Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке / Е. Н. Денисов, М. А. Ермакова, А. В. Климов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43430/ (дата обращения: 20.04.2024).



Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека с раннего возраста.

Одной из насущных проблем является диагностика физической и функциональной подготовленности школьников, выявление гемодинамических показателей, определяющих функционирование сердечно-сосудистой системы. Актуальность исследования обусловлена проблемой выявления механизмов адаптации и оптимизации физических нагрузок, разработкой методов и средств оценки функционального состояния школьников в условиях спортизации [1], что является важной задачей отечественной физической культуры и спорта.

Важной задачей является выявление функциональных резервов молодого организма в условиях повышенной физической активности. Определение уровня функциональных резервов ребенка позволит провести донозологическую диагностику, разработать и оценить эффективность профилактических, оздоровительных, коррекционных или реабилитационных программ [2, 3]. Традиционно под функциональными показателями понимают гемодинамические, такие как, частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Они, в целом, хорошо характеризуют функциональный статус организма. Оценка уровня функциональных резервов организма школьников лишь в условиях покоя, не может позволить получить более полную информацию о функциональных резервах ребенка.

Анализ полученных результатов детей разного возраста и пола специалисты осуществляют по субъективным оценкам, поскольку отсутствуют нормативы. Использование различных оценок функционального контроля, создает условия для врачебного мониторинга состояния сердечно-сосудистой системы детей и влияния различных факторов (пол, физическая подготовка) на результаты функциональных проб.

При соблюдении этих условий спортизация способствует гармоничному физическому и психическому развитию личности и эффективной социализации школьников. В решении задач медико-спортивного контроля важен научный подход к выбору характера и объема физических нагрузок [4], что и послужило побудительным мотивом для данного исследования.

Целью данного исследования является изучение влияния различных гендерных, социальных и физиологических факторов на изменение гемодинамических показателей ЧСС после нагрузки с помощью функциональной пробы Мартине-Кушелевского.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей до и после нагрузки;

2) провести сравнительный статистический анализ выборок.

В качестве объекта исследования выступили 23мальчика и 24 девочки от 8 до 17 лет, ведущих активный образ жизни, регулярно занимающиеся физическими упражнениями. Из них 24 ребенка (12 мальчиков и 12 девочек) посещают спортивные секции.

В качестве метода исследования выступила функциональная проба Мартине-Кушелевского, согласно которой испытуемый выполняет 20 приседаний в медленном темпе за 30 с. ЧСС считается до и после нагрузки за 10 секунд. Оценка реакции пульса на физическую нагрузку определяется сопоставлением данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т. е. определяется процент учащения пульса. ЧСС в покое принимают за 100 %, разницу в частоте до и после нагрузки — за Х. Составляется пропорция и выводится формула:

Оценка определяется по таблице 1.

Таблица 1

%прироста

оценка

%прироста

оценка

%прироста

Оценка

<25

«5,0»

50,0–55,9

«3,8»

80,0–84,9

«2,6»

25,1–29,9

«4,8»

56,0–60,9

«3,6»

85,0–89,9

«2,4»

25,1–34,9

«4,6»

61,0–65,9

«3,4»

90,0–94,9

«2,2»

35,0–39,9

«4,4»

66,0–70,9

«3,2»

95,0–99,9

«2,0»

40,0–44,9

«4,2»

71,0–74,9

«3,0»

100,0–104,9

«1,8»

45,0–49,9

«4,0»

75,0–79,9

«2,8»

105–109,9

«1,6»

Испытуемые разбивались на группы по гендерному и социальному (посещение спортивных секций) факторам. Сравнительный анализ оценок функциональной пробы производился с помощью U-критерия Манна-Уитни, позволяющего использовать внутригрупповые проверки достоверности различий, в программе «Statistica 10.0».

Результаты иобсуждение.

Средние значения оценки функциональной пробы, группированные по гендерному и социальному признаку представлены в таблице 2.

Таблица 2

Мальчики

Мальчики (спорт. секция)

Девочки

Девочки (спорт. секция)

3,727±0,094

3,512±0,111

4,154±0,183

4,109±0,112

Согласно приведенным данным мальчики обоих социальных групп показали приемлемые результаты, а девочки — хорошие.

Проверка статистической достоверности различий в оценках не выявила их, — различия носят случайный характер. Таким образом, занятия в спортивной секции не оказывают существенного влияния на функциональные показатели ЧСС, что может говорить о том, что простых занятий физической культурой достаточно для поддержания хорошего тонуса сердечно-сосудистой системы.

Сравнительный анализ оценок функциональной пробы по гендерному признаку проводился без дополнительного разделения выборки на социальные подгруппы, поскольку, как отмечено выше, социальный фактор не оказывает статистически значимого эффекта.

