Мотивационная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 1143 раза

Библиографическое описание:

Кучерявенко, И. А. Мотивационная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко, И. В. Адонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 199-205. — URL: https://moluch.ru/archive/7/542/ (дата обращения: 16.12.2024).

Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Новое качество образования сегодня - это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства [2]

 Изучение психологической готовности к профессиональной деятельности является одним из актуальных вопросов нашего времени. Связанно это в первую очередь с изменением к требованиям подготовки специалиста высшими и средне-специальными учебными учреждениями в контексте социально-экономических и культуральных преобразований в жизни российского общества [4].

            Готовность к профессиональной деятельности позволит специалисту успешно пройти процесс адаптации к профессиональной деятельности. Выходя из ВУЗа человек готов к осуществлению деятельности, но встает вопрос о том, насколько выпускник готов к осуществлению этой деятельности.

В современной литературе, на сегодняшний день, существуют различные определения понятия готовности:  К.К. Платонов и Л.И. Захаров  понимали под психологической готовностью психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве. Н.В. Кузьмина  считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники [1].

В нашей работе, вслед за Е.Г. Неделько  под мотивационной  готовностью к профессиональной деятельности, мы будем понимать как степень сформированности в личности студента мотивационно-целевой структуры позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность.

            Профессиональная готовность студента способствует ему успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт,  сохранить самоконтроль и эффективно ориентироваться при появлении производственных задач, помогает работнику быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Профессиональная готовность студента включает в себя мотивационный компонент, который выражается в системе устойчивых установок и мотивов. Она может характеризовать возможности студента решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным условиям профессиональной  деятельности, а после окончания учебного заведения успешно включаться в работу по  специальности [3].

Анализ полученных результатов проходил по следующей схеме: мы рассмотрели динамику мотивационной готовности по всей выборки в целом, затем рассмотрели динамику мотивационной готовностью с первого по пятый курс, далее, в связи с поставленной гипотезой проанализировали данные по смысложизненным ориентациям студентов-психологов, изучили особенности мотивационной готовности студентов с различными смысложизненными ориентациями.

Рассмотрим полученные результаты изучения мотивационной готовности студентов психологов в целом по всей выборке.

 

Таблица. 1

Результаты изучения мотивационной готовности студентов по выборке в целом

Тест

Готовность к саморазвитию

Мотивация

Достижения

Учебная мотивация студентов

 Готовность позн.  себя

Готовнось самосоверш.

Коммуника.мотивы

Мотивы избеганияя

Мотивы престижа

Профессио мотивын

н.

Мотив твор

Учеб.-позн.

Соц. мотив

5,2

5

123

14

11

14

24

7

24

17

 

Из таблицы 1, где представленные средние показатели, мы видим, что мотивационная готовность по всей выборки в целом высокая,  доминирует готовность самосовершенствоваться. Это говорит о том, что студенты-психологи стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию имеющихся качеств. Происходит выработка такого идеала, с которым происходит соотнесение своих целей, поступков, действий. Профессиональные мотивы и учебно-познавательные мотивы имеют высокие баллы, что свидетельствует о том,  что  студенты факультета психологии  нацелены на получение знаний, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности, они идентифицируют себя с профессией. Так же высокие результаты получены по шкале социальной мотивации , то есть студенты получают высшее образование, потому что в наше время это поддерживается обществом.

По всей выборке в целом доминирует мотивация избегания неудач, это свидетельствует о том, что студенты боятся получить отрицательную оценку, они проявляют неуверенность в себе, боятся критики.

Рассмотрим динамику мотивационной готовности от первого к пятому курсу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Динамика готовности к саморазвитию от первого к пятому курсу

 

Условные обозначения:

---- готовность познавать себя; 

 __ готовность к самосовершенствованию

 

Из рисунка 1 мы видим, что происходит изменение готовности к саморазвитию от первого к пятому курсу. Если на первом курсе доминирует готовность познавать себя (48%), то на пятом курсе доминирует готовность самосовершенствоваться (52% ).

Возможно, это связано с тем, что первый курс стремится  узнать больше о себе, о своих возможностях, индивидуальных особенностях, о своем характере и темпераменте, такие студенты более самокритичны, они хотят знать свои положительные и отрицательные стороны и желают меняться. На четвертом курсе  снижается стремление к самопознанию. Возможно, это связано с тем, что в программу обучения включена такая дисциплина как психодиагностика, изучение которой позволило студентам познать себя, поэтому доминирует готовность самосовершенствоваться. На пятом курсе нет четко выраженного доминирования по шкалам, то есть для студентов важно и познавать себя и самосовершенствоваться.

