расписали его (сказки: «Теремок», «Колобок», «Кот, Петух и Лиса»), сделали из толстых спилов стволов деревьев стол и три стульчика (сказка «Три медведя»). Всё это стимулирует детей поиграть в сказку и самостоятельно.

Для того, чтобы наши воспитанники, проживающие в городе и не имеющие возможности выехать в деревню, смогли познакомиться с бытом и традициями русского народа мы создали в ДОУ (в разновозрастной младше — средней группе) уголок «русской горницы». Эта горница не является музеем. Мы её используем для НОД, инсценировок и для игр. Дети старше — подготовительной группы пользуются ей эпизодически с воспитателем. При ознакомлении с русской горницей младшие дошкольники знакомятся с предметами быта русской избы, с их назначением, способами изготовления. В убранство горницы мы внесли и подлинные предметы, которые своей добротностью воздействуют на душевное состояние ребенка: чугунки, крынки, самовар, полотенца ручной работы, скамьи, прялки, т. е. предметы которые часто упоминаются в русских народных сказках. Замечательную печь в горницу нам смастерили родители. Она у нас плоскостная двухсторонняя, сделана в виде большой ширмы. Мы используем её в образовательной деятельности с двух сторон (с одной стороны печь белёная, с расшитыми петухами прихватками и занавесками, а с другой стороны — оформлена под сказку). Здесь мы проводим игры, развлечения, чаепития с родителями, дни рождения детей.

Так же мы привлекаем детей старшей группы к показу сказок для малышей с помощью настольного театра. Старшие развивают речь, память, а младшие учатся внимательно слушать. Сказка помогает детям осознать, что добро побеждает зло, но не само по себе, а путём преодоления трудностей.

Много внимания мы уделяем и русским народным подвижным играм. Об их пользе для развития ребёнка писали многие ученые (Л. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и др.), они отмечали, что в национальных играх ребенок знакомится с привычками, обычаями народа; считали, что народная игра — ценнейшее средство всестороннего развития личности ребенка, развивающая нравственные качества: честность, дисциплинированность, товарищество. К сожалению, родители не всегда готовы поддержать ребёнка в народной игре, так как не знают правил этих игр и не умеют в них играть. Дети, придя из детского сада, знакомят родителей с их играми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что приобщение младших дошкольников к русскому фольклору является важным условием для воспитания у них любви к Родине, национальной культуре, народным традициям. Об этом замечательно пишет В. А. Сухомлинский: «Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поколений. Память, простирающаяся через века. Только поэтому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются. Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность, как частицу народа». [8, с. 7]

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155) // Российская газета. Федеральный выпуск 25 ноября 2013г. № 6241.
  2. Апполонова Н. М. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры: Методическое пособие. – Нижний Новгород. Нижегородский областной институт усовершенствования учителей, 1991 г.
  3. Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: АПО, 1995 г.
  4. Викулина М. А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Н. Новгород, НИРО, 1995 г.
  5. Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества: учебно-методическое пособие / под ред. Г. Г. Григорьевой. – Часть 1. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012 г.
  6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.
  7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка; 4 издание. М, 2001 г.
  8. Сухомлинский В. А. Родина в сердце; 2 издание. М., Молодая гвардия, 1980 г.
  9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос