В статье раскрывается проблема выявления мотивов профессиональной деятельности психологов или учебной активности студентов-психологов. Мотивационная сфера личности представлена множеством компонентов, влияющих на её развитие — целями, стремлениями, побуждениями, интересами разного характера, личностными и общественными идеалами. Об основных мотивах выбора профессии психолога.
Ключевые слова: мотивация студентов, учеба, психологическая проблема, мотивы, профессия, обучение в высших учебных заведениях.
The article reveals the problem of identifying the motives of professional activity of psychologists or educational activity of psychology students. The motivational sphere of a person is represented by many components that affect its development — goals, aspirations, motives, interests of various kinds, personal and social ideals. About the main motives for choosing the profession of a psychologist.
Keywords : motivation of students, study, рpsychological problem, motives, profession, study in higher educational institutions.
Проблема выявления мотивов профессиональной деятельности психологов или учебной активности студентов-психологов является сложной и междисциплинарной в развитии представлений о мотивации в целом. Её изучением занимались и занимаются и философы, и социологи, и непосредственно психологи.
Мотивационная сфера личности представлена множеством компонентов, влияющих на её развитие — целями, стремлениями, побуждениями, интересами разного характера, личностными и общественными идеалами.
Мотивирующие поведение и деятельность человека факторы могут быть выделены в три группы.
Первая группа связана с пониманием потребностей как источника активности. Удовлетворение человеческих потребностей рассматривается как «активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определённой общественным развитием.
Общепринятым является определение потребности как «состояния живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования, порождающую активность по отношению к этим условиям» 5. При этом можно говорить, что существует полисемантизм в определении потребностей, именно в связи с междисциплинарным статусом этого понятия и методологическим разнообразием в определении. Также нерешённым до конца является вопрос о всех факторах и механизмах, которые влияют на формирование и способы удовлетворения потребностей, между жизненными условиями, конкретной деятельностью и особенностями личности человека.
Вторая группа факторов связана с выявлением причин направленности поведения человека как личности и как организма.
Третья группа факторов связана с эмоциональным переживанием происходящего с человеком, его желаниями, которые в итоге определяют форму регулирования деятельности и поведения.
В целом, мотивы побуждают и направляют деятельность человека, наделяют его активность смыслом.
Многие зарубежные авторы говорят о мотивах с точки зрения совокупности социальных (внеличностных и ситуационных) и личностных факторов (мотивационных диспозиции, ценности, духовные установки, стремление к успеху или избеганию наказания, долг).
Деятельность психолога осуществляется на разных уровнях, от более общего и поверхностного, формализированного, до тонкого и глубинного.
Причинно-следственная связь в выборе как профессии психолога, так и мотивации его помощи людям, оказания им психологической поддержки, может быть связана с очень разными мотивами и потребностями, социокультурным контекстом в целом. Исследования демонстрируют диапазон мотивов при выборе профессии «психолог», различия обнаруживаются и в связи с полом или возрастом опрошенных. Студенки чаще говорят об интересах и перспективах работы психологом, юноши — о необходимости получения высшего образования и возможности отсрочки от армии, желании помогать другим (этот мотив даже чаще встречается у юношей, чем у девушек, девушки больше делают акцент на желании общения с другими людьми). Часть респондентов говорит о случайном или связанным с обстоятельствами выборе. У студентов дневных отделений мотив решения собственных проблем при выборе профессии встречается реже, чем у заочников.
Говоря в общем, мотивация деятельности психолога, как и другой профессиональной деятельности, связана с комплексов внутренних, личных мотивов, и внешней ситуативной мотивации, связанной с социальными ожиданиями, культурными установками, модой на ту или иную профессию, нормами и ценностями общества. Смещение акцентов с одного на другой мотив, конечно, возможно и часто происходит в процессе обучения на психологическом факультете. Оно может быть связано с комплексом социально-психологических и индивидуально-психологических детерминант, сознательной и бессознательной мотивацией. И. Ф. Альбегова выделила три компонента мотивации (субъект, объект и система действий).
На интересный ракурс проблемы обращают внимание М. А. Аминова, Н. А. Морозов и А. Л. Смятских. Они считают, что деятельность психолога по содействию социально-психологической адаптации каждого человека или групп людей является частной формой выражения социально-ориентированного на благо других людей мотива власти.
Похожую позицию занимает Мюррей, говоря о мотиве доминирования, желании контролировать окружающих, советуя им что-то, направляя или обольщая, запрещая или сдерживая, убеждая других в правильности и исключительности своего мнения, организовывая, диктуя, как поступить, подчиняя и властвуя, нормируя поведение, оказывая сопротивление, стремясь к тому, чтобы тебе подражали, принимая решения и устанавливая модные тенденции.
У разных людей мотив власти может быть выражен более или менее сильно, что определяет выбор разных видов деятельности. Д.Картрайт считает, что «действие власти всегда есть целенаправленное использование мотивов другого человека, удовлетворяемых или не удовлетворяемых, независимо от их содержания, и чтобы эффективно воздействовать на мотивационную сферу другого человека, применяющий власть должен иметь в своём распоряжении определённые ресурсы власти — вознаграждение, принуждение, нормирование поведения, выбор эталонов, информирование, экспертиза.
