Спортивная секция в ДОУ «Атлетическая гимнастика для малышей» и ее роль в физическом воспитании дошкольников с учетом гендерных особенностей | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Паршин А. М., Кочерыгина Н. М. Спортивная секция в ДОУ «Атлетическая гимнастика для малышей» и ее роль в физическом воспитании дошкольников с учетом гендерных особенностей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 67-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7890/ (дата обращения: 18.10.2018).

Ключевые слова: спортивная секция в рамках системы дополнительного образования в ДОУ; учет гендерных особенностей детей в процессе воспитания физической культуры в ДОУ.

 

«В современном мире существует всего две главные проблемы: энергия нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней», отмечает в своих трудах М. В. Качанов.

Современный мир достаточно серьезно озабочен вопросом долголетия. Ученые активно занимается всевозможными разработками и практикой их исследования в области фармакологии и медицины. Большое внимание уделяется программам пластической хирургии и пр. В то же время, люди часто забывают о простой истине — «искусство долголетия заключается в познаниях о здоровом образе жизни, в умении с детских лет следить за его состоянием, в навыках его поддержания, а так же в ответственном к нему отношении».

Последние медицинские исследования показывают, что число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет 10 % от количества детей, поступающих в школу. Так наше учреждение посещает всего 3,4 % детей, вошедших в первую группу здоровья по медицинским показателям.

В настоящее время педагогическое и медицинское сообщество придерживается такого определения понятию «здоровье», под которым понимается физическая, социально-психологическая, психоэмоциональная и духовно-нравственная составляющая.

А ученые из разных областей науки в последнее время все чаще приходят к выводу о том, что учет в педагогической практике гендерных особенностей должен стать важнейшим аспектом здоровьесбережения в целом.

Так, в обучении и воспитании физической культуры, к мальчикам и девочкам необходим, соответственно, различный профессиональный подход — они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают, и даже… дышат. Сохранять свое здоровье их тоже нужно учить с детства и по-разному.

Министерством образования и науки в ФГОС последнего поколения внесены важные коррективы в организации дошкольного и дополнительного образования, ориентируя педагогов на переход от общего (массового) к образованию персональному.

Особую актуальность приобретают подходы индивидуализации, персонализации, тьюторства. Концепция развития дополнительного образования детей делает акцент на то, что именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в пространство мотивирующее.

В этой связи, творческая группа педагогов нашего ДОУ пришла к решению осуществления гендерного подхода в разработках и реализации программ дополнительного образования, в том числе и в рамках работы секции «Атлетическая гимнастика для малышей».

С каждым годом увеличивается количество дополнительных образовательных программ в разных учреждениях. Нами было проведено пилотажное исследование методом анкетирования родителей, которое выявило запрос на организацию секции для мальчиков в нашем учреждении.

Вопросы, представленные в анкете, а так же ответы родителей представлены ниже (см. Таблица 1).

Таблица 1

Анкета для родителей

Вопросы анкеты

Ответы родителей

1

Какими бы вы хотели видеть в будущем мальчиков и девочек?

Сыновей — ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными.

Дочерей — ласковыми, красивыми, изящными.

2

Испытываете ли вы трудности в физическом воспитании детей? Если «да», то какие?

«Трудно заинтересовать и мотивировать ребенка».

«Я устала, а он еще нет; нехватка времени».

3

Занимаетесь ли вы с ребенком какими-либо спортивными играми или физическими упражнениями?

«Катаемся с горки; играем в шашки; ходим в лес; чистим дорожки; танцуем; играем в футбол, в снежки, в хоккей».

 

Результаты анкетирования педагогов убедили нас в необходимости углубленного подхода к проблеме гендерного воспитания (см. Таблица 2).

Таблица 2

Анкета для педагогов

Вопросы анкеты

Ответы родителей

1

Какими чертами, на ваш взгляд, обладают мальчики вашей группы?

«Неуверенность, слабость, нерешительность, неловкость, логическое мышление».

2

Какими чертами обладают девочки вашей группы?

«Воображение, логическое мышление, внимание, аккуратность, мягкость, нежность, целеустремленность».

3

Испытываете ли вы затруднения в воспитании девочек/мальчиков?

«Да, испытываю, в основном с мальчиками на занятиях — с трудом включаются в деятельность».

4

Знакомы ли вы с методами и приемами дифференциро-ванного подхода к детям с учетом гендерных различий

5

Как вы относитесь к тому, что в нашем ДОУ физическое воспитание мальчиков и девочек осуществляется раздельно?

«Для системной работы нужны мужчины-педагоги… и не только для занятий физической культурой».

 

Анализ созданных условий показал, что в нашем учреждении они оптимальны. Оснащение физкультурного зала и физкультурных уголков в группах проводится с учетом интересов девочек и мальчиков. Для последних специально организован тренажерный зал.

Организованная образовательная среда в ДОУ явилась основанием для реализации авторской программы секции дополнительного образования «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)». Данная программа направлена на воспитание физической культуры у мальчиков с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Программа включает: пояснительную записку, перспективный план мероприятий, а так же содержательный комплект приложений. В последнем широко представлены комплексы: разминок; атлетических упражнений; упражнений на развитие гибкости; кинезиологических упражнений; рекомендаций к выполнению атлетических упражнений; игр на преодоление двигательного автоматизма; релаксационных техник на снятие психоэмоционального напряжения; конспектов развлечений, итоговых и открытых занятий.

В расписание занятий ДОУ уроки физической культуры в спортивной секции атлетической гимнастики встроены с периодичностью до 2-х раз в неделю. Основные педагогические технологии реализуются:

1)        с учетом сенситивных периодов по формированию и совершенствованию двигательных способностей, умений, навыков, физических качеств и маскулинных черт характера у мальчиков с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах;

2)        с учетом осуществления общей физической подготовки по половому признаку. Более глубокая специальная подготовка мальчиков основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности, упражнений с элементами спортивной гимнастики и акробатики (кувырки, стойка на лопатках, перевороты боком, перекаты, различные виды прыжков, упражнения на перекладине, скамейке и гимнастической стенке, элементы борьбы, различные игры и соревнования).

Структура занятий состоит из следующих компонентов:

-          разминка (разогрев и подготовка мышц к упражнениям ОРУ);

-          атлетические упражнения и упражнения на развитие гибкости;

-          кинезиологические упражнения;

-          игры на преодоление двигательного автоматизма;

-          комплекс упражнений с гантелями;

-          релаксационный комплекс.

Вид занятий носит учебно-тренировочный характер. Все представленные в программе комплексы упражнений отличаются четкостью и конкретикой установок. Мальчики выполняют упражнения в несколько подходов — возрастные особенности не позволяют длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.

Работа на занятиях спортивной секции может проходить как в индивидуальном режиме, так и в парах, и тройках, а так же малых группах.

Так, например, в программе представлены такие упражнения, в которых как общее, так и избирательное воздействие на мускулатуру оказывают упражнения с партнером: переноска, перетягивание, передвижение, приседания, наклоны, минутная борьба и т. п.

Особенная ценность таких упражнений заключается в том, что мальчики, выполняя их, проявляют значительные волевые усилия, соревнуются в умении использовать силу, ловкость, изобретательность, упорство, настойчивость и т. п.

Так же в структуру занятия включены комплексы кинезиологических упражнений. В нашей практике часто встречаются ситуации, когда дети, в силу разных причин, проявляют невнимательность, неорганизованность, неспособность сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Для развития межполушарных связей и был подобран комплекс специальных игр и упражнений, с помощью которых решаются самые разные по сложности задачи. Так, например, развивая моторику, мы создаем предпосылки для развития психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи и т. п.

Используя упражнения такого рода в образовательном процессе ДОУ, на системном уровне, мы пришли к выводу о том, что девочки быстрее усваивают и качественнее выполняют представленный кинезиологический комплекс, а применение данных игр в разных видах совместной деятельности усиливает интерес и повышает общую работоспособность дошкольников.

При организации работы с детьми следует учитывать тот факт, что мальчики ориентируются на четкость формулировок в задании, выдержанность темпа занятия, конкретную терминологию при ОРУ, специально подобранный комплект оборудования (гантели, штанга, канат, гири, кегли, гимн. палки и т. д.).

Гендерный подход, как форма применения здоровьесберегающих технологий при организации занятий физической культурой в ДОУ может быть более эффективен, при условии, если:

-          комплекс упражнений специально подобран;

-          организованы специализированные зоны для рабочей нагрузки;

-          собран комплект необходимого оборудования для занятий в группе девочек и мальчиковых группах соответственно;

-          дозировка (кол-во движений в упражнении) соответствует возрасту и гендерным особенностям детей;

-          система подходов к выполнению упражнения имеет существенное различие в группах мальчиков и девочек;

-          временной промежуток выполнения упражнения в гендерных группах так же разнится;

-          педагог учитывает гендерные различия при распределении ролей в подвижных играх;

-          педагог нормирует педагогические требования к качеству и скорости выполнения заданий и т. п.

