Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жукова, В. В. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры / В. В. Жукова, О. Н. Крикунова, А. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 17-22. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40638/ (дата обращения: 18.04.2024).



Одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения является приобщение детей к русской национальной культуре, ведь без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах. И вряд ли кто-то будет спорить с тем, что детские впечатления самые яркие. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Хочется поделиться с коллегами некоторыми наиболее удачными мероприятиями, которые мы провели в процессе работы над проектом по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Все мы когда-то были детьми и помним какое удовольствие нам доставляли святочные гулянья с их неотъемлемой частью колядками и таинственными гаданиями, поэтому одной из тем нашего проекта стали «Рождественские святки».

Нам удалось не просто познакомить детей с историей праздника, но и окунуться в атмосферу старины, познакомиться с традициями празднования Рождества и Рождественских святок (фото 1 «Коляда-коляда, отворяй ворота»)C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.473\1.JPG.

Очень кропотливая и интересная подготовительная работа была проведена по сбору информации при оформлении альбома «Рождественские традиции нашей семьи», в ходе которой дети узнали много нового о своих семьях, а родители, окунувшись в атмосферу детства пополняли наш альбом все новыми и новыми сведениями. Тут и более старшему поколению нашлась работа, наши бабушки с энтузиазмом взялись за оформление альбома «Рождественские приметы и суеверия», который мы с детьми с любопытством рассматривали, а некоторые приметы даже проверили экспериментальным путем. Кроме того, мы выучили огромное количество колядок, песенок и частушек, что невозможно было этим не воспользоваться. Шумной, веселой и ряженой гурьбой мы отправились славить Христа и колядовать по группам нашего детского сада. Дети, а вместе с ними и мы C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.882\2.JPGиспытали искренний восторг и радость от нашего шумного действа. А уж с какой радостью детвора разбирала мешок с колядочным угощеньем! (фото 2 «С плясками, с колядками, с большим мешком, да за вкусным пирожком»).

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.628\3.JPGНе упустили мы возможность заглянуть и в свое будущее. Организовали вечер святочных гаданий, где с большим удовольствием пели подблюдные песни, лили воск, задавали шуточные вопросы и тянули фанты с предсказаниями. (фото 3 «Раз в крещенский вечерок, ребятня гадала…»)

А закончились наши святочные гуляния умыванием крещенской водой.

Надо ли говорить о том, что дети были в восторге и начали интересоваться какой же следующий праздник по народному календарю?.

Еще одной яркой страничкой нашего проекта стала широкая масленица с ее неповторимым блинным ароматом и веселыми забавами.

Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами.

В ходе масленичной недели ребята узнали о том, как на Руси зиму провожали, кто такая Масленица, познакомились с легендами о том, почему люди сжигают соломенное C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.210\4.JPGчучело. Научились своими руками делать куколку, домашнюю масленицу, которой можно доверить свои сокровенные желания, изготавливать украшения для блинов.

Фото 4. Лоскутная кукла «Домашняя масленица»

С огромным удовольствием поиграли в народные игры и выучили большое количество весенних закличек.

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.522\5.JPGА наши родители помогли нам отыскать и красочно оформить старинные рецепты блинов, которые мы с удовольствием приготовили, попробовали сами и других угостили. Многие в нашем детском саду впервые попробовали пшенные и гречневые блины, а о блинах с припеком даже не слышали (фото 5 «Как на масленой неделе со стола блины летели!!!»)

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.372\6.JPGИтогом масленичной недели стало праздничное мероприятия на улице с традиционными играми, хороводами, песнями, веселыми конкурсами, неизменным поеданием блинов и сожжением масленичного чучела.

Фото 6. «Масленица годовая, наша гостья дорогая»

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.544\7.JPGВот так шумно и весело мы проводили зиму!

А впереди нас ждала встреча весны с закликанием птиц и выпеканием пышных жаворонков (фото 7 «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите!»)

C:\Users\101\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.276\8.JPGМы познакомились с историей и традициями празднования дня весеннего равноденствия, узнали откуда у этого праздника двойное название «Сороки» или «Жаворонки» и даже оформили альбом с легендами об этом дне. Дети с интересом подбирали иллюстрации, создавали различные творческие работы для оформления нашего альбома. И родители тоже не остались в стороне, поделились с нами рецептами теста для приготовления традиционной выпечки «Жаворонков». А бабушки удивили нас различными вариантами разделки теста для «Жаворонков». А потом и сами ребята продемонстрировали свое мастерство. Жаворонки получились на славу! (Фото 8 «Жаворонки пышные, румяные, золотистые»).

Кроме того, мы научились скручивать жаворонков из ткани, из бумаги, выучили весенние заклички, песенки, веснянки и подготовили для встречи птиц разнообразные скворечники, которые подарили детскому саду.

Ребята узнали много нового, интересного и конечно же им захотелось поделиться своими знаниями с другими детьми нашего сада. Мы подготовили театрализованное действо, с песнями хороводами, стихами, закличками и веселыми народными играми. Праздник удался на славу!

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Участвуя в таких мероприятиях, дети, родители и педагоги с увлечением передают свои знания и получают своеобразный творческий импульс.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность ребенка, способствуем воспитанию черт русского характера, русской ментальности, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее.

Литература:

  1. Князева О. Л., Маханева О. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. «Детство-Пресс», 2015.
  2. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. «Управление ДОУ», 2005.
  3. Дайн Г. Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. М., 2001.
  4. Картушина М. Ю. Русские народные праздники. М., 2006.
  5. Костомаров Н. И. Русские нравы. М., 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, русская национальная культура, Фото, блин, жаворонок, масленичная неделя, оформление альбома, приобщение детей, русский народ.


Похожие статьи

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Основные термины (генерируются автоматически): народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре как первый шаг на пути познания современного мира. Развитие творческих способностей посредством приобщения к культуре родного края. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре как...

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родитель, чувство любви, Знакомство детей, русский быт, русская культура, организованная образовательная

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...

Формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры. Задачи: ‒ Развивать любовь к фольклору, к его малым формам

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Через игру с народной игрушкой детей приобщаются к народной культуре.

Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. Павлова Л. Н. Фольклор малышам.

Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Основные термины (генерируются автоматически): народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре как первый шаг на пути познания современного мира. Развитие творческих способностей посредством приобщения к культуре родного края. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре как...

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родитель, чувство любви, Знакомство детей, русский быт, русская культура, организованная образовательная

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...

Формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры. Задачи: ‒ Развивать любовь к фольклору, к его малым формам

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Через игру с народной игрушкой детей приобщаются к народной культуре.

Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. Павлова Л. Н. Фольклор малышам.

Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос