К проблеме становления профессионала
Автор: Канаева Надежда Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 504 раза
Библиографическое описание:
Канаева, Н. А. К проблеме становления профессионала / Н. А. Канаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3467/ (дата обращения: 16.11.2024).
Изучение профессиональной идентичности на сегодняшний день является одной из актуальных проблем. Современное развитие общества, расширение сфер профессиональной деятельности активизировало интерес к проблеме становления профессионала.
К настоящему времени в науке накоплен обширный методологический и текстологический материал, в котором различные теоретические подходы к изучению идентичности взаимно дополняют друг друга, выделяя в качестве объекта исследования различные стороны феномена идентичности [2, с.28].
Анализ работ Н. Л. Ивановой, Е. Е. Трандиной, У. С. Родыгиной, А. А. Озериной показал, что профессиональная идентичность рассматривается как интегральное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий и позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности.
Для получения более полной картины профессиональной идентичности целесообразно рассмотреть этапы её становления. Для этого обратимся к классификации Л. Б. Шнейдер, которая выделяет четыре этапа становления профессиональной идентичности:
допрофессиональный;
предпрофессиональный;
осведомительный;
профессиональный.
Е. А. Климов выделяет основные фазы, стадии жизненного пути профессионала. Выделенные фазы связаны с календарным возрастом человека нежёстко.
фаза оптанта или оптации — осознанная подготовка к труду, планирование профессионального жизненного пути;
фаза адепта — человек выбрал учебное заведение или форму обучения и психологически стал приверженцем некоторой профессиональной общности;
фаза адаптанта — привыкание молодого специалиста к работе;
фаза интернала — «опытный работник»;
фаза мастера или мастерства — она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к её характеристике;
фаза авторитета;
фаза наставника или наставничества — человек, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт.
А. К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии:
адаптация человека к профессии;
самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии);
гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства» — по Е. А. Климову);
преобразование, обогащение человеком своей профессии;
этап свободного владения несколькими профессиями. Предполагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалист выходит за рамки своей формальной деятельности и всё больше становится культурным существом (близко к тому, что Е. А. Климов называл стадией «наставника»);
этап творческого самоопределения себя как личности. Предполагается, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и даже находит для этого возможности и силы.
При этом А. К. Маркова считает, что этапы четвёртый, пятый и шестой — это этапы «суперпрофессионала» [2, с.104].
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Знать эти этапы и их признаки важно для понимания становления идентичности подрастающего поколения.
Данные исследований в рамках концепции Ю. П. Поваренкова показывают, что формирование собственно профессиональной идентичности происходит после окончания профессионального заведения, а точнее в период его самостоятельной работы. В период обучения в техникуме происходит становление учебно-профессиональной идентичности, которая определяется ведущим типом деятельности, то есть учебно-профессиональным и представляет собой этап профессионального становления личности.
Результаты теоретического анализа позволили нам выделить три основных этапа становления у студентов техникума профессиональной идентичности. Эти этапы связаны с периодом обучения в техникуме.
Первый этап (1 курс) — это адаптационный период. Он связан с адаптацией к новой социальной роли студента. Это период вхождения в новую социальную и профессиональную среду. Залогом быстрой и успешной адаптации обучающихся признаются сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала, новообразования этого возраста: рефлексия и мышление в понятиях, качественно иной тип взаимоотношений с преподавателями, мастерами и однокурсниками.
Второй этап (2 курс) — этот период связан с процессом учебной профессиональной идентификации. Это более стабильный этап, чем предыдущий, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных возможностей и способностей происходит осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям. В этот период начинается практика, на ней студенты довольно продолжительное время общаются со специалистами, таким образом, получают представление о своей профессии и перенимают профессиональные навыки. Читаемые курсы всё в большей степени начинают оцениваться с профессиональной точки зрения.
Третий этап (3 курс) — этот этап не отличается стабильностью, так как в данный период происходит переосмысление и уточнение различных вариантов профессионального саморазвития, трудоустройства, построения профессиональной карьеры, а также формирование новых ценностей и жизненных перспектив.
Рассматривая идентичность как динамическую структуру, важно подчеркнуть, что она развивается и переструктурируется на протяжении всего жизненного пути человека, причём развитие это неравномерно и определяется сильным стремлением лисчности к обретению идентичности [3, с.28].
Свою роль в становлении профессиональной идентичности играют такие элементы как мотивационный, ценностный и когнитивный, обеспечивающие ориентацию в мире профессий и позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности. Именно изучению их взаимосвязи и особенностям проявления на каждом из курсов обучения мы уделили внимание в своём исследовании.
Изучая ценностный компонент, одной из методик мы использовали методику «Ценностные ориентации» М.Рокича. Цель методики — получить представление о структуре и содержании ценностных ориентаций студентов на разных этапах обучения, выявить значимые для испытуемых терминальные и инструментальные ценности.
Анализ исследования показал, что на 1 курсе среди терминальных ценностей преобладают — «развлечения» (14,09), «продуктивная жизнь» (13,7), «свобода» (13,56). Низкие результаты получились — «здоровье» (4,23), «счастливая семейная жизнь» (5,99), «наличие хороших и верных друзей» (6,2). Среди инструментальных ценностей высокие показатели — «непримиримость к недостаткам в себе и других» (15,27), «эффективность в делах» (13,79), «высокие запросы» (12,35). Низкие результаты — «воспитанность» (3,76), «аккуратность» (4,24).
2 курс показал следующие результаты — среди терминальных ценностей наибольшие показатели у таких ценностей как «развлечения» (11,21), «творчество» (10,7), «материально обеспеченная жизнь» (10,32). Низкие показатели — «наличие хороших и верных друзей» (8,82), «развитие» (8,47). Инструментальные ценности, наибольший выбор у таких ценностей, как «чуткость» (11,34), «честность» (10,91), «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» (10,71). Наименьший выбор — «аккуратность» (6,76), «воспитанность» (7,37), «исполнительность» (8,35).
Студенты 3 курса среди терминальных ценностей выделяют: «счастье других» (13,42), «развлечения» (12,56), «красота природы и искусства» (12,16) и что хочется отметить — «интересную работу» (8,54). Меньший выбор выпал на следующие ценности — «здоровье» (3,87), «любовь» (6,55). Среди инструментальных ценностей наибольшие показатели у ценностей — «непримиримость к недостаткам в себе и других» (13,01), «высокие запросы» (12,65), «рационализм» (11,88), наименьшие показатели — «воспитанность» (4,8), «аккуратность» (3,97).
Изучая полученные результаты, мы видим, что ценности профессиональной самореализации и личной жизни начинают проявляться на 2 курсе. Всё большее количество студентов отмечает такие ценности как материально обеспеченная жизнь, интересная работа, смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, что важно в профессиональном развитии. Хочется отметить, что уже на 1 курсе многие отметили «продуктивную жизнь», то есть максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей. Но не может насторожить и тот факт, что лишь немногие студенты отмечают важность для себя таких ценностей как «воспитанность», «аккуратность», «здоровье».
Важно подчеркнуть, что именно учебно-профессиональная деятельность способствует формированию профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитию качеств личности профессионала и профессиональных способностей [1, с.165]. Поэтому опираясь на полученные результаты, следует отметить, что необходимо вести работу по направлению становления профидентичности студентов.
Литература:
Канаева Н. А. К проблеме учебной мотивации будущего железнодорожника// Психология: мир возможностей Сборник материалов 2-й международной конференции студентов и аспирантов. — СПб.: «АЙСИНГ», 2011. — 344с.
Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. — М.: Издат.центр «Академия», 2005. — 495с.
Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Учеб.пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. — 600с.