Прослеживаются изменения в познавательной и профессиональной мотивации от первого к пятому курсу.

 

 

Рис. 2. Динамика  познавательной и профессиональной мотивации от первого к пятому курсу

 

Условные обозначения:

     Профессиональные мотивы;                                   Коммуникативные мотивы;

            Учебно-познавательные мотивы;                          Мотивы творческой самореализации

            Социальные мотивы;

             Мотивы престижа;

 

Как видно из рисунка 2, который отображает динамику познавательной и профессиональной мотивации от первого к пятому курсу.  Высокие результаты по профессиональным мотивам представлены  на втором кусе (22,2%), а низкие на четвертом курсе (6,4%), можно предположить, что это связано с тем, что у студентов в конце первого курса прошла учебно-ознакомительная практика и студенты хотят самостоятельно попробовать себя в профессиональной деятельности,  а  доминируют социальные мотивы, особенно это ярко выражено на первом курсе (28,8%), возможно это связано с тем, что студенты только поступили и поэтому для них важно мнение и оценка окружающих, на последующих курсах этот показатель падает и снова возрастает на пятом курсе (15,8%), потому что студентам предстоит написание диплома. На пятом курсе доминируют учебно-познавательные мотивы (22,4%), то есть пятикурсники начинают осознавать  необходимость получения знаний, возможно, это связано с тем, что большинство студентов пятого курса работают по специальности и для этого необходимы знания и умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3. Динамика мотивации достижения успеха от первого к пятому курсу 

Условные обозначения:

___  мотивация избегания неудач;

---- мотивация достижения успеха.

 

Самые низкие результаты по учебно-познавательной мотивации наблюдаются у четвертого курса, это может быть связано с тем, что на третьем курсе появляются специализации, где идёт углубленное изучение дисциплин, и у студентов старших курсов появляется желание быстрее получить диплом и использовать полученные знания на практике. Низкие результаты на первом курсе получены по мотивам творческой самореализации (5,7%) и увеличивается на четвертом курсе (21,3%), эти показатели говорят о том, что на первом курсе происходит адаптация, студенты знакомятся с преподавателями, друг с другом  и  боятся проявить себя. Об этом говорят и результаты, полученные на первом курсе по коммуникативным мотивам (10,2%), которые увеличиваются на втором курсе (11,9%), третьем (12,3%) и пятом курсе (13,8%).

            Теперь перейдём к рассмотрению динамики мотивации достижения от первого к пятому курсу. Из рисунка 3, мы видим, что происходит динамика мотивации достижения от первого к пятому курсу. Если на первом курсе мотивация достижения составляет 30%  от всей выборки, то на четвертом 70%, а на пятом 80% от всей выборки испытуемых.

Люди, мотивированные на достижения успеха, ставят перед собой цель, достижение которой может расцениваться как  успех. Они проявляют стремление добиться успехов в своей деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и действия, направленные на достижение поставленной цели. Студенты, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Студенты, которые стремятся к избеганию неудач, как правило, проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. 

Рассмотрение динамики мотивационной готовности от курса к курсу показало наличие различий между показателями мотивационной готовности. Для проверки статистической значимости выявленных различий был вычислен t-критерий Стьюдента. Сравнению были подвергнуты средние значения каждого компонента мотивационной готовности.

Далее нами были выделены группы с различным уровнем мотивационной готовности. В группу с высокой мотивационной готовностью вошли студенты с высокой познавательной мотивацией, личностной и профессиональной самореализацией, с высокой мотивацией достижения успеха.

В группу с низкой мотивационной готовностью вошли студенты с несформированной мотивацией обучения, отсутствует направленность на саморазвитие и самосовершенствование, выражена мотивация избегания неудач.

Рассмотрим результаты изучения смысложизненных ориентаций студентов-психологов по выборке в целом. Нами был высчитан средний показатель по каждой шкале. Из таблицы 2 мы видим, что большая часть испытуемых имеет средние результаты по факторам. По общей осмысленности жизни 44% испытуемых получили высокие результаты. Данные результаты говорят о высокой ответственности за свою жизнь. Испытуемые видят свою жизнь целенаправленной и осознанной. Большая часть испытуемых – 50%, имеют средние результаты по общей осмысленности жизни, это дает возможность предположить, что они не всегда видят свою жизнь осознанной и целенаправленной.  Низкие результаты по осмысленности жизни наблюдается у 6% испытуемых. Это свидетельствует о низкой осмысленности жизни, низкой ответственности за свою жизнь, о не восприятии себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего.

