Об особенностях учебной мотивации студентов первых курсов вуза
Авторы: Константинова Людмила Ивановна, Лобанова Елена Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 26.02.2015
Статья просмотрена: 355 раз
Библиографическое описание:
Константинова, Л. И. Об особенностях учебной мотивации студентов первых курсов вуза / Л. И. Константинова, Е. Н. Лобанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7496/ (дата обращения: 16.12.2024).
Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивы, обусловливая поведение и деятельность, оказывают влияние на профессиональное самоопределение и на удовлетворенность человека своим трудом.
За последнее десятилетие нестабильность социально-экономических отношений породила состояние неопределенности, растерянности и пассивности молодежи. Недостаточная информированность подростков в вопросах предстоящей профессиональной деятельности, ее ценностных установок вызвала смещение ориентиров на выбор предпочитаемого профессионального учебного заведения, профессиональной среды и образа жизни, а профессия и место учебы стали лишь средством достижения материальных благ.
Во внутреннем мире современного студенчества также происходят перемены: меняются его интересы и потребности, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы, вся система ценностных ориентаций. Перемены, характерные для современного общества, обуславливают радикальные изменения в мотивах, связанных с выбором профессии, их влиянием на успешность обучения. В этой связи представляется важным выявление направленности этих изменений на этапе поступления в гуманитарный вуз и в процессе освоения образовательной программы, что обусловило актуальность данного исследования.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у студентов 1–2 курсов ДВГГУ.
Предмет исследования: структура мотивов выбора профессии у студентов разных факультетов ДВГГУ и связь ее с учебной мотивацией.
Цель: изучить мотивы выбора профессии, общую учебную мотивацию (ОУМ) и отношение к учебному процессу у студентов первых курсов ДВГГУ.
Гипотеза исследования: у студентов первых курсов ДВГГУ выявляются различия мотивов выбора профессии на разных факультетах, а также имеется взаимосвязь между профессиональной мотивацией, общей учебной мотивацией и отношением к учебному процессу.
Задачи исследования: исследовать мотивы выбора профессии, общую учебную мотивацию и отношение к учебному процессу студентов; провести сравнительный анализ основных составляющих мотивационно-целевой основы учебной деятельности студентов первых курсов разных факультетов ДВГГУ.
Методы исследования: анкетирование и тестирование (анонимные) студентов ФСПиП, БХФ и ХГФ, статистическая обработка полученных результатов.
Для выяснения мотивов выбора профессии и отношения к учебному процессу использовалась модифицированная анкета А. В. Васильковой, в которой отражены общесоциальные, научно-познавательные, профессиональные, утилитарные мотивы и мотивы самоутверждения и социальной идентификации.
Тест К. М. Левитана — для выявления реальных мотивов учебного поведения учащихся (общей учебной мотивации).
Методика Йовайши (модифицированная в Хабаровском краевом центре занятости населения) — для оценки склонности студентов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике все профессии можно отнести к следующим шести типам:
1. Сфера искусства «человек — художественный образ».
2. Сфера технических интересов «человек — техника».
3. Сфера работы с людьми «человек — человек».
4. Сфера умственного труда, склонность к умственной деятельности.
5. Сфера физического труда, склонность к подвижной (физической) деятельности.
6. Сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ).
Эмпирическая база исследования: выборку составили 75 студентов
ФСПиП (из них: 11 — мужского пола — М и 64 — женского пола — Ж), 48 студентов БХФ (9 — М и 39 — Ж), 44 студента ХГФ (7 — М и 37 — Ж).
По результатам исследования были проанализированы три составляющие мотивационно-целевой основы учения: профессиональная направленность, общая учебная мотивация (ОУМ) и отношение к учебному процессу. В результате было выявлено, что каждая из них имеет свою структуру и свою доминанту.
Статистическая обработка материала показала следующее:
Подавляющее большинство студентов ФСПиП (90 %) главным мотивом выбора профессии назвали пункт: «всегда мечтал быть логопедом/специальным психологом». Из них 20 % студентов мечтают сочетать профессиональную деятельность с решением научных проблем. 5 % студентов на первое место поставили мотив «желание облегчить страдания детей, помочь им адаптироваться в жизни», 5 % — «приобретение достойно оплачиваемой профессии».