В результате проведенного анализа были выявлены статистически достоверные различия (p<0,05) в оценках функциональной пробы у мальчиков и девочек. Ящичная диаграмма сравнения данных функциональной пробы обеих гендерных групп представлена на рисунке 1.

C:\Documents\Оценки М и Ж.jpg

Рис. 1. Сравнительная диаграмма «ящик с усами» с оценками функциональной пробы гендерных подгрупп

Согласно данным сравнительной диаграммы видно, что функциональная проба ЧСС у девочек лучше, чем у мальчиков. Это может быть связано с более ответственным отношением к занятиям физической культурой и отношением к собственному здоровью, свойственному девочкам.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

– Занятие в спортивной секции влияет на функциональное состояние несущественно по сравнению с профилактическими занятиями физкультурой;

– Функциональная проба ЧСС у девочек лучше, чем у мальчиков;

– Занятия физической культурой благотворно сказываются на работе сердечно-сосудистой системы.

Литература:

  1. Бальсевич В. К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 4. — С. 56–59.
  2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Наука, 1979. — 448 с.
  3. Баранов А. А., Кучма Р. В., Сухарева Л. М. [и др.]. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 432 с.
  4. Гавриш Т. В., Салеев Э. Р. Особенности функциональной и физической подготовленности школьников 13–14 лет, дополнительно занимающихся легкоатлетическими прыжками // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2010. — № 9. — С. 245–254.
Основные термины (генерируются автоматически): нагрузка, оценка, функциональная проба, функциональный резерв ребенка.


Похожие статьи

Исследование кардиореспираторной системы у школьников...

Одним из важнейших показателей здоровья является функциональное состояние организма.

При регулярном воздействии физических нагрузок у детей снижается частота сердечных

Затем сделать глубокий вдох и максимально глубокий выдох в спирометр. Проба Штанге.

Значимость для учителя физкультуры проведения пробы Мартинэ...

Цель исследования: определить значимость для учителя физкультуры результатов пробы Мартинэ — Кушелевского в оценке функционального состояния ССС мальчиков 8 лет, страдающих АР. Материал и методы исследования.

Оценка функциональных резервов организма участников...

Количественный подход оценки резервов предполагает, что человек имеет определённую величину функциональных возможностей, т.е. потенциал здоровья.

9. Плахов Н.Н. Оценка функции системы кровообращения при эрготермических нагрузках [Текст] / А.Н.Бухарин...

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Функциональная проба — это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.

Оценка функционального состояния организма.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей...

В оценке функционального состояния детского организма, в определении его резервных возможностей, а

Гуштурова И. В. Состояние центральной и периферической гемодинамики у детей дошкольного возраста в покое и при физических нагрузках /И. В. Гуштурова.

Изменения физиологических показателей у девочек (11–12 лет)...

Функциональные пробы: Проба Серкина состоит из трех фаз.

Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке.

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Более того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка.

Только постепенное наращивание физических нагрузок способствует росту функциональных резервов организма.

Новые возможности использования динамики изменения размера...

Данный анализ позволяет оценить функциональное состояние человека, получить информацию об адаптационных резервах организма.

В качестве фактора воздействия на активность АНС использовалась холодовая проба.

Физическая реабилитация перед пульмонэктомией

Оценка эффекта достигалась по результатам анализа пробы Генчи.

Полное или частичное удаление легкого снижает функциональные возможности органов дыхания.

Специальные дыхательные упражнения перед пульмонэктомией, направленные на активизацию резервов...

Исследование кардиореспираторной системы у школьников...

Одним из важнейших показателей здоровья является функциональное состояние организма.

При регулярном воздействии физических нагрузок у детей снижается частота сердечных

Затем сделать глубокий вдох и максимально глубокий выдох в спирометр. Проба Штанге.

Значимость для учителя физкультуры проведения пробы Мартинэ...

Цель исследования: определить значимость для учителя физкультуры результатов пробы Мартинэ — Кушелевского в оценке функционального состояния ССС мальчиков 8 лет, страдающих АР. Материал и методы исследования.

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Функциональная проба — это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.

Оценка функционального состояния организма.

Оценка функциональных резервов организма участников...

Количественный подход оценки резервов предполагает, что человек имеет определённую величину функциональных возможностей, т.е. потенциал здоровья.

9. Плахов Н.Н. Оценка функции системы кровообращения при эрготермических нагрузках [Текст] / А.Н.Бухарин...

Изменения физиологических показателей у девочек (11–12 лет)...

Функциональные пробы: Проба Серкина состоит из трех фаз.

Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей...