 

 Таблица. 2

Распределение испытуемых по показателям смысложизненных ориентаций (%)

шкалы

 

 

уровни

Фактор

цели

 

Фактор процесс

Фактор результат

Локус

Я

Локус жизни

Осмысленность жизни

высокие

38

44

46

38

58

44

средние

58

52

48

62

36

50

низкие

4

4

6

0

6

6

 

 

Полученные данные по фактору «Цели в жизни» показывают, что для 38% испытуемых характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Большинство испытуемых – 52% имеют средние результаты, что говорит о том, что испытуемые имеют цели в жизни, но они не до конца осознанны и имеют нечеткую временную перспективу.  У 4% испытуемых результаты по данному фактору низкие. Данная картина говорит о том,  что испытуемые данной группы живут сегодняшним или вчерашним днём, не имеют  в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они не имеет определенных представлений о своем будущем и о своем месте в мире, их жизнь представляется бессмысленной и бесцельной, жизненные взгляды еще не определились. 

Полученные результаты по фактору «Процесс жизни» показывают, что  44% испытуемых воспринимают  сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они удовлетворены своим настоящим, они полны энергии, жизнь представляется им вполне осмысленной и целеустремленной и наполнена интересными делами. Незначительный процент испытуемых (4%) имеют низкие результаты, что говорит о неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем, обычно им скучно, неинтересно. Большая часть испытуемых (52%) имеют средние результаты, что говорит о том, что они не всегда удовлетворены своим настоящим, жизнь не всегда представляется им вполне осмысленной и целеустремленной и наполненной интересными делами.

Следующий фактор «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Результаты свидетельствуют, что 46% студентов  удовлетворены результатами прожитого отрезка жизни и оценивают его удовлетворительно или высоко. Неудовлетворены прожитой частью жизни 6% студентов.  Большая часть студентов (48%) имеют средние результаты, что говорит о том, что они не всегда бывают удовлетворены результатами прожитого отрезка жизни и поэтому не всегда оценивают его как удовлетворительный.

Полученные результаты по  Локусу контроля – Я  показывают, что 38% студентов имеют высокие показатели. Они  считает, что способны построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями об ее смысле и обладает достаточной свободой выбора. Большая часть испытуемых (62%)  не всегда верят в свои силы контролировать события собственной жизни, и считают, что бывают в жизни ситуации, когда жизнь им неподвластна и управляется внешними событиями.

Среди полученных данных по шкале «Локус контроля – жизнь или управляемость жизни» большая часть испытуемых  58% убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Они считают, что жизнь в их руках и они сами способны ею управлять. Фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, характерна для 6% испытуемых. Студенты со средними результатами (36%) считают, что человеку не всегда дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что осмысленность жизни студентов-психологов находится на среднем уровне. Большая часть испытуемых, по всем факторам смысложизнееных ориентаций входят в группу со средними показателями.

Для выявления особенностей смысложизненных ориентаций студентов-психологов на каждом из курсов, нами было посчитано среднее значение с первого по пятый курс по каждому фактору.  Полученные результаты представлены в таблице 3.

Из таблицы 3, мы видим, что общий показатель осмысленности жизни у всех студентов пяти курсов находится в пределах нормы, но самые высокие результаты наблюдаются у пятого курса, это говорит о том, что студенты видят свою жизнь осмысленной и целенаправленной, они имеют четкие цели, воспринимают себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего. 

Таблица. 3

Распределение испытуемых по факторам изучения смысложизненных ориентаций

 

Курс

шкалы

Фактор

цели

Фактор процесс

Фактор результат

Локус

Я

Локус жизни

Осмысленность жизни

1

26

27

23

17

21

94

2

32

30

26

23

36

108

3

33

32

27

22

30

106

4

35

34

28

24

35

111

5

34

36

29

22

33

114

 

 

От курса к курсу происходят изменения в показателях. На первом курсе доминирует фактор «Процесс», это говорит о том, что студенты воспринимают сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

На втором курсе доминирует фактор «Локус контроля – жизнь». Это свидетельствует о том, что студенты убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь.

