В данное время вопрос подготовки квалифицированных психологов является одним из важных для множества вузов, так как это связано с запросами практики. Профессия психолога довольно специфична, имеет свои трудности и скрытые аспекты, которые требуют углубленного познания, формирования навыков и умений, так как в последние время значительно увеличился процент абитуриентов, выбирающих профессию психолога.
Ключевые слова: психология, профессиональная деятельность, мотивация, личностные свойства, формирование умений и навыков, потребности.
Now a question of preparation of skilled psychologists is one of important for a great number institutions of higher learning, because it is related to the queries of practice. The profession of psychologist is satisfied specific, has the difficulties and hidden aspects, that require deep cognition, forming of skills and as in the last time considerably percent of university entrants, choosing the profession psychologist.
Keywords: Psychology, activity, motivation, personality properties, forming of abilities and skills, necessity.
Актуальность темы исследования — заключается в том, что в сложившейся современной ситуации отрасль психологии очень стремительно развивается, а вместе и с тем привлекает внимание многих молодых людей, которые стремятся обучаться данной профессии, тем самым возникает потребность в разработке психологических рекомендаций и решения практических проблем на основе использования психологических знаний для устранения личностных барьеров студентов, которые затрудняют освоение профессии психолога и создают личностные барьеры.
Постановка проблемы: Целенаправленный и осознанный выбор студентом профессии психолога определяет успех в учебно-профессиональный деятельности и желание дальнейшего развития в этой сфере. Происходит развитие мотивационно-потребностной сферы личности, становление новых жизненных ориентаций, формируется рефлексивные навыки и происходит осмысление своих целей, желаний и предпочтений. Правильный выбор профессии и затем личностное развитие в данной деятельности, для познания и выработки профессиональной компетенции очень важен для человека.
Цель данного исследования — описать главные механизмы мотива выбора профессиональной деятельности студентов-психологов.
Изучением проблемы мотивации учебной деятельности студентов занимались как отечественные, так и зарубежные ученные: Т. Л. Бессонов, Е. П. Ильин, М. И. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Р. С. Вайсман, Ю. М. Орлов, П. М. Якобсон.
В отечественной психологии данный феномен рассматривается в деятельностном подходе, который связывает понятие деятельности с понятием мотива, представляющего собой, объективное, что отвечает потребности и побуждает к деятельности и утилитарно- прагматический (ценностный) подход.
Мотив организует активность личности и побуждает ее к осуществлению деятельности, также и к учебно- профессиональной. В контексте изучения мотива обучения студентов является вопрос мотивации учения в целом, это необходимостью включения в процесс обучения.
Специфика формирования мотивов учения определяется особенностями самой деятельности и ее субъектов.
Стоит отметить то, что профессиональная мотивация выступает внутренним движущим фактором развития профессионализма и формирования эффективного развития профессиональной образованности. [4]
Учебный мотив, как структурный компонент учебной мотивации, по мнению Л. И. Божович представляет собой — “побуждения, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и школой”. [1]
По мнению А. К. Марковой — “мотив, как направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную ее внутренним отношением учащегося к ней”. [2]
Разделяют мотивы внешние и внутренние. Внутренние мотивы — это мотивы, связанные с самой деятельностью. К внешним мотивам относятся остальные мотивы, которые побуждают индивида к данной деятельности. В учебной и учебно- профессиональной деятельности присутствуют одновременно и внешние и внутренние мотивы, соотношение таких мотивов определяет психологические особенности структуры мотивации учения студентов.
Внутренний мотив используется в качестве критерия разделения характера связи между компонентами учения (его целью, процессом), мотив реализует познавательную потребность и связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения).
Внешний мотив реализует непознавательную (социальную по содержанию) потребность, не связан с получение знаний (не совпадения с целью учения). Здесь внутренними являются познавательные мотивы к овладению новыми знаниями и способами их получения.
Если мотив для личности имеет ценностный смысл, с его помощью реализуются потребности во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира и формировании системы личностных убеждений, установок, самооценки и притязаний, такой мотив является внутренним, здесь заложен сложный механизм самосовершенствования.
Социальный мотив решают особую задачу, полезности человека социуму, помощи другим и сформированности себя, как индивидуальной личности, способной помочь другим.
К социальным мотивам относятся, широкие социальные мотивы и узкие социальные мотивы — заслужить авторитет, доказать всем свою значимость.
На этапе профессионального обучения, мотивы, которые связаны с выбором своей профессии, выступают у студентов предпосылкой для развития профессиональных качеств и развития своего потенциала в выбранной области, формирования себя, как способной и развивающей личности с своими целями и интересами.
Все компоненты учебно-прфессиональной мотивации хорошо проявляются у первокурсников, выбирающих специальность — “Психология”, сопоставление мотивов и целей зачастую показывает внутреннюю противоречивость мотивационной сферы студентов- первокурсников, все это свидетельствует о внешней мотивированности, неполном осознании ими направленности своей профессии, стремление к приобретению умений и знаний, но не к полноценному профессиональному становлению и развитию.
Во многом учебно-профессиональная мотивация студентов-психологов зависит от ценностных ориентаций личности студентов.
Поступление студентов на направление “Психология” и обучение в вузе предполагает усиление профессиональной мотивации, закрепление знаний, которые влияют на профессиональное становление специалиста, стимулирование творческого потенциала, а также развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств.
В результате обучения в вузе у студента происходит глубокое переосмысление своего привычного уклада жизни и дается полная переоценка своих значимых целей, мотивов и планов, которые играют значимую роль в этот промежуток времени. На мотивационную сферу студента в большей мере влияют и различные макросредовые (социально- психологические) и микросредовые (факторы, влияющие на общие состояние личности) факторы. Такие факторы либо побуждают, либо угнетают мотивационную сферу, вызывая развитие негативных психических барьеров, нарушение и отсутствие стабильности в одном из данных сфер.
Культурные, образовательные факторы характеризуют воспитательную, образовательную и профессиональную среду личности, от которой зависит психологическое состояние, механизмы восприятия и мотивационная сфера студента.
Нужно отметить, что исследование психологических факторов формирования профессиональной мотивации личности является одним из ведущих вопросов научения, относительно преимущественного влияния характерологических особенностей и профессиональных интересов личности. [3]
В свою очередь, мотивация учебно-профессиональной деятельности особый вид мотивации, предполагающий особую направленность студентов — психологов на отдельные аспекты обучения, познание общих дисциплин для формирования учебно-профессиональных умений, становления личностных представлений и взглядов, касающихся выбранной профессии, желание приобретения опыта развития собственных взглядов в направлении- “Психология”.
Следует сделать вывод о том, что специфика выбора профессии рассматривается учеными — психологами в литературе. Профессиональное становление личности имеет очень важную роль в становлении и развитии человека в целом. Обучение и формирование навыков у студентов направления “Психология” идет параллельно с собственным личностным развитием студентов, которое осуществляется при помощи психологических механизмов осознания своего потенциала и четкого распределения и пересмотра своих жизненных ценностей и мотивов, способствующих полноценному развитию качеств, навыков способностей и знаний, необходимых именно для данной профессии.
Литература:
- Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии/ А. С. Герасимова//- М: Научение,2001. — 180с.;
- Смысл жизни и акме/ под ред. А. А. Бодалева//- М: Смысл, 2004.- 328с.;
- Франкл В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл//- М: Прогресс, 1990.- 196 с.;
- Ярулина Л. Р., Развитие учебной мотивации студентов /Л. Р. Ярулина//Социс.- 2007.- № 4- с.30–32.