Тест Йовайши подтвердил соответствие мотива профессиональной направленности с определенной сферой профессиональных интересов. У большинства студентов ФСПиП (75 %: М — 55 %, Ж — 60 %) была отмечена
профессиональная склонность к сферам умственной деятельности и работе с людьми, к которым непосредственно относятся специальности логопед/специальный психолог. 20 % студентов отдали предпочтение сфере материальных интересов, 5 % — сфере технических интересов.
Высокая профессиональная мотивация у 90 % первокурсников ФСПиП сочетается с высоким уровнем общей учебной мотивации. Определяя свое отношение к учебному процессу, 50 % студентов отметили, что им «нравится учиться, учеба соответствует положительным ожиданиям» (ОУМ — 29,0–31,0 балл), 10 % студентов — «нравится учиться, учеба дается легко, без напряжения» (их ОУМ — 30,0–33,5 балла). 30 % студентов отметили, что на фоне положительного отношения к учебе «учиться тяжело, из-за недостаточного базового уровня знаний» (ОУМ — 25,0- 28,0 баллов). У всех этих студентов отмечается положительная корреляционная связь (коэффициент корреляции = 0,8) между отношением к учебному процессу и общей учебной мотивацией. Но 10 % студентов относятся к учебному процессу отрицательно: «ни до поступления в университет, ни в настоящее время стимула к учебе у меня нет» (ОУМ — 18,0–21,5 балла). Дифференциации ОУМ по полу не наблюдалось.
60 % студентов БХФ главным мотивом выбора профессии назвали мечту быть биологом/химиком, экологом. У 10 % студентов этот мотив дополнялся «желанием приносить пользу людям, проводить научные исследования». 5 % студентов отметили, что большую роль в выборе будущей профессии сыграло «желание продолжить семейную традицию». 25 % студентов главным мотивом выбора профессии назвали материальный стимул (приобретение достойно оплачиваемой профессии).
Тест Йовайши подтвердил соответствие мотива профессиональной направленности у 50 % студентов и доминирующей сферы профессиональных интересов: сфера умственной деятельности и сфера «человек-человек». Таким образом, не исключено, что определенная часть студентов ФСПиП и БХФ, склонная к научным исследованиям, на определенной этапе профессиональной деятельности обобщит опыт работы и оформит его виде научного труда или сделает научное открытие. 40 % студентов (лица женского пола) предпочитают сферу материальных интересов.
У 70 % студентов БХФ отмечается высокий уровень общей учебной мотивации. 30 % студентов, определяя свое отношение к учебному процессу, отметили, что учеба на данном факультете «соответствует их положительным ожиданиям», 10 % — «учиться нравится, учеба дается легко, без напряжения» (ОУМ — 25,0–30,0 баллов). 40 % студентов-первокурсников при положительном отношении к учебе отметили, что «учиться им тяжело из-за недостаточного базового уровня знаний при большом количестве новой и сложной информации» (ОУМ — 22,0- 26,0 баллов). Отрицательно относятся к учебному процессу 20 % студентов. Из них отметили «отсутствие стимула к учебе» 10 % студентов (ОУМ — ниже 20,0 баллов), «учебный процесс соответствует моим отрицательным ожиданиям, но надо учиться и получить диплом» — 10 % студентов (ОУМ — 25,0 27,0 баллов). Дифференциации по полу не наблюдалось
На ХГФ у 70 % студентов отмечается выраженная профессиональная направленность, которая отмечена главным мотивом выбора профессии — претворение в жизнь мечты — быть художником, дизайнером или искусствоведом. 20 % студентов ведущим мотивом выбора именно гуманитарного университета и данной специальности назвали получение достойно оплачиваемой профессии, которая у 10 % исследуемых сочеталась с престижем этих специальностей. Главный мотив у 40 % исследуемых дополнялся второстепенными, в основном, материальными мотивами.