На третьем курсе доминирует фактор  «Цели» (33%), то есть испытуемые имеют определенные цели в жизни,   которые придают ей направленность и осмысленность. 

У студентов четвертого курса из представленных смысложизненных ориентаций доминирует «Цель». Такая картина говорит о том, что  студенты имеют четкие цели в  своей жизни, которые подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

На пятом курсе, доминирует фактор «Процесс». Такая картина говорит о том, что студенты пятого курса видят процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они удовлетворены своим настоящим, они полны энергии, жизнь представляется им вполне осмысленной и целеустремленной и наполнена интересными делами. И считают, что  человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

В связи с задачами исследования мы изучили особенности мотивационной готовности студентов-психологов с различным уровнем осмысленности жизни.  Критерием деления на группы выступила осмысленность жизни.

          Можно предположить, что студенты с высоким уровнем осмысленности жизни имеют высокую мотивационную готовность. Данная картина говорит о том, что студенты, которые видят свою жизнь целенаправленной и осознанной, несут ответственность за свою жизнь, которые ставят перед собой цель и стремятся её реализовать, имеют высокую мотивационную готовность.

          Студенты-психологи, которые живут сегодняшним или вчерашним днём и не имеют четких целей в жизни, которые не воспринимают себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего имеют низкую мотивационную готовность. То есть, мотивация обучения в вузе низкая, нет желания реализовать себя в профессиональной деятельности.

 Проведённое нами исследование позволило выявить особенности  мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности у выборки в целом. Полученные результаты говорят о том, что мотивационная готовность по всей выборки в целом высокая,  доминирует готовность самосовершенствоваться. Это говорит о том, что студенты-психологи стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию имеющихся качеств. Происходит выработка такого идеала, с которым происходит соотнесении своих целей, поступков, действий. Профессиональные мотивы и учебно-познавательные мотивы имеют высокие баллы, что свидетельствует о том,  что  студенты факультета психологии  нацелены на получение знаний, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности, они идентифицируют себя с профессией.

При анализе структуры изменения смысложизненных ориентаций  выборки в целом были выявлены некоторые общие тенденции: для студентов с первого по пятый курс пяти курсов характерен средний уровень осмысленности собственной жизни, её насыщенности, результативности или удовлетворенности самореализацией и при этом отмечается доминирование по шкале «Цели в жизни», что говорит о наличии целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Проведенное нами исследование позволило выявить особенности мотивационной готовности студентов-психологов с различным уровнем осмысленности жизни.    Полученные результаты говорят о том,  что студенты с высоким уровнем осмысленности жизни имеют высокую мотивационную готовность, то есть, студенты, которые видят свою жизнь целенаправленной и осознанной, несут ответственность за свою жизнь, которые ставят перед собой цель и стремятся её реализовать, имеют высокую мотивационную готовность. Студенты, которые живут сегодняшним или вчерашним днём и не имеют четких целей в жизни, которые не воспринимают себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего имеют низкую мотивационную готовность. Таким образом, мотивация обучения в вузе у таких студентов низкая и нет желания реализовать себя в профессиональной деятельности.

 

Литература

1.      Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. – М.: Просвещение, 1976. – 112с.

2.      Пищулин В.Г., Неделько Е.Г. Особенности формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза, расположенного в провинции // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования. Выпуск  18.- 2005.- №3.- С. 133-136

3.      Плешакова О.В. Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности // Вестник Башкирского университета. Раздел Педагогика и Психология.- 2007.- Т.12,  №3.- С. 200-203.

4.      Рекешева Ф.М. Проблемы психологической готовности студентов высших учебных заведений к учебной и профессиональной деятельности //Материалы Всерос. Науч.-практ. конф., Астрахань, 15-16 декабря 2005. -  С. 128-132.

Основные термины (генерируются автоматически): курс, жизнь, профессиональная деятельность, мотивационная готовность, студент, том, мотив, первое, часть испытуемых, высокая мотивационная готовность.


Похожие статьи

Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах

Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности

Модель формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

Структура готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов

О компонентах профессиональной готовности учащихся педагогических колледжей

Исследование условий возникновения ситуативной готовности учащихся к занятию

Похожие статьи

Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах

Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности

Модель формирования лингвистической компетентности будущих инженеров технического профиля

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

Структура готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов

О компонентах профессиональной готовности учащихся педагогических колледжей

Исследование условий возникновения ситуативной готовности учащихся к занятию

Задать вопрос