Мотивации выбора профессии психолога иногда интерпретируется с точки зрения Мак-Клелланда, который говорил о развитии мотива власти как последовательности стадий, вначале — ассимиляции (мать-ребёнок), потом выстраивании отношений с теми, кто может защитить, поддержать, повысить собственную силу человека. Потом следует стадия автономии, когда человек ищет силы в себе самом. Третья стадия — стадия произведения впечатления. На четвёртой стадии, стадии взрослого, речь идёт об исполнении долга.
Мотив власти, ориентированный на благо других людей, может служить одной из причин выбора профессии психолога и быть гарантией успешности его деятельности. Однако этот мотив, как правило, присутствует у человека в сочетании с мотивами альтруизма и желанием оказания помощи людям. Диапазон проявления этих мотивов чрезвычайно широк: от оказания разовых услуг до систематической помощи в сложнейших жизненных ситуациях (вплоть до спасения человека ценой собственной жизни).
Позже Мюррей добавил особенный базовый мотив — заботливость, который связан с действиями сочувствия, помощи, заботы, исцеления, успокоения, удовлетворения потребностей беспомощных, ограждение от опасности, утешения. Эти действия совсем не обязательно выражаются всегда. Иногда это происходит в виде альтруизма, иногда в виде заботы о благе.
Можно встретить исследования, в которых изучаются особенности личности и мотивации профессиональной и учебной деятельности психолога. И. Ф. Абельгова изучала проблему мотивации учебной деятельности студентов-психологов на разных курсах в связи с их удовлетворённостью процессом обучения в институте. В исследовании сделан вывод, что мотивация у студентов разных курсов отличается в зависимости от уровня профессиональной подготовки, магистратуры или бакалавриата, дополнительного образования и широты профессиональной подготовки.
«Специфика выраженности ценностей проявляется в том, что для магистров более важными являются ценности активной жизни, познания, творчества, продуктивности и конкурентоспособности, а для специалистов более значимы деньги, хорошая обстановка в стране, признание, самостоятельность, удовольствия, широкий круг общения» [2]. При этом ведущие ценности связаны с разными мотивами учебной деятельности. Познавательные и связанные с развитием личности мотивы оказываются более значимы, чем те, которые опосредованы материальными ценностями или социальным признанием. Причём познавательные мотивы (при их наличии), как правило, детерминируют все остальные. Абельгова делает вывод о том, что «в структуру взаимосвязей мотивов учения и удовлетворенности студентов содержанием и процессом профессиональной подготовки включено множество иерархически организованных и взаимосвязанных элементов. Эти взаимосвязи не являются жестко заданными, они находятся в состоянии развития и изменения, причем, на каждом этапе профессионализации имеются свои системообразующие компоненты мотивации и удовлетворенности» [2]. Также следует учитывать этап профессионализации, потому что на разных этапах выявляются разные общие и специализированные структурные взаимосвязи учебных мотивов и мотивов удовлетворённости процессом обучения.
«Специфика взаимосвязи мотивации и удовлетворенности учебной деятельностью проявляется в том, что: а) реализация мотивов поступления обусловливает удовлетворенность первокурсников возможностью развития личности в вузе; б) мотивы учения наиболее тесно взаимосвязаны с удовлетворенностью познавательных потребностей; в) мотивы реализации полученной профессии подкрепляются удовлетворенностью своими достижениями в профессиональном обучении, социальными взаимоотношениями, сложившимися в вузе; г) удовлетворенность первокурсников возможностью повысить свою профессиональную компетентность в выбранном вузе повышает мотивацию достижения конкурентоспособности выпускников вуза» [2].
Знание этих тенденций позволяет грамотно выстраивать как программы обучения, так и учитывать их при поступлении абитуриентов и их отборе на специальность «психология». Также имеет смысл учитывать взаимовлияние степени удовлетворённости обучающихся на этой специальности от процесса обучения с удовлетворённостью профессиональным выбором с целью оптимизации процесса обучения.
Можно резюмировать, что основными мотивами выбора профессии психолога являются мотивы стремления помогать другим, стремление к власти, желание общения, альтруизм и мотивация соперничества за свою конкурентоспособность.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976
- Багдасарьян Н. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социол. исслед-я. 2003. № 6. С. 113–119.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды / Под.ред. Д. И. Фельдштейна. М.1995
- Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев. 1988. 198 с.
- Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся //Вопросы психологии. — 1987. — № 1
- Жуковская В. И. Психологические основы выбора профессии. — Минск, 1978
- Забродин Ю. М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности //Вопросы психологии. — 1989 — № 6.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., «Логос», 1999
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: теория и методы изучения. — Киев, 1998
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2004
- Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988
- Москвичёв С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. — Киев., 1975.
- Орлов А. Б. Склонность к профессии. — М., 1981
- Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессий. — Киев, 1980.
- Пенкрат Л. В. Мотивы выбора профессии. — Минск, 1986.
- Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1.