В общеобразовательной системе проводятся совместные спортивные мероприятия, которые способствуют формированию у детей типичных для мальчиков и для девочек отдельно моделей поведения, взаимоуважения, взаимопризнания, понимания и принятия особенностей, возможностей, непохожестей и интересов друг друга, закладывается основа самоидентификации личности.

Программа спортивной секции дополнительного образования «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)», разработанная на основе гендерного подхода, прошла апробацию в ДОУ, показала свою эффективность и была рекомендована в практику дошкольных образовательных учреждений. Основным результатом реализации программы является снижение заболеваемости детей и замотивированный интерес к здоровому и активному образу жизни.

Распределение детей по группам здоровья также дало свой положительный эффект. Увеличилось количество детей первой группы здоровья — до 6 % и, соответственно, уменьшилось количество второй и третьей группы.

По результатам мониторинга общефизического профиля воспитанников ДОУ, улучшились показатели выполнения основных движений — шаг, бег, прыжки, кувырки, лазание, ловкость (рук в играх с мячом), пластичность и координация телодвижений (в играх со скакалкой, канатом, обручем и т. п.).

Результаты опытно-экспериментального исследования уровня развития физических способностей и возможностей мальчиков, посещающих спортивную секцию «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)», отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты опытно-экспериментального исследования мальчиков, посещающих спортивную секцию

Вид упражнения

Начало года (кол-во раз / 30 сек)

Конец года (кол-во раз / 30 сек)

1

Качание пресса (руки за головой)

2–4 раза

до 10 раз — 1 подход

2

Отжимания от пола

Правильных подходов — 0 раз

5–7 раз — до 10 подходов

3

Жим кистевого эспандера

19–23 раза

до 45 раз

4

Подтягивания

0

Правильных подходов — 1–2 раза

 

В заключении важно отметить тот факт, что авторская программа спортивной секции дополнительного образования ДОУ «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)» была разработана ещё в 2010 году, и сегодня её реализация дает возможность идти нам в ногу со временем, отвечая всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Разработанную в ДОУ систему мониторинга качества образования мы дополнили мониторингом личностных качеств воспитанников с учетом ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.

Нельзя не обратить внимания на тот факт, что включенность в нашу программу спортивной секции дополнительного образования самих педагогов ДОУ и родителей наших воспитанников, начинает менять их отношение как к общей физической культуре, так и к здоровому образу жизни в частности, а также не оставляет без внимания и гендерный подход к воспитанию и обучению в системе в целом. Так же наблюдаются качественные изменения в системе взаимоотношений в детских группах, а так же в системе отношений ребенка к себе.

Специально организованная система мониторинга жизнедеятельности, интересов и увлечений выпускников нашего ДОУ показала, что бывшие наши воспитанники продолжают заниматься в спортивных секциях, показывают результаты собственных достижений, пополняют ряды школы Олимпийского резерва города.

 

Литература:

 

1.         Анохина И. А. Система оздоровительной работы в ДОУ. — Ульяновск, 2005 г.

2.         Бочарова Н. Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. // Дошкольное воспитание, 1997 г., № 12.

3.         Буханова Е. А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения. Тольятти, 2005 г.

4.         Еремеева В. Д. Мальчики и девочки — два разных мира. — М., 1998.

5.         Микушева Т. В. Раздельное воспитание: за и против // Обруч 1998 № 6

6.         Невский А. Качалка для детей / А. К. Невский. — М.: Новый век, 1998. — 140 с.

7.         Овчинникова О. О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в дошкольных учреждениях. Детский сад от А до Я, № 3, 2004г.

8.         Репина Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998 № 6.

9.         Репина Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? // Дошкольное воспитание — 1993 № 4.

10.     Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации дошкольников / Т. А. Репина // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 6–11.

11.     Репина, Т. Особенности формирования начал мужественности и женственности у дошкольников Т. Репина // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 128–133.

12.     Стрелова М. Н. Раздельное воспитание: за и против. // Дошкольное воспитание, 2000 г.

13.     Соломенникова О. В. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / О. Соломенникова, Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 122–126.

14.     Татаринцева Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на-Дону, 1999 г.

15.     Фалунина Е. В., Докалина Л. А. Развитие творческих способностей детей средствами музыкально-театрального искусства. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Межвузовской научной конференции 21 апреля 2014 года. — Братск: Изд-во БрГУ, 2014. — С. 199–202.

16.     Фалунина Е. В., Загарских Д. А. Развитие речи и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Межвузовской научной конференции 21 апреля 2014 года. — Братск: Изд-во БрГУ, 2014. — С. 202–204.

