Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проектная деятельность в воспитательной работе классного руководителя

5. Педагогика общеобразовательной школы
1733
Поделиться
Библиографическое описание
Андреева, Л. Н. Проектная деятельность в воспитательной работе классного руководителя / Л. Н. Андреева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3159/.

В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, появляется много различных образовательных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс. К таким технологиям относится и метод проектов.

Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов был разработан ещё в 20–е годы XX века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «всё из жизни, всё для жизни».

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Сегодня же метод проектов занимает ведущее место среди технологий, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики.

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Данный метод ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей проблемы.

В основу метода проектов заложены идея, составляющая суть понятия «проект»; его практическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы с помощью знаний, полученных в ходе их деятельности; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Воспитательная система класса – плодотворная почва для применения метода проектов. Что меня как классного руководителя привлекает в данной технологии? В первую очередь, возможность настоящего дела, когда ребёнок видит результат своего труда, понимает важность того, что он делает, и начинает верить в свои силы, в то, что он талантлив, а значит, интересен. Через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле ребёнок чувствует себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации. Личность самоутверждается, развивается. Для классного руководителя это главное. Кроме того, проектная деятельность хороша тем, что во время работы над проектом каждый ученикнаходит себе дело по душе и по своим возможностям. Таким образом, в процессе работы каждый ребёнок активен, занят делом.

Впервые мы начали заниматься проектной деятельностью в 2007 году, когда мои воспитанники были в 7 классе. Сначала мы разработали правила работы в проектной группе:

  1. В команде все равны, нет лидеров.
  2. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от коллективной работы над проектом.
  3. Каждый должен уважать друг друга.
  4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Первый наш проект назывался «Подари дом птицам!». В начале работы над проектом участники определили цели, задачи, этапы деятельности, создали три творческие группы, каждая из которых должна была представить к концу проекта «домик» для пернатых. Каждая группа была разбита на несколько подгрупп:

  • художники занимались созданием эскизов скворечников,
  • искатели занимались поиском материала для скворечников;
  • плотники по готовым эскизам строили скворечники;
  • фотографы запечатлевали этапы создания скворечников, а затем получили задание сфотографировать «новосёлов».

Конечно, детям было сначала достаточно сложно, так как нужно было делать всё самостоятельно: принимать решения, искать, придумывать. Но каждый из них знал, что если он что-то не сделает, то подведёт товарищей. Поэтому работа закипела сразу. Приятно было видеть продукт их труда - скворечники, которые мы повесили на территории школы. И уже совсем скоро в домиках появились первые жильцы и весело защебетали на своём языке, разговаривая друг с другом. Невозможно передать то ощущение счастья и радости, которое испытали юные «строители», увидев результат своего труда. В этом году мои воспитанники закончили школу, а их скворечники продолжают радовать пернатых и нас, учителей и учеников, каждый день проходящих мимо чудо-домиков.

2008 год был объявлен в России Годом семьи. Это событие дало старт следующему проекту, который получил название «Моя семья. Моя родословная».

История семьи, традиционные семейные ценности, родословие… Все эти понятия в настоящее время обретают новое звучание. В контексте осуществления национальных проектов значительное внимание уделяется укреплению института семьи, что способствует возрождению России, преемственности поколений, воспитанию чувства любви к Родине. Этот процесс невозможно представить без знания своих истоков. Тенденции формирования современных культурных традиций таковы, что вопросы – кто мы и откуда, кем были наши предки – рано или поздно задаёт себе каждый, независимо от возраста. Знание своих корней даёт человеку ощущение солидарности и преемственности с членами собственного рода, способствует укреплению родственных связей, более успешной социализации детей, развитию патриотических чувств и исторического самосознания. Воспитать достойного гражданина своей страны совсем непросто, и осознание преемственности поколений, чувство духовной близости с теми, кто был в нашем роду до нас, играет в этом не последнюю роль, являясь одной из важнейших составляющих общего процесса воспитания детей.