Тест Йовайши подтвердил профессиональную направленность, которая соответствует определенной сфере профессиональных интересов студентов: у 50 % студентов она связана со сферой искусства и умственного труда, у 40 % (лица женского пола) — со сферой материальных интересов и искусства, у 10 % — со сферой искусства и технического труда.
На ХГФ выраженная профессиональная мотивация у 80 % студентов первых курсов сочетается с высоким уровнем общей учебной мотивации (ОУМ — 28,5–33,0 баллов). 70 % студентов отметили, что учебный процесс соответствует «положительным ожиданиям», «учиться нравится, учусь без напряжения» (ОУМ — 30,0- 33,0 балла), 20 % — «учиться нравится, но учеба дается тяжело, так как не хватает базовых знаний» (ОУМ — 20,0- 24,5 баллов).
10 % студентов учатся без желания, «учебный процесс соответствует отрицательным ожиданиям, но надо учиться, чтобы получить диплом» (ОУМ — выше 25,0 баллов).
По данным литературы формирование мотивационно-целевой основы обучения идет не только сверху вниз, но и наоборот, т. е. нижележащие уровни мотивации могут оказывать влияние на формирование ее вышестоящих уровней и форм. В связи с этим беспокоит тот факт, что значительная часть студентов исследуемых факультетов (ФСПиП — 30 %, ХГФ — 30 %, БХФ — 40 % студентов) отмечает трудности в усвоении учебного материала при недостаточности базовых знаний. Это может оказать негативное влияние на общую учебную и профессиональную мотивации. Однако, учебный процесс в ДВГГУ построен таким образом, что самыми «тяжелыми» для студентов являются 1–2 курсы, когда происходит формирование теоретической базы будущей профессиональной деятельности. Затем появляются специальные предметы, что, по мнению большинства исследователей, должно повышать профессиональную мотивацию и связанную с ней учебную мотивацию.
По данным исследования между общей учебной мотивацией и отношением к учебному процессу у студентов первых курсов сохраняется значимая корреляционная связь с профессиональной направленностью, что не противоречит утверждению — профессиональная направленность является ведущей формой в мотивационно-целевой структуре обучения.
Было выявлено, что в структуре учебной мотивации профессионального образования на разных факультетах ДВГГУ увеличивается значимость материальных мотивов (ФСПиП — у 10 %, БХФ — 25 %, ХГФ — 40 % студентов). Тест Йовайши подтвердил связь профессиональной направленности у 40–45 % студентов со сферой материальных интересов. Такой результат вызывает определенные опасения, так как по данным многих исследователей преобладание мотивов, лежащих вне самой профессии, имеет сомнительный прогноз успешности обучения в ВУЗе, а также профессиональной деятельности.
Подавляющее большинство студентов БХФ и ХГФ связывают свои перспективы с социально престижными областями научной и практической деятельности, мало кто видит себя в будущем учителем химии, биологии и рисования. Это говорит о том, что отношение студентов к будущей профессии зависит не только о степени адекватности представлений о ней, но и от оценки ее социального престижа.
Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу.
Выводы:
1. Мотивы профессионального выбора определяют общую учебную мотивацию и отношение к учебному процессу.
2. Существует тесная взаимосвязь основных компонентов мотивационно-целевой структуры обучения, от которой зависит успешность учебной деятельности студентов.
3. Выявлены особенности мотивов профессионального выбора у студентов разных факультетов ВУЗа.
Проведенное исследование имеет практическую значимость, так как, выявив особенности мотивационно-целевой основы учебной деятельности студентов, можно выработать рекомендации, направленные на повышение эффективности обучения, снижение уровня потерь на всех этапах додипломной подготовки специалистов.
Литература:
1. Вилюнас В. К. психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990.
2. Гурова Р. Г. Современная молодёжь: социальные ценности и нравственные ориентиры// Педагогика.2000. № 10. с.32–38.
3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Знание, 1990
4. Немов Р. С. Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами мотивационной статистики. — М.: Знание, 1988.