Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума
Автор: Рябцева Светлана Игоревна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 29.04.2015
Статья просмотрена: 1490 раз
Библиографическое описание:
Рябцева, С. И. Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума / С. И. Рябцева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8073/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье отражён опыт 25-летней воспитательной работы со студентами техникума в качестве куратора.
Проблема социального воспитания детей и молодёжи являлась актуальной во все времена и для любого общества. Уже в древних памятниках русской литературы — “Поучения” Владимира Мономаха и “Домострое”- уделялось большое внимание различным аспектам воспитания детей. В нынешних условиях функционирования российского общества данный вопрос является во многом судьбоносным и во многом труднодостижимым. В отличие от советского образования в постсоветской России функция воспитания была принижена. Какой масштаб энтузиазма, профессионализма, преданности своему делу в “лихие” 90-е XX века продемонстрировали педагоги вопреки острейшим трудностям в современной России, продолжая уделять в образовательном процессе ключевое значение воспитанию подрастающего поколения. С начала XXI века образовательные учреждения стали ориентироваться на формирование компетенций. И только в последнее время наметилось “оживление” вокруг проблемы нравственного воспитания. В послании Президента Федеральному собранию в 2013 году В. В. Путин отметил о необходимости укреплять духовно-нравственную основу общества.
Конечно, первый важнейший шаг делает семья. Далее основная нагрузка ложится на образовательную институциональную среду. Усложнение социальных процессов, новые глобальные угрозы и вызовы требуют более активных, решительных, адекватных современной ситуации мер в отношении социального воспитания молодёжи. Это процесс крайне трудный, методически и идеологически тонкий, требующий новых эффективных подходов и технологий. Наша страна обладает богатейшим опытом по социальному воспитанию детей и молодёжи, его следует не разрушать, а всячески сохранять, использовать и развивать.
Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (неблагоприятная наследственность и плохая внешняя среда) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Необходимость целенаправленного организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование системы взглядов, убеждений и личностных свойств, соответствующих требованиям общества на определённом конкретно-историческом этапе, способностей личности нужных и полезных обществу и социализации личности.
Цель воспитания — это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. Целью воспитания выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовать определённые общественные функции и социальные роли. Цели подвижны, изменчивы.
В Российском современном образовании в качестве приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности. Выделяют параметры, на которые нужно обращать внимание в процессе воспитания:
- уровень интеллекта;
- умение преодолевать трудности;
- эмоциональная сфера;
- свойство характера.
Выбор принципов воспитания обусловлен мировоззрением педагога. Залогом успешности процесса воспитания является системный и комплексный подход.
Моя система воспитания нарабатывалась годами. Она объединила элементы ряда авторских школ (Макаренко, Сухомлинского, Ушинского, Иванова) с новыми концепциями воспитания прагматической и гуманистической.
Большую помощь мне в становлении концепции оказали тренинги, которые я проводила на этапе знакомства с группой. Я пришла к выводу, что нельзя не учитывать особенности менталитета в процессе воспитания. Если студент не почувствует от куратора свою нужность и важность, то он становится уязвим и не защищен, что нередко приводит к девиации.
Цель системы: способствовать развитию личности студента, профессионально компетентного специалиста
Задачи системы воспитания соответствуют этапам формирования коллектива:
1. социально-психологическая адаптация личности, естественная включённость в социальную среду;
2. консолидация, сплачивание;
3. усиление общей деятельности с учётом личных интересов для формирования конкурентно способного специалиста и развитой личности (три”C” саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование).
Куратор техникума обязан помнить — его воспитанник будущий руководитель среднего звена. Поэтому главная идея моей концепции — приобретение опыта достижения личного и коллективного успеха. Наглядным примером служит создание портфолио каждым студентом группы, которое является зеркалом его достижений, подчеркивает его индивидуальность
Роль куратора не должна быть завышена. Я согласна с мнением К. Роджерса, что воспитатель создаёт необходимые условия для развития личности. Выделяются личностные установки, реализующиеся в процессе межличностного взаимодействия с обучающимися:
- “истинность” и “открытость”;
- “принятие” и “доверие”;
- “эмпатическое понимание”.
Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации.
Главное правило куратора “не навреди”.
Приступая к осуществлению своей системы, я осознаю, что коллектив — это не самоцель, а инструмент для формирования личности.
В предложенной ниже таблице рассматриваются профессиограммы профессионально-педагогической направленности воспитательной системы. (Приложение. Таблица № 1).
Особенно важна роль куратора на начальном этапе формирования межличностных отношений в учебной группе. Первый этап самый продолжительный, кропотливый, трудоемкий по ритму, формам и средствам. Педагогическое общение должно быть направлено на создание наилучших условий для развития мотивации обучающихся и создания благоприятного эмоционального климата в коллективе.
Коллектив — это высокоорганизованная социальная группа, которая обладает повышенной эффективностью совместной деятельности. В хорошо организованных коллективах проявляется взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. В коллективе формируются самоуправление — это школа приобретения социального опыта.
Стремясь эффективно организовать учебный и воспитательный процесс, куратор должен наладить тесное взаимодействие с семьёй студента, стремясь вовлечь родителей в процесс обучения и воспитания. Необходимо использовать следующие формы работы с родителями: индивидуальное собеседование, минисобрание и расширенные родительские собрания, совместное проведение досуга.
Жизнь любого куратора всегда объективно очень напряжённая. У этого напряжения два полюса: один — творческое, созидательное напряжение, приносящие радость и удовлетворение от удачных совместных дел, от теплоты общения.
Но есть и другой полюс — напряжение бессилия перед непредсказуемостью поведения современной молодёжи. У семьи и у учебного заведения одни беды, одни проблемы, которые призвана решать система воспитания. Итоги и уроки которой оценит жизнь.
Педагогика не знает перерывов на обед или ремонт. Часть души куратор оставляет на работе. Успехи одного ребёнка в масштабах страны — песчинка в пустыне, а в пределах отдельно взятой семьи- VICTORIA!
Таблица 1
Влияние куратора на личность в процессе формирования коллектива учебной группы техникума
Этапы |
Задачи этапа |
Стиль управления |
Содержание деятельности педагога |
Роль педагога |
Роль родителей |
Проводимые воспитательные мероприятия |
Становление
|
Определение общих целей и близких перспектив Формирование деловых отношений между группировками. |
Требующий, настраивающий. |
Планирование и организация делового общения. Обучение деловому взаимодействию. Работа над созданием актива группы и авторитета куратора. Индивидуальная работа с родителями. Рефлексия. |
Организатор, вдохновитель |
Советник, консультант |
Тренинг “Знакомство”, Тренинг «Выбор актива». Экскурсия «Знакомство с техникумом». Участие в конкурсе “Дебют первокурсника” Благотворительные акции. Индивидуальные беседы с родителями. Родительские собрания. |
Утверждение |
Формирование общественного мнения на основе единых ценностей. Формирование эмоционально-психологического единства. |
Требующий, вводится коллегиальный |
Помощь активу в самоуправлении. Создание атмосферы сотрудничества и сотворчества. Использование влияния авторитета куратора в работе. Работа с родителями. Рефлексия. |
Организатор, сотрудник |
Консультант |
Участие в конференциях, конкурсах и викторинах. Тренинг профессиональной успешности. Посещение театров. Загородные экскурсии. Проведение родительских мини собраний и расширенных. |
Деятельностное участие. |
Формирование внутренней сплоченности. Сотрудничество, взаимодействие. Согласованность личных и общественных интересов. |
Консультирующий |
Сотрудничество в работе с активом группы. Использование влияния коллектива. Поддержка самоорганизующихся активных, работоспособных, творческих групп. Рефлексия. |
Консультант |
Наблюдатель |
Участие в художественной самодеятельности техникума. Участие в интернациональном фестивале. Организация совместного отдыха. Консультативные беседы с родителями. |