Проект «Моя семья. Моя родословная»групповой. Но участниками группы стали не ученики класса, а члены семей учеников. Данный проект предназначен для обогащения отношений родителей и детей опытом диалогического, эмоционально насыщенного общения и совместной творческо – познавательной деятельности.

Цель проекта: формирование духовного единства семьи.

Задачи:

  1. Собрать и изучить информацию о своей семье, начать работу по созданию семейного архива.
  2. Развивать патриотическое самосознание учащихся через познание истории своей семьи.

На подготовительном этапе необходимо было теоретически подготовить учеников к работе над проектом, дать им представление о том, с чего начинать сбор информации, как строить генеалогическое древо, определить цели и задачи проекта, сформировать детско-родительские группы.

На поисково-исследовательском этапе дети совместно с родителями занимались сбором информации о своей семье, подключив к этому процессу представителей всего рода, составляли генеалогическое древо. Данный этап был самым интересным. Дети и родители узнали интересные факты из истории своей семьи.

На заключительном этапе была проведена конференция для родителей и учеников, на которой состоялась презентация проектов. Виды проектов были самые разнообразные: альбомы, экскурсии по фото-музею семьи, фильмы, видеоролики, презентации. А ученик Закиров Радмир со своим проектом «История моей семьи» стал победителем республиканского конкурса «Семейный очаг», посвященного Году семьи в Республике Татарстан.

В 2010 году Президент России Д.А. Медведев подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года учителя». Выдающиеся умы человечества не единожды отмечали: если страна хочет иметь морально и духовно здоровое молодое поколение, задумывается о своем будущем, она должна быть внимательнее к педагогам. Именно на них возложена миссия воспитателя, просветителя, целителя человеческих душ. И как бы ни менялось общество, труд учителя всегда будет той высокой миссией, благодаря которой общество будет иметь будущее, так как во все времена была и будет потребность в знании, духовности.

Профессия учителя уникальная. Она будет всегда. Никакой компьютер никогда не заменит человеческого общения. Педагоги учат не только словами, но и всем своим видом, поведением, отношением к делу. Стать нужным и навсегда остаться в памяти воспитанника возможно лишь при всеобъемлющей и безграничной любви к людям. Это и есть лучшая традиция учительства.

Справедливо сказано, что «писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей». Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

Наша школа богата славными именами прекрасных педагогов, сейчас уже ветеранов педагогического труда. Среди них есть заслуженные учителя РСФСР, кавалеры ордена Ленина и ордена «Знак почёта», отличники народного просвещения. Наша школа носит имя М.А. Ульяновой, матери В.И.Ленина, и имеет богатую историю. В 1922 году крестьяне нашего села написали письмо вождю пролетариата, в котором просили открыть школу для крестьянских детей имени его матери. Вскоре школа была открыта, первой учительницей стала племянница М.А.Ульяновой, Е.А. Жакова–Ардашева.

Ученики, зная богатую историю своей школы, решили обобщить весь материал в проекте «Летопись нашей школы».В ходе реализации проекта была проведена огромная работа по сбору информации об учителях – ветеранах, об истории школы. Ребята беседовали со старожилами села, учителями, выпускниками школы, работали с архивами школьного краеведческого музея и музея-заповедника В.И.Ленина, который находится на территории нашего села, узнали много интересного о школе и её учителях. Результатом проекта стало создание альбома «Ветераны педагогического труда», который был подарен школьному краеведческому музею. Презентация проекта была представлена на вечере встречи с выпускниками и нашла живой отклик в их сердцах.

В результате проектной деятельности мои воспитанники научились самостоятельно добывать знания и использовать их на практике, стали дружнее, организованнее, научились терпимее относиться друг к другу, уважать мнение других. А эти качества просто необходимы во взрослой жизни.


Литература:

  1. Дворцова Н.Б., Чанилова Н.Г. Инновационные технологии в воспитательном процессе ОУ: Учебно-методическоепособие для педагогических работников ОУ. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004.
  2. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое сообщество России,2005.
  3. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения: Директор школы. - 1995. - № 6

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный