Особенности физкультурно-оздоровительной работы через занятия зимними видами спорта в условиях детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 26.09.2017

Статья просмотрена: 570 раз

Библиографическое описание:

Ивашкин, С. П. Особенности физкультурно-оздоровительной работы через занятия зимними видами спорта в условиях детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования) / С. П. Ивашкин. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12950/ (дата обращения: 20.04.2024).



В 2019 году Россия впервые в своей истории примет XXIX Всемирную зимнюю универсиаду, которая пройдет этот раз в городе Красноярске. Наш город выбран не случайно — здесь жили, живут и тренируются многие спортсмены, которые принесли славу российскому спорту, такие как Валерий Стольников, Евгений Юстюгов, Ольга Медведцева, Ольга Ромасько. Все они — знаменитые биатлонисты. Данный вид спорта популярен в нашем сибирском регионе. Автор данной статьи много лет занимается данным видом спорта, был неоднократным призером и победителем краевых и региональных соревнований. За плечами богатый опыт соревновательной и тренерской работы, который я решил использовать в деятельности по формированию здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Одним из приоритетных задач образовательной программы КГКОУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина» является формирование у воспитанников ценности сохранения и укрепления своего здоровья, здорового и безопасного образа жизни через организацию системы физкультурно-спортивной и оздоровительной работы. В рамках образовательной программы учреждения целью моей профессиональной деятельности является физическое развитие детей и приобщение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Для достижения поставленной цели мною реализуется модифицированная программа дополнительного образования детей «Лыжные гонки и биатлон», которая апробирована к условиям детского дома и реализуется с учётом уровня индивидуальной и возрастной физической подготовленности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В содержание программы входит комплекс учебно-тренировочных занятий, направленных на совершенствование лыжной и стрелковой подготовки воспитанников. Подготовка спортсменов-лыжников и биатлонистов мною рассматривается как единый педагогический процесс на всех возрастных этапах обучения, обеспечивающий преемственность задач, средств и методов физкультурно-спортивной деятельности с детьми. В своей педагогической практике использую формы и методы работы, которые основаны на проявлении ответственности и самостоятельности самих воспитанников. Набор в спортивную секцию провожу через организацию массовых мероприятий: соревнования по лыжным гонкам и биатлону, Дни здоровья, спортивные праздники, массовые лыжные пробеги.

При организации учебно-тренировочного процесса большое значение уделяю формированию у воспитанников потребности в физическом совершенствовании, которое влияет на активизацию интеллектуальной деятельности детей, повышает общую работоспособность. Учебные занятия выстраиваю с учетом психологического настроя детей, их актуального поведенческого состояния, функциональной готовности к спортивной деятельности. Создаю благоприятную психологическую обстановку, где каждый воспитанник чувствует заботу и уважение. Такой подход создает атмосферу доброжелательности, повышает уровень мотивации детей к физической деятельности, улучшает условия для максимального раскрытия возможностей каждого воспитанника, как на занятиях спортивной секции, так и на соревнованиях. Для получения эффективного результата на занятиях объединяю детей в подгруппы с учётом возраста, полового признака и уровня физической и лыжной технической подготовленности. Особое внимание уделяю воспитанникам, имеющим слабую физическую подготовленность, которым даю индивидуальные задания на тренировку волевых качеств, выносливости и быстроты.

Учебно-тренировочные занятия провожу по трём этапам: вводный, основной и заключительный. На первом этапе знакомлю детей целью занятия, даю теоретические установки, провожу для юных спортсменов разминку организма. В основной части организую практическую работу по совершенствованию техники конькового и классического хода на лыжах. На собственном примере показываю правильность передвижения на лыжах, объясняю, указываю на индивидуальные ошибки и требую их исправления. На заключительном этапе подвожу итоги всего занятия с указанием ошибок и достижений каждого воспитанника, организую рефлексию. Используя здоровьесберегающие технологии, занятия по лыжным гонкам провожу на свежем воздухе, что способствует укреплению здоровья воспитанников. Для эффективности тренировочного процесса рационально организую занятия, выбираю оптимальную дозировку нагрузки, учитываю индивидуальные физические особенности детей. Провожу специальные разминочные упражнения, подвижные и спортивные игры. Во время школьных каникул организую для юных лыжников спортивные сборы, лыжные походы, привлекаю воспитанников к участию в краевой интенсивной школе «Спортивная одарённость», даю индивидуальные задания, направленные на совершенствование общей физической подготовленности и отработку технического мастерства передвижения на лыжах.

Организация летних спортивных палаточных лагерей и учебно-тренировочных сборов является обязательной частью моей программы и играет большую роль в подготовке юных спортсменов. В летний период максимально использую образовательные возможности природного окружения палаточного лагеря. Занятия в полевых условиях содействуют не только умственному и физическому развитию, но и помогают воспитанникам познавать и понимать природу родного края. Природное окружение служит воспитанию любви к Родине, способствует развитию эстетических и нравственных сторон личности. В 2015–2017 гг при реализации мероприятий федерального грантового проекта «Отцовская забота — серьезная работа», разработанного педагогами Канского детского дома им. Ю. А. Гагарина, для воспитанников проводил физкультурно-спортивные мероприятия, а на базе летнего оздоровительного лагеря «Гагаринец» с мальчишками организовал работу клуба любителей рыбной ловли, походы, спортивные конкурсы и соревнования.

Для определения уровня спортивной подготовленности детей систематически привлекаю их к участию в городских, окружных и краевых соревнованиях по лыжным гонкам и биатлону. Осуществляю мониторинг физического развития воспитанников, провожу тестовые задания по определению общефизической подготовленности, технике и скорости передвижения на лыжах, что позволяет увидеть динамику физического развития детей. Спортсмены-лыжники из моей спортивной секции принимают участие в соревнованиях не только по лыжным гонкам и биатлону, но и легкой атлетике, мини-футболу, спортивному ориентированию, общефизической подготовке и другим видам спорта. Практически все они включены в составы сборных команд своих школ для участия в городских соревнованиях и спортивных конкурсах.

Постоянно вхожу в состав исполнительного комитета зимней краевой Спартакиады среди воспитанников детских домов, организатором которой является КГКОУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина». Ежегодно участвую в проведении летней и зимней окружных Спартакиад среди воспитанников и педагогов детских домов в должностях: главный судья, заместитель главного судьи, судья. Систематически занимаюсь спортом, улучшаю свою физическую подготовку, на собственном примере мотивирую детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Вхожу в состав спортивной команды педагогов детского дома на городских и окружных соревнованиях по зимним видам спорта. Имею первую судейскую категорию по лыжным гонам и биатлону, звание «мастер спорта по биатлону».

В результате моей педагогической деятельности у воспитанников спортивной секции «Лыжные гонки и биатлон» появилась уверенность в себе, способность работать в команде, сформировалась потребность к систематическим занятиям спортом и физической культурой, улучшились волевые и скоростно-силовые качества. Дети отказались от вредных привычек, лучше учатся в школе. В процессе педагогически организованного общения дети приобрели такие необходимые качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, коммуникабельность, умение владеть собой, самостоятельно принимать решения. Все приобретенные в процессе освоения программы качества личности помогут воспитанникам во взрослой самостоятельной жизни. Выпускники моей спортивной секции имеют спортивные разряды по лыжным гонкам и биатлону, продолжают заниматься в спортивных секциях, поступив в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения. Один из них в 2016 году признан лучшим спортсменом года и получил премию мэра города. Он же входит в состав краевой юношеской команды по биатлону. Думаю, что мои воспитанники будут принимать участие во XXIX Всемирной зимней универсиаде.

Литература:

  1. Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А., Вяткина З. Н. и др. Теория и методика физического воспитания М., Просвещение, 1990
  2. Баталов А. Г. Электронное учебное пособие по организации и проведению соревнований по лыжным гонкам «0рбита-2003» / Баталов А. Г., Новоселов М. А., Шикунов М. И., Баталов П. А. — М., 2003.
  3. «Биатлон». Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 2005 г.
  4. Волков В. М. Восстановительные процессы в спорте. — М., ФиС,1977
  5. Гибадулин И. Г. «Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов». Ижевск, 2005 г.
  6. Зациорский В. М. Физическая качества спортсмена. — М.:ФиС, 1970
  7. Лыжный спорт: Учебник /Раменская Т. И.,Баталов А. Г.- М, «Физическая культура,2005 год.-320с.
  8. Каширцев Ю., Н. Кузьмин Н Пневматическая винтовка и биатлон. М.: ДОСААФ, 1975 г.
  9. Раменская Т. И. Юный лыжник: Учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков. — М.:СпортАкадемПресс, 2004.
  10. Савицкий Я. И. Биатлон. — М.,1972
  11. Справочник по спортивной стрельбе. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.
  12. Первые шаги в биатлоне. М. И. Корбит, Н. П. Проволоцкий
  13. Минск; «Полымя», 1985 г.
  14. Филин В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. — М.:ФиС, 1980
  15. Федотов В. Г. Федотов В. Н. Основы обучения в лыжном спорте: лекция. МОГИФК, 1988 г.
Основные термины (генерируются автоматически): XXIX, воспитанник, занятие, биатлон, вид спорта, Гагарин, соревнование, спортивная секция, физическая культура, Всемирная зимняя универсиада.

Похожие статьи

Спортивные объекты зимней универсиады 2017

Сборник руководящих материалов по физической культуре и спорту. — М.: «Профиздат», 1953. ru.wikipedia.org/wiki/Спортивные_объекты_Зимней_Универсиады_2017.

Универсиада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Универсиада (Universiade) — это международные спортивные соревнования среди студентов, проводимые Международной федерацией университетского спорта (FISU).

Организационно-методические особенности подготовки...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

В целях обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха учащихся в период летних и зимних каникул в спортивных школах организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

Развитие лыжного спорта в Зеленодольском муниципальном...

Лыжный спорт — это совокупность различных зимних видов спорта, где в качестве главной составляющей являются лыжи. К ним относятся такие виды спорта как, лыжные гонки, биатлон, слалом, прыжки на лыжах с трамплина и т

Физическая культура. Год публикации.

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство...

Проводятся по упражнениям общей физической подготовки, видам спорта. Соревнования на первенство школы, соревнования школьной спартакиады. Они определяют результативность занятий учеников физической культурой и спортом...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного...

Учитывая, что, по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший

В учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности создано 335 отделений по 45 видов видам спорта.

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

При этом качество занятий физкультурой не способствует стремлению подростков и юношества к освоению ценностей физической культуры, к занятиям спортом в спортивных секциях.

Оптимизация воспитательного процесса для сохранения...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

педагогический контроль, спортивная школа, вид спорта, воспитательный процесс, занятие, комплексная спортивная школа, наличие условий

Основные термины (генерируются автоматически): XXIX, воспитанник, занятие, спортивная...

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Средства тренировки: учебно-тренировочные соревнования, специальные упражнения, средства ОФП и

Самоконтроль учащихся ДЮСШ в процессе занятий физическими упражнениями на этапе спортивного совершенствования.

Похожие статьи

Спортивные объекты зимней универсиады 2017

Сборник руководящих материалов по физической культуре и спорту. — М.: «Профиздат», 1953. ru.wikipedia.org/wiki/Спортивные_объекты_Зимней_Универсиады_2017.

Универсиада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Универсиада (Universiade) — это международные спортивные соревнования среди студентов, проводимые Международной федерацией университетского спорта (FISU).

Организационно-методические особенности подготовки...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

В целях обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха учащихся в период летних и зимних каникул в спортивных школах организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

Развитие лыжного спорта в Зеленодольском муниципальном...

Лыжный спорт — это совокупность различных зимних видов спорта, где в качестве главной составляющей являются лыжи. К ним относятся такие виды спорта как, лыжные гонки, биатлон, слалом, прыжки на лыжах с трамплина и т

Физическая культура. Год публикации.

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство...

Проводятся по упражнениям общей физической подготовки, видам спорта. Соревнования на первенство школы, соревнования школьной спартакиады. Они определяют результативность занятий учеников физической культурой и спортом...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного...

Учитывая, что, по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший

В учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности создано 335 отделений по 45 видов видам спорта.

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

При этом качество занятий физкультурой не способствует стремлению подростков и юношества к освоению ценностей физической культуры, к занятиям спортом в спортивных секциях.

Оптимизация воспитательного процесса для сохранения...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

педагогический контроль, спортивная школа, вид спорта, воспитательный процесс, занятие, комплексная спортивная школа, наличие условий

Основные термины (генерируются автоматически): XXIX, воспитанник, занятие, спортивная...

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Средства тренировки: учебно-тренировочные соревнования, специальные упражнения, средства ОФП и

Самоконтроль учащихся ДЮСШ в процессе занятий физическими упражнениями на этапе спортивного совершенствования.