17.     Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. — СПб, 2001 г.

18.     Чекалина А. Что такое гендер? / А. Чекалина // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 31–51.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивная секция, дополнительное образование, Атлетическая гимнастика, упражнение, мальчик, физическая культура, игра, раз, гендерный подход, группа здоровья.

Ключевые слова

спортивная секция в рамках системы дополнительного образования в ДОУ; учет гендерных особенностей детей в процессе воспитания физической культуры в ДОУ.

Похожие статьи

Физическое развитие дошкольников с учетом гендерного аспекта

В первую очередь это индивидуальные особенности детей: состояние здоровья, физическая подготовка. Так, в группе всегда можно выделить несколько

Педагог громко объявляет, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины, — 10 раз.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Занятие спортивным играм и упражнениям, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной

При таком подходе дети зачастую утрачивают интерес к занятиям физической культурой, относятся к ним как к неизбежному злу.

Влияние занятий спортивными играми на показатели...

спорт, спортивные игры, физическая подготовленность, физическое развитие, сила

группа здоровья, физическая подготовленность, педагогический эксперимент, развитие

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической...

Подвижные игры, представляют универсальный вид физических упражнений, занятия играми

В спортивных группах и на учебных занятиях по легкой атлетике используется весь арсенал

игра, физическая культура, игровая технология, ребенок, урок, урок физкультуры...

Влияние гендерного фактора на оценку функционального...

В решении задач медико-спортивного контроля важен научный подход к выбору характера и объема физических нагрузок [4], что и послужило

«1,6». Испытуемые разбивались на группы по гендерному и социальному (посещение спортивных секций) факторам.

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической... Рубрика: Физическая культура и спорт.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровья, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод, гимнастика физкультминутки.

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через...

Провожу специальные разминочные упражнения, подвижные и спортивные игры.

Основные термины (генерируются автоматически): XXIX, воспитанник, занятие, спортивная секция, соревнование, Гагарин, вид спорта, биатлон, физическая культура, Всемирная зимняя...

Физическая подготовленность девушек 15–18 лет г. Тюмени...

Игра в волейбол — весьма эффективное средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности [19; 20, 25].

- наклон вперед из положения сидя на полу (раз). Шестиминутный бег (м). Данный тест проводился в спортивном зале.

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного...

средняя школа, урок, физическая культура, индивидуальный подход, здоровья, контроль, программа, состояния, занятия.

физическая культура, пожилой возраст, пожилое, физическая активность, группа, лечебная физкультура, обмен веществ, упражнение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Физическое развитие дошкольников с учетом гендерного аспекта

В первую очередь это индивидуальные особенности детей: состояние здоровья, физическая подготовка. Так, в группе всегда можно выделить несколько

Педагог громко объявляет, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины, — 10 раз.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Занятие спортивным играм и упражнениям, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной

При таком подходе дети зачастую утрачивают интерес к занятиям физической культурой, относятся к ним как к неизбежному злу.

Влияние занятий спортивными играми на показатели...

спорт, спортивные игры, физическая подготовленность, физическое развитие, сила

группа здоровья, физическая подготовленность, педагогический эксперимент, развитие

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической...

Подвижные игры, представляют универсальный вид физических упражнений, занятия играми

В спортивных группах и на учебных занятиях по легкой атлетике используется весь арсенал

игра, физическая культура, игровая технология, ребенок, урок, урок физкультуры...

Влияние гендерного фактора на оценку функционального...

В решении задач медико-спортивного контроля важен научный подход к выбору характера и объема физических нагрузок [4], что и послужило

«1,6». Испытуемые разбивались на группы по гендерному и социальному (посещение спортивных секций) факторам.

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической... Рубрика: Физическая культура и спорт.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровья, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод, гимнастика физкультминутки.

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через...

Провожу специальные разминочные упражнения, подвижные и спортивные игры.

Основные термины (генерируются автоматически): XXIX, воспитанник, занятие, спортивная секция, соревнование, Гагарин, вид спорта, биатлон, физическая культура, Всемирная зимняя...

Физическая подготовленность девушек 15–18 лет г. Тюмени...

Игра в волейбол — весьма эффективное средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности [19; 20, 25].

- наклон вперед из положения сидя на полу (раз). Шестиминутный бег (м). Данный тест проводился в спортивном зале.

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного...

средняя школа, урок, физическая культура, индивидуальный подход, здоровья, контроль, программа, состояния, занятия.

физическая культура, пожилой возраст, пожилое, физическая активность, группа, лечебная физкультура, обмен веществ, упражнение.

Задать вопрос