В оценке функционального состояния детского организма, в определении его резервных возможностей, а

Гуштурова И. В. Состояние центральной и периферической гемодинамики у детей дошкольного возраста в покое и при физических нагрузках /И. В. Гуштурова.

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Более того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка.

Только постепенное наращивание физических нагрузок способствует росту функциональных резервов организма.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов...

...деятельность [4], снижение адаптационных резервов организма [5], соответствие учебных нагрузок резервным возможностям студентов [2; 3].

Значимость для учителя физкультуры проведения пробы Мартинэ — Кушелевского в оценке функционального состояния...

Новые возможности использования динамики изменения размера...

Данный анализ позволяет оценить функциональное состояние человека, получить информацию об адаптационных резервах организма.

В качестве фактора воздействия на активность АНС использовалась холодовая проба.

Похожие статьи

Исследование кардиореспираторной системы у школьников...

Одним из важнейших показателей здоровья является функциональное состояние организма.

При регулярном воздействии физических нагрузок у детей снижается частота сердечных

Затем сделать глубокий вдох и максимально глубокий выдох в спирометр. Проба Штанге.

Значимость для учителя физкультуры проведения пробы Мартинэ...

Цель исследования: определить значимость для учителя физкультуры результатов пробы Мартинэ — Кушелевского в оценке функционального состояния ССС мальчиков 8 лет, страдающих АР. Материал и методы исследования.

Оценка функциональных резервов организма участников...

Количественный подход оценки резервов предполагает, что человек имеет определённую величину функциональных возможностей, т.е. потенциал здоровья.

9. Плахов Н.Н. Оценка функции системы кровообращения при эрготермических нагрузках [Текст] / А.Н.Бухарин...

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Функциональная проба — это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.

Оценка функционального состояния организма.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей...

В оценке функционального состояния детского организма, в определении его резервных возможностей, а

Гуштурова И. В. Состояние центральной и периферической гемодинамики у детей дошкольного возраста в покое и при физических нагрузках /И. В. Гуштурова.

Изменения физиологических показателей у девочек (11–12 лет)...

Функциональные пробы: Проба Серкина состоит из трех фаз.

Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке.

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Более того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка.

Только постепенное наращивание физических нагрузок способствует росту функциональных резервов организма.

Новые возможности использования динамики изменения размера...

Данный анализ позволяет оценить функциональное состояние человека, получить информацию об адаптационных резервах организма.

В качестве фактора воздействия на активность АНС использовалась холодовая проба.

Физическая реабилитация перед пульмонэктомией

Оценка эффекта достигалась по результатам анализа пробы Генчи.

Полное или частичное удаление легкого снижает функциональные возможности органов дыхания.

Специальные дыхательные упражнения перед пульмонэктомией, направленные на активизацию резервов...

Исследование кардиореспираторной системы у школьников...

Одним из важнейших показателей здоровья является функциональное состояние организма.

При регулярном воздействии физических нагрузок у детей снижается частота сердечных

Затем сделать глубокий вдох и максимально глубокий выдох в спирометр. Проба Штанге.

Значимость для учителя физкультуры проведения пробы Мартинэ...

Цель исследования: определить значимость для учителя физкультуры результатов пробы Мартинэ — Кушелевского в оценке функционального состояния ССС мальчиков 8 лет, страдающих АР. Материал и методы исследования.

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Функциональная проба — это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.

Оценка функционального состояния организма.

Оценка функциональных резервов организма участников...

Количественный подход оценки резервов предполагает, что человек имеет определённую величину функциональных возможностей, т.е. потенциал здоровья.

9. Плахов Н.Н. Оценка функции системы кровообращения при эрготермических нагрузках [Текст] / А.Н.Бухарин...

Изменения физиологических показателей у девочек (11–12 лет)...

Функциональные пробы: Проба Серкина состоит из трех фаз.

Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей...

В оценке функционального состояния детского организма, в определении его резервных возможностей, а

Гуштурова И. В. Состояние центральной и периферической гемодинамики у детей дошкольного возраста в покое и при физических нагрузках /И. В. Гуштурова.

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Более того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка.

Только постепенное наращивание физических нагрузок способствует росту функциональных резервов организма.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов...

...деятельность [4], снижение адаптационных резервов организма [5], соответствие учебных нагрузок резервным возможностям студентов [2; 3].

Значимость для учителя физкультуры проведения пробы Мартинэ — Кушелевского в оценке функционального состояния...

Новые возможности использования динамики изменения размера...

Данный анализ позволяет оценить функциональное состояние человека, получить информацию об адаптационных резервах организма.

В качестве фактора воздействия на активность АНС использовалась холодовая проба.

Задать вопрос